Кемерово, Кемеровская область, Россия
Кемерово, Кемеровская область, Россия
Кемерово, Кемеровская область, Россия
В статье раскрываются необходимость и объективные основы усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В качестве отражения этих процессов исследуется роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Авторы показывают природу и значение образования Таможенного союза для экономики нашей страны. Важным аспектом анализа в статье является характеристика направлений совершенствования правовой базы интеграционного сотрудничества и проблем, которые возникают на этом пути.
Интеграция, Таможенный союз, Единое экономическое пространство.
Введение
Курс на интеграцию явился важной стороной рыночных преобразований в России. В этих условиях вопрос о путях развития интеграционных связей принял особый смысл, так как лишь рыночные основы сами по себе не обеспечивают преимуществ в мировом хозяйстве.
В настоящее время перед Россией и большинством государств евразийского пространства стоит дилемма: смириться с ролью пассивного участника (объекта) глобализации или за счет сложения потенциалов стать активным участником (субъектом) мировых экономических процессов.
Формирование Таможенного союза и Евразийского интеграционного пространства обусловило расширение интереса к региональным организациям, открыло путь к дискуссиям относительно содержания и роли постсоветского регионализма, изучению постсоветского пространства сквозь призму геополитического устройства и равновесия сил в мире.
В качестве цели исследования ставится выявление противоречий и перспектив интеграционного взаимодействия России со странами Таможенного союза.
Объекты и методы исследований
Объектом исследования является интеграционное сотрудничество России на постсоветском пространстве. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов в области экономической теории, глобалистики, макроэкономики, интеграционных процессов; для решения поставленных задач использовались общенаучные принципы диалектики, исторического и логического, абстрактного и конкретного, эмпирического и теоретического, методы системного анализа и экономической статистики.
Результаты и их обсуждение
Период трансформационных изменений в 1990-е годы показал картину сочетания центробежных и центростремительных тенденций во взаимоотношениях между независимыми государствами, образовавшимися после распада СССР, переплетение объективных и субъективных факторов, определивших наличие этих тенденций. В этих условиях важной задачей исследования является анализ истоков и внутренней логики противоборства этих разнонаправленных процессов. Необходимо получить реальные представления о степени мощи двух разнонаправленных тенденций, причины достаточно скромных достижений в создании нового механизма взаимных связей, неустойчивости его основных элементов, сопоставить силу питающих их импульсов как основы для выработки стратегии внешнеэкономической деятельности для принятия принципиальных решений и действий в направлении развития международной экономической интеграции.
Следует отметить, что различные стороны международной экономической интеграции рассматриваются представителями разных направлений исследований, это свидетельствует о важности данной проблемы и в экономической теории, и в хозяйственной практике.
Однако, несмотря на расширяющийся круг публикаций и выступлений по различным аспектам международной экономической интеграции, мало разработанными и аргументированными являются многие ее аспекты: объективные и субъективные основы международной экономической интеграции, связь международной экономической интеграции с реальной интернационализацией производства и глобализацией, противоречивый характер ее последствий, причины дезинтеграции постсоветского пространства, соотношение интеграции «сверху» и «снизу», сдерживающие факторы и особенности экономической интеграции в рамках Евразийского пространства, перспективы развития этого процесса.
Понятие «международная экономическая интеграция» сегодня характеризует объективно-исторический процесс гармонизации экономических интересов отдельных стран или регионов на основе международного разделения труда, развитие которого обеспечивается эффективностью сочетания методов национального управления и наднационального регулирования с целью повышения благосостояния народов этих стран. Поэтому создание институтов государственного регулирования, согласование проводимой государствами социально-экономической политики, а затем гармонизация и сочетаемость этой политики являются важными сторонами интеграционного взаимодействия.
На наш взгляд, международную экономическую интеграцию следует рассматривать с двух позиций: как процесс сближения экономик ряда стран на основе международного разделения труда, который имеет объективные экономические корни, а с другой стороны, как процесс создания межгосударственных организационно-юридических структур с целью устранения преград между экономиками разных стран, а следовательно, ему придается политический и институциональный оттенок.
