PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTEGRATION BETWEEN RUSSIA AND THE CUSTOMS UNION COUNTRIES
Rubrics: ECONOMICS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the necessity and the objective principles of strengthening integration processes in the former Soviet Union. As a reflection of these processes, the role of the Customs Union of Russia, Byelorussia and Kazakhstan is investigated. The authors show a nature and a meaning of the Customs Union formation for the economy of Russia. The main aspect of the article is a characterization of improving legal framework directions and the description of the problems, which sprung up on this way.

Keywords:
Integration cooperation, Customs Union, Eurasian Economic Community.
Text
Text (PDF): Read Download

Введение

Курс на интеграцию явился важной стороной ры­ночных преобразований в России. В этих условиях вопрос о путях развития интеграционных связей принял особый смысл, так как лишь рыночные ос­новы сами по себе не обеспечивают преимуществ в мировом хозяйстве.

В настоящее время перед Россией и большинст­вом государств евразийского пространства стоит ди­лемма: смириться с ролью пассивного участника (объекта) глобализации или за счет сложения потен­циалов стать активным участником (субъектом) ми­ровых экономических процессов.

Формирование Таможенного союза и Евразий­ского интеграционного пространства обусловило расширение интереса к региональным организациям, открыло путь к дискуссиям относительно содержа­ния и роли постсоветского регионализма, изучению постсоветского пространства сквозь призму геополи­тического устройства и равновесия сил в мире.

В качестве цели исследования ставится выявле­ние противоречий и перспектив интеграционного взаимодействия России со странами Таможенного союза.

 

Объекты и методы исследований

Объектом исследования является интеграционное сотрудничество России на постсоветском простран­стве. Теоретико-методологическую основу исследо­вания составили труды отечественных и зарубежных специалистов в области экономической теории, гло­балистики, макроэкономики, интеграционных про­цессов; для решения поставленных задач использо­вались общенаучные принципы диалектики, исторического и логического, абстрактного и конкретного, эмпирического и теоретического, методы системного анализа и экономической статистики.

 

Результаты и их обсуждение

Период трансформационных изменений в 1990-е годы показал картину сочетания центробежных и центростремительных тенденций во взаимоотноше­ниях между независимыми государствами, образо­вавшимися после распада СССР, переплетение объ­ективных и субъективных факторов, определивших наличие этих тенденций. В этих условиях важной за­дачей исследования является анализ истоков и внут­ренней логики противоборства этих разнонаправ­ленных процессов. Необходимо получить реальные представления о степени мощи двух разнонаправ­ленных тенденций, причины достаточно скромных достижений в создании нового механизма взаимных связей, неустойчивости его основных элементов, со­поставить силу питающих их импульсов как основы для выработки стратегии внешнеэкономической дея­тельности для принятия принципиальных решений и действий в направлении развития международной экономической интеграции.

Следует отметить, что различные стороны меж­дународной экономической интеграции рассматри­ваются представителями разных направлений иссле­дований, это свидетельствует о важности данной проблемы и в экономической теории, и в хозяйст­венной практике.

Однако, несмотря на расширяющийся круг пуб­ликаций и выступлений по различным аспектам ме­ждународной экономической интеграции, мало раз­работанными и аргументированными являются мно­гие ее аспекты: объективные и субъективные основы международной экономической интеграции, связь международной экономической интеграции с реаль­ной интернационализацией производства и глобали­зацией, противоречивый характер ее последствий, причины дезинтеграции постсоветского простран­ства, соотношение интеграции «сверху» и «снизу», сдерживающие факторы и особенности экономиче­ской интеграции в рамках Евразийского простран­ства, перспективы развития этого процесса.

Понятие «международная экономическая инте­грация» сегодня характеризует объективно-истори­ческий процесс гармонизации экономических инте­ресов отдельных стран или регионов на основе меж­дународного разделения труда, развитие которого обеспечивается эффективностью сочетания методов национального управления и наднационального ре­гулирования с целью повышения благосостояния на­родов этих стран. Поэтому создание институтов го­сударственного регулирования, согласование прово­димой государствами социально-экономической по­литики, а затем гармонизация и сочетаемость этой политики являются важными сторонами интеграционного взаимодействия.

На наш взгляд, международную экономическую интеграцию следует рассматривать с двух позиций: как процесс сближения экономик ряда стран на ос­нове международного разделения труда, который имеет объективные экономические корни, а с другой стороны, как процесс создания межгосударственных организационно-юридических структур с целью уст­ранения преград между экономиками разных стран, а следовательно, ему придается политический и ин­ституциональный оттенок.

