Владивосток, Россия
Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки количественных моделей, позволяющих эффективно управлять исторической памятью, учитывая текущую структуру молодежного сегмента по уровню исторической памяти. Предложен теоретико-методологический подход к управлению процессом формирования исторической памяти молодежи, основанный на количественных оценках состояния исторической памяти. Цель – уточнить понятийный аппарат, необходимый для моделирования процесса формирования исторической памяти молодежи, и выработать принципы управления этим процессом. Применены социологический опрос, Text Mining, методы контент-анализа научных статей, типологии, группировки, классификации и обобщения, а также многомерные статистические методы. Дано определение понятия историческая память молодежи, выделены основные формы ее проявления. Конкретизированы индикаторы форм проявления исторической памяти, показатели оценки индикаторов, структура молодежного сегмента по уровню исторической памяти, критерии сформированности исторической памяти. Предложен методологический подход к определению количественной оценки структуры молодежного сегмента по уровню исторической памяти. Разработана концептуальная модель управления исторической памятью молодежи, которая базируется на стратификации уровней исторической памяти по выделенным индикаторам. Полученные результаты служат базой для создания когнитивной модели управления исторической памятью и могут быть полезны для специалистов, занимающихся исследованием сложных социально-экономических явлений, которые не имеют однозначной трактовки, и руководителей региональных органов управления, в задачи которых входит разработка политики формирования самосознания молодежи.
историческая память, молодежь, концептуальная модель управления, социологический онлайн-опрос, индикаторы, история России
1. Воденко К. В. Теория и методология исследования роли ресурса исторической памяти в формировании социально-инвестиционной модели регионального развития. Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 2. С. 258–267. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.2.19
2. Алексеева И. Ю. Управление исторической памятью как трансдисциплинарная проблема. Философия науки и техники. 2019. Т. 24. № 2. С. 82–95. https://elibrary.ru/svyzwc
3. Ростовцев Е. А., Сосницкий Д. А. Направления исследований исторической памяти в России. Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2014. № 2. С. 106–126. https://elibrary.ru/sfacsl
4. Шендрикова С. П., Царина М. А. Понятие исторической памяти в отечественной историографии. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 4. С. 147–153. https://elibrary.ru/ejeeuo
5. Грибан И. В. Историческая память как исследовательская проблема: анализ современных подходов. Бюллетень науки и практики. 2016. № 11. С. 334–342. https://doi.org/10.5281/zenodo.166991
6. Сидорова Л. О. Концептуальные подходы к понятию «историческая память». Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 4. С. 81–86. https://elibrary.ru/pcpvlp
7. Дмитриева О. О. Историческая память и механизмы ее формирования: анализ историографических концепций в отечественной науке. Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №. 6. С. 132–137. https://elibrary.ru/ugvvvf
8. Мазур Л. Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 3. С. 243–256. https://elibrary.ru/ruqygv
9. Мысливец Н. Л., Романов О. А. Историческая память как социокультурный феномен: опыт социологической реконструкции. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 9–19. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-1-9-19
10. Красноборов М. А. Социальные технологии в системе управления формированием исторической памяти учащихся школ. Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 6. С. 30–33. https://doi.org/10.24158/spp.2018.6.4
11. Сафронова Ю. А. Историческая память: введение. СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2019. 220 с. https://elibrary.ru/poeswb
12. Бойков В. Э. Историческая память в современном российском обществе: состояние и проблемы формирования. Социология власти. 2011. № 5. С. 44–52. https://elibrary.ru/oihkyb
13. Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Динамика исторической памяти в российском обществе (по результатам социологического мониторинга). Социологические исследования. 2016. № 3. С. 98–107. https://elibrary.ru/vxvzsv
14. Меркушин В. И., Тимофеев П. Т. События прошлого и современности в исторической памяти россиян (результаты социологического мониторинга). Социология власти. 2009. № 8. С. 58–69. https://elibrary.ru/jxoffi
15. Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния. Новая и новейшая история. 2000. № 4. С. 3–14. https://elibrary.ru/rgednb
16. Кулиш В. В., Матвеева Н. А. Социальный механизм функционирования исторической памяти. Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 16–23. https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.1
17. Путятина Т. П. Формирование исторического сознания школьной молодежи в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2007. 23 с. https://elibrary.ru/nowbsv
18. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история. Т. 2. Образы прошлого. СПб.: Наука, 2006. 751 c.
19. Протасеня Е. А. Историческая память как фактор формирования этнической идентичности. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 2. С. 175–180. https://elibrary.ru/wovaur
20. Репина Л. П. Национальная история, историческая память и «история историков». Вестник Российской нации. 2010. № 3. С. 65–77. https://elibrary.ru/nbnacf
21. Барышков В. П., Вашурин А. Н., Величко Г. А., Кудряшов С. В., Мишина И. В. Защита исторической памяти как педагогическая основа организации воспитательной работы в вузах. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2021. 224 с. https://elibrary.ru/sljkso
22. Бараш Р. Э. Семейная история и семейная память в России 2020-х годов. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2023. № 4. С. 141–162. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2023-111-4-141-162
23. Малинова О. Ю. Коммеморация исторических событий как инструмент символической политики: возможности сравнительного анализа. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 4. С. 6–22. https://elibrary.ru/xtxfpf
24. Боймирзаев С. Б. Роль коммеморативных практик в процессе функционирования и развития исторической памяти. Проблемы науки. 2017. № 7. С. 49–51. https://elibrary.ru/zbiewt
25. Москвина И. К. Трансформации коммеморативных практик в культуре современной России. Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 2-1. С. 166–170. https://elibrary.ru/bcmpkx
26. Иголкин К. С., Домрачев С. С. Информированность граждан о своей семейной истории и ее роль в формировании социально-исторической памяти. Социум и власть. 2016. № 5. С. 43–48. https://elibrary.ru/xbwjxb
27. Смирнова М. И. Российская молодежь как основной объект информационного воздействия в условиях информационных войн. Тенденции развития науки и образования. 2021. № 80-5. С. 144–146. https://doi.org/10.18411/trnio-12-2021-250
28. Тесленко А. Н., Колыванова Л. А., Дудина Е. В., Глубокова М. Н. Молодежь в фокусе информационно-психологической войны. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25. № 91. С. 121–129. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2023-25-91-121-129
29. Мартышенко Н. С. Методика оценки структуры молодежного сегмента по уровни исторической памяти. Вестник Академии знаний. 2025. № 1. С. 824–833. https://elibrary.ru/ulrifb
30. Грибан И. В., Грибан О. Н. Актуальное прошлое: веб-ресурсы как инструмент сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Преподавание истории в школе. 2016. № 1. С. 33–37. https://elibrary.ru/wemrxv
31. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2012. 543 с. https://elibrary.ru/rbyfzh