Главная особенность для всех стран с переходной экономикой состояла в том, что реформаторская экономическая политика осуществлялась параллельно с утверждением новой национальной государственности. Становление интеграционного сотрудничества происходило на фоне социально-экономического кризиса, национально-государственного размежевания, формирования самостоятельных рыночных хозяйств.
Трудности и противоречия постсоветской интеграции определялись переплетением объективных и субъективных факторов, то есть, с одной стороны, были обусловлены кризисом трансформационного периода, а с другой – опасениями поступиться частью национального суверенитета. Независимые государства, образовавшиеся после распада СССР и мировой социалистической системы хозяйства, были заинтересованы в сильных партнерах, способных содействовать выходу из кризиса. Вот почему был сделан акцент в торгово-экономическом сотрудничестве на страны дальнего зарубежья. В этих условиях специфика интеграционных процессов на постсоветском пространстве выразилась в невысокой доле внутрирегиональной торговли и значительной роли внерегиональных акторов (ЕС, Китай, США, отчасти Турция), в чрезвычайно сложных шагах по пути ограничения национального суверенитета.
При создании СНГ государства не собирались делегировать созданным ими межгосударственным институтам какие-либо надгосударственные полномочия, соглашаясь лишь на определенную координацию действий в отдельных областях сотрудничества. Институциональные преобразования в государствах Содружества и сегодня нередко ограничиваются задачами удержания власти и укрепления существующих режимов, вывода экономики из кризиса в фазу стабилизации и подъема, снижения социальной напряженности в обществе.
Успехи и неудачи интеграционного сотрудничества в рамках Содружества прежде всего связаны с социально-экономической ситуацией в России. Сырьевая ориентация российской экономики, высокая степень износа основных производственных фондов, отсутствие реальных шагов по пути инновационного развития, множество препонов для развития бизнеса (прежде всего малого и среднего бизнеса), чистый отток капитала, сильная поляризация в доходах и уровне благосостояния и другие сдерживающие факторы на пути обеспечения устойчивого экономического роста в стране не позволяют многим странам рассматривать Россию как партнера, на которого следует равняться и с которым строить свое интеграционное будущее.
Несмотря на указанные обстоятельства, в целом по своему народно-хозяйственному потенциалу Россия способна выполнить роль системообразующего ядра региональных интеграционных процессов в постсоветский период. Большинство из постсоветских государств заинтересованы в сохранении и углублении взаимовыгодных экономических отношений с Россией. Однако спектр их конкретных интересов воплощается в основном в аспекте выгодных поставок энергоресурсов, в сохранении рынков сбыта своей продукции и получении военно-технической и иной помощи.
В 2010 г. было провозглашено создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Таможенный союз – это единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от Зоны свободной торговли в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в ТС.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана объединяет пространство, на котором проживают 167 миллионов человек. На страны, входящие в Таможенный союз, приходится 82 % экономического потенциала бывшего СССР. Совокупный ВВП трех стран составляет примерно $2 трлн, а совокупный товарооборот – $900 млрд. Однако по потенциалу, по степени зависимости друг от друга, а следовательно, по доле в товарообороте представленные в ТС страны достаточно сильно отличаются между собой.
Взаимная торговля со странами – членами Таможенного союза занимает 44,7 % объема внешней торговли Республики Беларусь, 18,2 % внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,4 % объема внешней торговли Российской Федерации. Доля третьих стран составляет в Республике Беларусь 55,3 %, в Республике Казахстан 81,8 %, в Российской Федерации 92,6 % всего объема внешней торговли страны.
К середине 2011 г. были реализованы мероприятия по введению в действие пакета международных договоров в сфере единого таможенно-тарифного регулирования в ТС, заложены основы формирования таможенного законодательства, введен в действие Таможенный кодекс трех стран. По опыту ЕС был образован специальный наднациональный орган – Комиссия Таможенного союза с широкими полномочиями, в том числе по принятию решений в области торговой и конкурентной политики, технических регламентов и субсидий. К настоящему времени согласовано более 11 тысяч товарных позиций для применения унифицированного тарифа в торговле со странами вне единой таможенной территории.