Главная особенность для всех стран с переходной экономикой состояла в том, что реформаторская экономическая политика осуществлялась парал­лельно с утверждением новой национальной госу­дарственности. Становление интеграционного со­трудничества происходило на фоне социально-эко­номического кризиса, национально-государствен­ного размежевания, формирования самостоятельных рыночных хозяйств.

Трудности и противоречия постсоветской инте­грации определялись переплетением объективных и субъективных факторов, то есть, с одной стороны, были обусловлены кризисом трансформационного периода, а с другой – опасениями поступиться ча­стью национального суверенитета. Независимые го­сударства, образовавшиеся после распада СССР и мировой социалистической системы хозяйства, были заинтересованы в сильных партнерах, способных со­действовать выходу из кризиса. Вот почему был сде­лан акцент в торгово-экономическом сотрудничестве на страны дальнего зарубежья. В этих условиях спе­цифика интеграционных процессов на постсоветском пространстве выразилась в невысокой доле внутри­региональной торговли и значительной роли внере­гиональных акторов (ЕС, Китай, США, отчасти Тур­ция), в чрезвычайно сложных шагах по пути ограни­чения национального суверенитета.

При создании СНГ государства не собирались де­легировать созданным ими межгосударст­венным ин­ститутам какие-либо надгосударственные полномо­чия, соглашаясь лишь на опре­деленную координа­цию действий в отдельных областях сотрудничества. Институциональные преобразования в государствах Содружества и сегодня нередко ограничиваются за­дачами удержания власти и укрепления существую­щих режимов, вывода экономики из кризиса в фазу стабилизации и подъема, снижения социальной на­пряженности в обществе.

Успехи и неудачи интеграционного сотрудниче­ства в рамках Содружества прежде всего связаны с социально-экономической ситуацией в России. Сырьевая ориентация российской экономики, высо­кая степень износа основных производственных фондов, отсутствие реальных шагов по пути иннова­ционного развития, множество препонов для разви­тия бизнеса (прежде всего малого и среднего биз­неса), чистый отток капитала, сильная поляризация в доходах и уровне благосостояния и другие сдержи­вающие факторы на пути обеспечения устойчивого экономического роста в стране не позволяют многим странам рассматривать Россию как партнера, на ко­торого следует равняться и с которым строить свое интеграционное будущее.

Несмотря на указанные обстоятельства, в целом по своему народно-хозяйственному потенциалу Рос­сия способна выполнить роль системообразующего ядра региональных интеграционных процессов в постсоветский период. Большинство из постсовет­ских государств заинтересованы в сохранении и уг­лублении взаимовыгодных экономических отноше­ний с Россией. Однако спектр их конкретных инте­ресов воплощается в основном в аспекте выгодных поставок энергоресурсов, в сохранении рынков сбыта своей продукции и получении военно-техни­ческой и иной помощи.

В 2010 г. было провозглашено создание Тамо­женного союза Белоруссии, Казахстана и России. Таможенный союз – это единая таможенная террито­рия, в пределах которой во взаимной торговле дейст­вует единый таможенный тариф, не применяются таможенные по­шлины и ограничения экономиче­ского характера, кроме специальных защитных, ан­тидем­пинговых и компенсационных мер. В отличие от Зоны свободной торговли в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торго­вая политика в отношении стран, не входящих в ТС.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казах­стана объединяет пространство, на котором прожи­вают 167 миллионов человек. На страны, входящие в Таможенный союз, приходится 82 % экономического потенциала бывшего СССР. Совокупный ВВП трех стран составляет примерно $2 трлн, а совокупный товарооборот – $900 млрд. Однако по потенциалу, по сте­пени зависимости друг от друга, а следовательно, по доле в товарообороте представленные в ТС страны достаточно сильно отличаются между собой.

Взаимная торговля со странами – членами Тамо­женного союза занимает 44,7 % объема внешней торговли Республики Беларусь, 18,2 % внешнеторго­вого оборота Республики Казахстан и 7,4 % объема внешней торговли Российской Федерации. Доля третьих стран составляет в Республике Беларусь   55,3 %, в Республике Казахстан 81,8 %, в Российской Федерации 92,6 % всего объема внешней торговли страны.

