Ленинск-Кузнецкий, Россия
Ленинск-Кузнецкий, Россия
Современное образование требует от учителя не только передачи знаний, но и формирования у обучающихся исследовательских умений, способности к критическому мышлению и креативности. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся на практике применять математические концепции, что способствует более глубокому пониманию предмета. Цель – рассмотреть значение и организацию проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения математике в гимназии. Анализируются различные подходы к реализации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики. Описаны цели и задачи такой формы работы, а также ее роль в развитии у учащихся навыков критического мышления, самостоятельного поиска информации и решения проблем. Особое внимание уделено практическим аспектам внедрения проектных методов в учебный процесс, включая выбор тем проектов, формирование групп, планирование работы, этапы выполнения, оценку результатов и презентацию результатов. Обращается внимание на междисциплинарный характер проектных работ, который позволяет интегрировать математику с другими предметами. Приводятся примеры проектов, которые демонстрируют взаимосвязь математики с реальной жизнью и различными областями знаний, способствуют формированию у школьников интереса к предмету, развитию творческих способностей. В результате подчеркивается значимость проектно-исследовательской деятельности как эффективного инструмента, способствующего формированию у учащихся ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в будущем.
проектно-исследовательская деятельность, групповой проект, профориентационный проект, результаты проекта, математические знания, критическое мышление, успешная адаптация
1. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта школьников. Фундаментальные исследования. 2013. № 11-3. С. 546–550. https://elibrary.ru/rtmjgl
2. Опарина Е. В. Развитие социальных навыков школьников как педагогическая проблема. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 4. С. 33–37. https://elibrary.ru/zxhkaj
3. Серебровская Н. Е., Кочергина И. С. Креативность как компетенция специалистов социономических профессий. Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-2. С. 146–151. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.96.6.068
4. Ганиева Э. А. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в современном образовательном пространстве. Мир науки. 2016. Т. 4. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN416.pdf (дата обращения: 06.10.2024).
5. Горев П. М., Козлова Е. В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы. Концепт. 2015. № 2. С. 76–80. https://elibrary.ru/tjyzyx
6. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход. Народное образование. 2018. № 6-7. С. 116–121. https://elibrary.ru/uxajin
7. Аптикиев А. Х., Аптикиева Л. Р., Бурсакова М. С. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности. Оренбург: ОГПУ, 2022. 128 с. https://elibrary.ru/obgmmx
8. Смирнова С. В. Основы проектной и исследовательской деятельности обучающихся. М.: Директ-Медиа, 2023. 173 с. https://doi.org/10.23681/698987
9. Иванова Н. В. Психолого-педагогические аспекты организации проектной деятельности в начальном звене школьного обучения. Сибирский психологический журнал. 2011. № 41. С. 25–35. https://elibrary.ru/opwxvj
10. Воровщиков С. Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 5 за знания, 2010. 402 с. https://elibrary.ru/qydifx
11. Панкратова В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы. Инновационные педагогические технологии: Междунар. науч. конф. (Казань, 20–23 октября 2014 г.) Казань: Бук, 2014. С. 41–44. https://elibrary.ru/sxbrev
12. Баракова Е. А. Управление процессом формирования регулятивных умений учащихся в исследовательском обучении. Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1. С. 75–78. https://elibrary.ru/pwvxpn
13. Голд Е. А. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Проблемы и перспективы развития образования: VI Междунар. науч. конф. (Пермь, 20–23 апреля 2015 г.) Пермь: Меркурий, 2015. С. 73–76. https://elibrary.ru/trejzf
14. Караптан А. И. Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе. Школьная педагогика. 2022. № 3. С. 8–11. https://elibrary.ru/vonkyy
15. Левицкая Е. В. Критерии и показатели проектной деятельности учащихся. Молодой ученый. 2018. № 49. С. 284–286. https://elibrary.ru/vogtue
16. Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом. Образование в современной школе. 2000. № 4. С. 31–34.
17. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. С. 22–32. https://elibrary.ru/yfhinh
18. Поливанова К. Н. Проектная деятельность учащихся. М.: Просвещение, 2008. 192 с. https://elibrary.ru/qvuxnv
19. Храпова О. П., Гончарова Н. В., Рукина Н. А. Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения мотивации к обучению у учащихся 5–6-х классов. Молодой ученый. 2024. № 43. С. 334–336. https://elibrary.ru/oolirj
20. Лариков А. А., Елизарова И. С. Организация долгосрочных проектов в школе как средство реализации федеральных государственных стандартов основного общего образования. Молодой ученый. 2015. № 10-1. С. 39–42. https://elibrary.ru/tuejkh
21. Циленко Л. П. Актуальность моделирования интегративной системы мотивации на результат в процессе формирования специалиста нового поколения. Известия МГТУ МАМИ. 2014. Т. 5. № 1. С. 185–189. https://elibrary.ru/taofbp
22. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сахарова В. И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени. Профессионально образование в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 23–29. https://elibrary.ru/pibacs
23. Малахова О. Ф. Проектная деятельность как средство социально-профессионального самоопределения детей. Психология, социология и педагогика. 2018. № 1. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/01/8501 (дата обращения: 16.10.2024).
24. Белая Г. А., Белякова О. П., Валисава Ю. Ю., Воронова А. В., Кащеева О. Н., Кузнецова И. В., Лодеровский А. В., Михайлова Т. А., Семенова Т. А., Фасхутдинов Р. Т., Хорошавина Е. В., Чернова Т. А. Образовательная психолого-педагогическая программа «Школа профессий будущего». Психология образования: Вызовы и риски современного детства: Конф. (Москва, 18–19 декабря 2018 г.) М.: Федерация психологов образования России, 2018. С. 43–52. https://elibrary.ru/zepxfj
25. Бодряков В. Ю., Быков А. А. Цифровые лабораторные работы по математике как современный инструмент формирования обучающегося-исследователя. Педагогическое образование в России. 2022. № 3. С. 148–159. https://elibrary.ru/wjlxuu
26. Хайитмурадов Ш. С., Останов К., Тилавов Р. А. Методические аспекты организации проектно исследовательской деятельности учащихся на уроках математики. Вестник науки и образования. 2024. № 5-2. С. 55–58. https://elibrary.ru/vidxoq
27. Чиркова А. Н. Развитие функциональной математической грамотности посредством проектной деятельности на уроках математики. Вестник науки. 2023. Т. 4. № 9. С. 140–150. https://elibrary.ru/vuhgfv
28. Гончарова М. А., Даниленко Е. Н., Решетникова Н. В. Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Математика» в 2023–2024 учебном году. Барнаул: КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова», 2023. 57 c.
29. Михайлик М. И. Проектная деятельность в математике. Молодой ученый. 2023. № 6. С. 243–246. https://elibrary.ru/itjfll