С 1 июля 2011 г. был полностью снят таможенный, транспортный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль с границ государств – членов ТС и осуществлен перенос таможенной границы в рамках ТС на внешний контур. Это решение может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Несомненно, в выигрыше окажется бизнес, который не будет тратиться на дополнительные таможенные сборы и получение дополнительных разрешений для транспортировки грузов, к тому же сэкономит время в пути. Государства смогут сократить расходы на содержание таможни. Однако перенос границы окажет отрицательное воздействие на работников таможенных постов.
В создаваемом Едином экономическом пространстве бизнес будет иметь равный режим доступа на общий рынок трех стран. Предприниматели смогут свободно выбирать, где им регистрировать свои предприятия, без ограничений продавать товары и предоставлять услуги на территории любого государства в ЕЭП, иметь доступ к инфраструктуре в области энергетики, транспорта и коммуникаций.
Важной стороной начального этапа интеграции является унификация технических регламентов для стран ТС. Национальные нормы, требования к качеству и безопасности продукции будут постепенно уходить в прошлое. Также единой должна стать и маркировка продукции. Система технического регулирования в ТС будет схожа с Европейской системой как наиболее оптимальной. В 2012 г. все национальные технические регламенты должны были быть заменены союзными, а следовательно, товары будут перемещаться свободно, без ущерба качеству и безопасности.
На 2012 г. принят 31 технический регламент Таможенного союза, многие из которых уже вступили в силу. Наряду с техническими регламентами создается база межгосударственных стандартов. Все это должно содействовать совместному поднятию технического уровня промышленного производства [1].
С 1 января 2013 г. Россия унифицирует внутренний и экспортно-импортный тариф на железнодорожные перевозки для Белоруссии и Казахстана. Это позволит казахстанским и белорусским экспедиторам транспортировать грузы в пределах ЕЭП на условиях, идентичных российским, используя свой локомотивный парк.
Первые годы функционирования Таможенного союза показали, что бизнес получил реальную экономическую выгоду: на границах между тремя странами грузы стали передвигаться более активно; сократились издержки предприятий и время, ранее затрачиваемое на очереди на границах и заполнение таможенных деклараций.
Таможенный союз пока еще не показал всех своих преимуществ за период своего существования, так как темпы роста российского экспорта и импорта со странами ТС пока были сопоставимы с темпами роста экспорта и импорта со всеми странами СНГ. Российский экспорт в страны СНГ в 2011 г. увеличился на 33,1 % по сравнению с 2010 г., а российский импорт из стран СНГ увеличился на 40,5 %. В свою очередь, объем российского экспорта в 2011 г. в страны ТС составил $37,83 млрд, это на 31,5 % выше, чем за 2010 г.; российский импорт из стран ТС составил $20,54 млрд, это на 42,7 % выше, чем в 2010 г. При этом российский экспорт в Казахстан вырос на 20,9 %, в Белоруссию – на 37,8 %; импорт из Казахстана в Россию – на 54,2 %, из Белоруссии – на 37,5 %. Особенно сильным было нарастание в Россию импорта обуви из Казахстана (за 2011 г. и первый квартал 2012 г. он вырос в 263 раза). Основным объяснением подобной ситуации, по мнению экспертов, является ввоз китайской обуви, которая проходит по более низким казахстанским пошлинам [2].
В целом объем взаимной торговли в 2011 г. по сравнению с 2010 г., по данным экспертов Евразийской экономической комиссии – ЕЭК (которая пришла на смену Комиссии ТС), увеличился на 35,9 % и составил $62,3 млрд. Во взаимном товарообороте трех стран за 2011 г. 2/3 объема (66,9 %) приходилось на Россию; доля Белоруссии составляла 23,5 %, Казахстана – 9,6 %. Именно Белоруссия выступает локомотивом взаимной торговли. Доля экспорта Белоруссии в страны ТС составила в первом квартале 2012 г. 32,4 % от всего объема ее экспорта, России – 8,3 %, Казахстана – 7,2 %. По оценкам ЕЭК белорусские производители в настоящее время являются лидерами по использованию преимуществ ТС и в наибольшей степени ориентированы на внутренний рынок ТС.