К середине 2011 г. были реализованы мероприя­тия по введению в действие пакета международных договоров в сфере единого таможенно-тарифного ре­гулирования в ТС, заложены основы формирования таможенного законодательства, введен в действие Таможенный кодекс трех стран. По опыту ЕС был образован специальный наднациональный орган – Комиссия Таможенного союза с широкими полномо­чиями, в том числе по принятию решений в области торговой и конкурентной политики, технических регламентов и субсидий. К настоящему времени со­гласовано более 11 тысяч товарных позиций для применения унифицированного тарифа в торговле со странами вне единой таможенной территории.

С 1 июля 2011 г. был полностью снят таможен­ный, транспортный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль с границ государств – чле­нов ТС и осуществлен перенос таможенной границы в рамках ТС на внешний контур. Это решение может иметь как положительные, так и отрицательные по­следствия. Несомненно, в выигрыше окажется биз­нес, который не будет тратиться на дополнительные таможенные сборы и получение дополнительных разрешений для транспортировки грузов, к тому же сэкономит время в пути. Государства смогут сокра­тить расходы на содержание таможни. Однако пере­нос границы окажет отрицательное воздействие на работников таможенных постов.

В создаваемом Едином экономическом простран­стве бизнес будет иметь равный режим доступа на общий рынок трех стран. Предприниматели смогут свободно выбирать, где им регистрировать свои предприятия, без ограничений продавать товары и предоставлять услуги на территории любого госу­дарства в ЕЭП, иметь доступ к инфраструктуре в об­ласти энергетики, транспорта и коммуникаций.

Важной стороной начального этапа интеграции является унификация технических регламентов для стран ТС. Национальные нормы, требования к каче­ству и безопасности продукции будут постепенно уходить в прошлое. Также единой должна стать и маркировка продукции. Система технического регулирования в ТС будет схожа с Европейской системой как наиболее оптимальной. В 2012 г. все национальные технические регламенты должны были быть заменены союзными, а следовательно, товары будут перемещаться свободно, без ущерба качеству и безопасности.

На 2012 г. принят 31 технический регламент Та­моженного союза, многие из которых уже вступили в силу. Наряду с техническими регламентами созда­ется база межгосударственных стандартов. Все это должно содействовать совместному поднятию тех­нического уровня промышленного производства [1].

С 1 января 2013 г. Россия унифицирует внутрен­ний и экспортно-импортный тариф на железнодо­рожные перевозки для Белоруссии и Казахстана. Это позволит казахстанским и белорусским экспедито­рам транспортировать грузы в пределах ЕЭП на ус­ловиях, идентичных российским, используя свой ло­комотивный парк.

Первые годы функционирования Таможенного союза показали, что бизнес получил реальную эко­номическую выгоду: на границах между тремя стра­нами грузы стали передвигаться более активно; со­кратились издержки предприятий и время, ранее за­трачиваемое на очереди на границах и заполнение таможенных деклараций.

Таможенный союз пока еще не показал всех своих преимуществ за период своего существования, так как темпы роста российского экспорта и импорта со странами ТС пока были сопоставимы с темпами роста экспорта и импорта со всеми странами СНГ. Российский экспорт в страны СНГ в 2011 г. увеличился на 33,1 % по сравнению с 2010 г., а российский импорт из стран СНГ увеличился на 40,5 %. В свою очередь, объем российского экспорта в 2011 г. в страны ТС составил $37,83 млрд, это на 31,5 % выше, чем за 2010 г.; российский импорт из стран ТС составил $20,54 млрд, это на 42,7 % выше, чем в 2010 г. При этом российский экспорт в Казахстан вырос на 20,9 %, в Белоруссию – на 37,8 %; импорт из Казахстана в Россию – на 54,2 %, из Белоруссии – на 37,5 %. Особенно сильным было нарастание в Россию импорта обуви из Казахстана (за 2011 г. и первый квартал 2012 г. он вырос в 263 раза). Основ­ным объяснением подобной ситуации, по мнению экспертов, является ввоз китайской обуви, которая проходит по более низким казахстанским пошлинам [2].

В целом объем взаимной торговли в 2011 г. по сравнению с 2010 г., по данным экспертов Евразий­ской экономической комиссии – ЕЭК (которая при­шла на смену Комиссии ТС), увеличился на 35,9 % и составил $62,3 млрд. Во взаимном товарообороте трех стран за 2011 г. 2/3 объема (66,9 %) приходи­лось на Россию; доля Белоруссии составляла 23,5 %, Казахстана – 9,6 %. Именно Белоруссия выступает локомотивом взаимной торговли. Доля экспорта Бе­лоруссии в страны ТС составила в первом квартале 2012 г. 32,4 % от всего объема ее экспорта, России – 8,3 %, Казахстана – 7,2 %. По оценкам ЕЭК белорусские производители в настоящее время являются лидерами по использованию преимуществ ТС и в наибольшей степени ориентированы на внутренний ры­нок ТС.

Белорусский экспорт характеризуется большей поддержкой со стороны государства и более дивер­сифицирован (в нем значительную долю составляет готовая промышленная продукция). Кроме того, по­вышению конкурентоспособности белорусских това­ров и наращиванию экспорта также помогла деваль­вация национальной валюты Белоруссии. По итогам 2011 г. в структуре импорта Белоруссии из России преобладали топливно-энергетические товары, на долю которых приходилось 66,1 % от всего объема импорта, на долю металлов и изделий из них –      11,5 %, продукции химической промышленности – 6,9 %, машин, оборудования и транспортных средств – 8,6 %. В структуре белорусского экспорта в Россию ве­дущее место занимали машины, оборудование и транспортные средства (38,8 %), на долю продоволь­ственных товаров и сельскохозяйственного сырья приходилось 23,7 %, химических товаров – 10 %,     металлов и изделий из них – 9,2 %, текстиля, текстиль­ных изделий и обуви – 9,2 %. При этом наибольший рост по сравнению с предшествующим годом был характерен для подсолнечного масла и гербицидов (по количественным параметрам – в 10 раз), чая (в 9 раз), свежемороженой рыбы (в 6,8 раза), синтетиче­ского каучука (в 6,2 раза), сливочного масла     (в 5,7 раза) [3].

При этом внешняя торговля стран ТС с третьими странами росла все же медленнее, чем взаимная тор­говля друг с другом. Во внешней торговле стран ТС доминируют минеральные ресурсы, нефть и газ; в то же время структура взаимной торговли является бо­лее сбалансированной. Доля машин и оборудования в экспорте стран ТС в начале 2012 г. составляла 17,8 %, металлов и изделий из них – 11 %, химических товаров – 9,7 % [4].

После вступления России в ВТО ее партнерам по Таможенному союзу будет труднее поддерживать неконкурентоспособные отрасли. Например, под ударом импортной продукции могут оказаться сразу несколько важных отраслей белорусской экономики (в том числе производители сельскохозяйственного оборудования). По подсчетам экспертов, загради­тельные пошлины на него Белоруссии как партнеру России по Таможенному союзу придется снизить на 5–10 %. Давление же со стороны таково, что это приведет к росту импорта европейской техники для сельского хозяйства примерно в пять раз. Такая рез­кая переориентация белорусских потребителей неиз­бежно закончится банкротством для многих бело­русских производителей. Аналогичные проблемы ждут и работников легкой промышленности, и про­изводителей мебели, и алкогольный сектор, и другие отрасли.

Присоединение Украины к Таможенному союзу может существенно увеличить вес и роль данной ор­ганизации в мировом хозяйстве. Украина имеет транспортную близость к Европе, обладает портами, газотранспортной системой, разветвленными желез­ными дорогами. Природные и климатические усло­вия данной страны позволяют усилить позиции в аг­рарной сфере. Однако возможность реализации вы­шеуказанного потенциала в значительной степени связана с согласованными действиями со странами-соседями.

Согласно результатам имеющихся макроэконо­мических исследований участие Украины в Тамо­женном союзе и ЕЭП даст полуторакратное увеличе­ние макроэкономического эффекта его создания и качественное расширение возможностей развития высокотехнологических отраслей промышленности. Для Украины это участие даст около трети прироста ВВП в 10-летней перспективе, обеспечит выживание и развитие критически зависимых от российского рынка машиностроительного, агропромышленного и химико-металлургического комплексов, составляю­щих основу украинской экономики.

Присоединение Украины к Таможенному союзу обеспечит ей улучшение условий торговли на         $7–8 млрд в год, а также создаст возможности запуска крупномасштабных совместных проектов в авиационной, ракетно-космической, атомной проышлен­ности, химико-металлургическом и агропромышлен­ном комплексах, что даст мощный импульс для эко­номического роста. Доступ к российским энергети­ческому и сырьевому рынкам позволит привести це­новые пропорции к нормальному для украинской экономики уровню. И наоборот, сохранение экс­портных пошлин и контрактных цен на газ на ны­нешнем уровне, а также существующих торговых барьеров обрекает основные отрасли украинской экономики на банкротство, значительную часть на­селения – на безработицу и нищету, а политическое руководство – на неизбежную утрату власти.