Белорусский экспорт характеризуется большей поддержкой со стороны государства и более диверсифицирован (в нем значительную долю составляет готовая промышленная продукция). Кроме того, повышению конкурентоспособности белорусских товаров и наращиванию экспорта также помогла девальвация национальной валюты Белоруссии. По итогам 2011 г. в структуре импорта Белоруссии из России преобладали топливно-энергетические товары, на долю которых приходилось 66,1 % от всего объема импорта, на долю металлов и изделий из них – 11,5 %, продукции химической промышленности – 6,9 %, машин, оборудования и транспортных средств – 8,6 %. В структуре белорусского экспорта в Россию ведущее место занимали машины, оборудование и транспортные средства (38,8 %), на долю продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья приходилось 23,7 %, химических товаров – 10 %, металлов и изделий из них – 9,2 %, текстиля, текстильных изделий и обуви – 9,2 %. При этом наибольший рост по сравнению с предшествующим годом был характерен для подсолнечного масла и гербицидов (по количественным параметрам – в 10 раз), чая (в 9 раз), свежемороженой рыбы (в 6,8 раза), синтетического каучука (в 6,2 раза), сливочного масла (в 5,7 раза) [3].
При этом внешняя торговля стран ТС с третьими странами росла все же медленнее, чем взаимная торговля друг с другом. Во внешней торговле стран ТС доминируют минеральные ресурсы, нефть и газ; в то же время структура взаимной торговли является более сбалансированной. Доля машин и оборудования в экспорте стран ТС в начале 2012 г. составляла 17,8 %, металлов и изделий из них – 11 %, химических товаров – 9,7 % [4].
После вступления России в ВТО ее партнерам по Таможенному союзу будет труднее поддерживать неконкурентоспособные отрасли. Например, под ударом импортной продукции могут оказаться сразу несколько важных отраслей белорусской экономики (в том числе производители сельскохозяйственного оборудования). По подсчетам экспертов, заградительные пошлины на него Белоруссии как партнеру России по Таможенному союзу придется снизить на 5–10 %. Давление же со стороны таково, что это приведет к росту импорта европейской техники для сельского хозяйства примерно в пять раз. Такая резкая переориентация белорусских потребителей неизбежно закончится банкротством для многих белорусских производителей. Аналогичные проблемы ждут и работников легкой промышленности, и производителей мебели, и алкогольный сектор, и другие отрасли.
Присоединение Украины к Таможенному союзу может существенно увеличить вес и роль данной организации в мировом хозяйстве. Украина имеет транспортную близость к Европе, обладает портами, газотранспортной системой, разветвленными железными дорогами. Природные и климатические условия данной страны позволяют усилить позиции в аграрной сфере. Однако возможность реализации вышеуказанного потенциала в значительной степени связана с согласованными действиями со странами-соседями.
Согласно результатам имеющихся макроэкономических исследований участие Украины в Таможенном союзе и ЕЭП даст полуторакратное увеличение макроэкономического эффекта его создания и качественное расширение возможностей развития высокотехнологических отраслей промышленности. Для Украины это участие даст около трети прироста ВВП в 10-летней перспективе, обеспечит выживание и развитие критически зависимых от российского рынка машиностроительного, агропромышленного и химико-металлургического комплексов, составляющих основу украинской экономики.
Присоединение Украины к Таможенному союзу обеспечит ей улучшение условий торговли на $7–8 млрд в год, а также создаст возможности запуска крупномасштабных совместных проектов в авиационной, ракетно-космической, атомной проышленности, химико-металлургическом и агропромышленном комплексах, что даст мощный импульс для экономического роста. Доступ к российским энергетическому и сырьевому рынкам позволит привести ценовые пропорции к нормальному для украинской экономики уровню. И наоборот, сохранение экспортных пошлин и контрактных цен на газ на нынешнем уровне, а также существующих торговых барьеров обрекает основные отрасли украинской экономики на банкротство, значительную часть населения – на безработицу и нищету, а политическое руководство – на неизбежную утрату власти.