Надо заметить, что формирование на всей или на части постсоветского пространства еди­ного тамо­женного порядка и унификация национальных зако­нодательств еще не приведут к созданию единого экономического пространства в структурно-эконо­мическом понимании. Структурная адаптация эко­номик стран друг к другу на рыночной основе по сути пока находится на зародышевом уровне.

Экономическая интеграция – это не только ре­зультат, но и средство развития. Она может исполь­зоваться в качестве действенного рычага модерниза­ции и общего подъема экономики. Если учесть, что Россия и другие страны постсоветского пространства еще не вошли в период устойчивого развития (осо­бенно остро это продемонстрировал мировой эконо­мический и финансовый кризис 2008–2009 годов), то в качестве резерва этого развития может рассматри­ваться именно интеграция. Она открывает возмож­ности расширения экспортного потенциала страны, увеличения транснациональных тенденций в дея­тельности российских крупных компаний, укрепле­ния кооперационных связей, разрешения проблемы моногородов, уменьшения количества дотационных регионов России, преодоления чрезмерной диффе­ренциации доходов населения.

В этой связи в современной стратегии развития российской экономики евразийская экономическая интеграция должна стать одним из приоритетных направлений социально-экономической политики, а сами интеграционные объединения – важным факто­ром общего социально-экономического прогресса.

Развитие России должно опираться на использо­вание таких конкурентных преимуществ, как един­ство ресурсного, территориального и творческого потенциала граждан. Пока Россией задействована только первая группа преимуществ. Для использования территориального потенциала необходимо развитие инфраструктуры, для творческого потенциала – создание благоприятного инвестиционного климата как важнейшего условия для реализации пред­принимательской инициативы.

Перед Россией стоит задача не только повышения эффективности экономики, но и выхода в число ин­теллектуально-культурных лидеров современного мира, способных генерировать и воплощать новые научно-технические и социально-культурные идеи. В решении этой задачи важным направлением является задействование институциональной модернизации интеграционных процессов на евразийском про­странстве.

Особенностью интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве является акцент на «интеграцию сверху», которая предполагает приня­тие межгосударственных реше­ний. Вместе с сущест­вованием многочисленных соглашений и созданием немалого числа надна­циональных органов продви­жение по пути «интеграции снизу» (на микроуровне) малозаметно. Одной из граней «интеграции снизу» является становление и распространение деятельно­сти корпоративных структур транснационального типа. Активизация транснациональных устремлений компаний на евразийском пространстве и развитие кооперационных связей между филиалами и дочер­ними компаниями, между филиалами ТНК и мест­ными фирмами – это наиболее функциональный, прагматичный подход к дальнейшему разви­тию ре­гиональной экономической интеграции.

В качестве резерва региональной интеграции мо­жет рассматриваться малый и средний бизнес. Пока они практически полностью отторгнуты от участия в международных экономических отношениях.

Между двумя уровнями интеграционного про­цесса должно быть обеспечено необходимое един­ство. На базе выработанных направлений макроэко­номической интеграции государственными и межго­сударственными институтами должны формиро­ваться интеграционные механизмы, обеспечивающие интенсификацию интеграционных процессов на микроуровне. В свою очередь, создание гомогенной экономической среды, позволяющей обеспечить эф­фективное взаимодействие хозяйствующих субъек­тов на микроуровне, будет являться объективной ос­новой реальной региональной интеграции.

Для России глобализация и регионализация ми­рового хозяйства, с одной стороны, являются серьез­ным вызовом, а с другой – дают шанс повысить кон­курентоспособность национальной экономики и вос­становить утраченные позиции в мире.

 

References

1. Vstrecha s glavoy Kollegii EEK Viktorom Hristenko. Prezident Rossii. Oficial'nyy sayt, 2012. http://news.kremlin.ru/news/16050/print

2. V Rossii mogut byt' vvedeny osobye usloviya raboty Tamozhennogo soyuza. Informacionno-konsul'tativnaya sis-tema Virtual'naya Tamozhnya, 2012. http://vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=13&action=show&id=11242

3. Itogi vneshney torgovli Rossii s Respublikoy Belarus' za 2011 g. Portal vneshneekonomicheskoy informacii, 2011. http://www.ved.gov.ru/exportcountries/by/by_ru_relations/ by_ru_trade/

4. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. Statisticheskiy sbornik. - M., 2012.


Login or Create
* Forgot password?