Надо заметить, что формирование на всей или на части постсоветского пространства единого таможенного порядка и унификация национальных законодательств еще не приведут к созданию единого экономического пространства в структурно-экономическом понимании. Структурная адаптация экономик стран друг к другу на рыночной основе по сути пока находится на зародышевом уровне.
Экономическая интеграция – это не только результат, но и средство развития. Она может использоваться в качестве действенного рычага модернизации и общего подъема экономики. Если учесть, что Россия и другие страны постсоветского пространства еще не вошли в период устойчивого развития (особенно остро это продемонстрировал мировой экономический и финансовый кризис 2008–2009 годов), то в качестве резерва этого развития может рассматриваться именно интеграция. Она открывает возможности расширения экспортного потенциала страны, увеличения транснациональных тенденций в деятельности российских крупных компаний, укрепления кооперационных связей, разрешения проблемы моногородов, уменьшения количества дотационных регионов России, преодоления чрезмерной дифференциации доходов населения.
В этой связи в современной стратегии развития российской экономики евразийская экономическая интеграция должна стать одним из приоритетных направлений социально-экономической политики, а сами интеграционные объединения – важным фактором общего социально-экономического прогресса.
Развитие России должно опираться на использование таких конкурентных преимуществ, как единство ресурсного, территориального и творческого потенциала граждан. Пока Россией задействована только первая группа преимуществ. Для использования территориального потенциала необходимо развитие инфраструктуры, для творческого потенциала – создание благоприятного инвестиционного климата как важнейшего условия для реализации предпринимательской инициативы.
Перед Россией стоит задача не только повышения эффективности экономики, но и выхода в число интеллектуально-культурных лидеров современного мира, способных генерировать и воплощать новые научно-технические и социально-культурные идеи. В решении этой задачи важным направлением является задействование институциональной модернизации интеграционных процессов на евразийском пространстве.
Особенностью интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве является акцент на «интеграцию сверху», которая предполагает принятие межгосударственных решений. Вместе с существованием многочисленных соглашений и созданием немалого числа наднациональных органов продвижение по пути «интеграции снизу» (на микроуровне) малозаметно. Одной из граней «интеграции снизу» является становление и распространение деятельности корпоративных структур транснационального типа. Активизация транснациональных устремлений компаний на евразийском пространстве и развитие кооперационных связей между филиалами и дочерними компаниями, между филиалами ТНК и местными фирмами – это наиболее функциональный, прагматичный подход к дальнейшему развитию региональной экономической интеграции.
В качестве резерва региональной интеграции может рассматриваться малый и средний бизнес. Пока они практически полностью отторгнуты от участия в международных экономических отношениях.
Между двумя уровнями интеграционного процесса должно быть обеспечено необходимое единство. На базе выработанных направлений макроэкономической интеграции государственными и межгосударственными институтами должны формироваться интеграционные механизмы, обеспечивающие интенсификацию интеграционных процессов на микроуровне. В свою очередь, создание гомогенной экономической среды, позволяющей обеспечить эффективное взаимодействие хозяйствующих субъектов на микроуровне, будет являться объективной основой реальной региональной интеграции.
Для России глобализация и регионализация мирового хозяйства, с одной стороны, являются серьезным вызовом, а с другой – дают шанс повысить конкурентоспособность национальной экономики и восстановить утраченные позиции в мире.
1. Встреча с главой Коллегии ЕЭК Виктором Христенко. Президент России. Официальный сайт, 2012. http://news.kremlin.ru/news/16050/print
2. В России могут быть введены особые условия работы Таможенного союза. Информационно-консультативная сис-тема Виртуальная Таможня, 2012. http://vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=13&action=show&id=11242
3. Итоги внешней торговли России с Республикой Беларусь за 2011 г. Портал внешнеэкономической информации, 2011. http://www.ved.gov.ru/exportcountries/by/by_ru_relations/ by_ru_trade/
4. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. - М., 2012.