Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена такой актуальной теме, как организация внеурочной деятельности в школе. Представлен историко-педагогический анализ организации внеурочной деятельности в начальной школе Донбасса. Актуальность исследования обусловлена возросшим общественным интересом к жизни Донбасса, который стал новым регионом России, а также необходимостью анализа историко-педагогического прошлого советской школы и педагогического наследия в области внеурочной деятельности в этом регионе. Цель – изучить процессы становления и развития внеурочной деятельности в начальной школе Донбасса и провести анализ ее специфики. Хронологические рамки исследования охватывают 1920–1940-е гг. В работе предложен теоретический анализ историко-педагогической литературы и других источников по организации внеурочной деятельности на Донбассе в 1920–1940-е гг. Представлена периодизация и специфика основных этапов развития внеурочной деятельности в российской системе образования. Предложены мнения ученых и педагогов по данной теме, проанализировано понятие внеурочная деятельность с точки зрения ее значения для развития личности ребенка. В результате определены основные направления, раскрыты особенности организации внеурочной деятельности Донбасского региона 1920–1940-е гг.

Ключевые слова:
образование, история, педагог, школа, начальное образование, внеурочная деятельность, Донбасс
Список литературы

1. Тершукова Е. И. Структура и виды программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Молодой ученый. 2020. № 44. С. 348–350. https://elibrary.ru/brvcbg

2. Хабибуллина В. Ю., Еремеева О. А. Особенности организации внеурочной деятельности в условиях начальной школы. Вестник науки. 2023. Т. 5. № 4. С. 188–192. https://elibrary.ru/eorxcv

3. Малова Р. Е. Проблема организации внеурочной деятельности младших школьников. Молодой ученый. 2022. № 25. С. 316–318. https://elibrary.ru/bfowwc

4. Еремина А. Л. Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО. Вестник научных конференций. 2018. № 6-1. С. 41–42. https://elibrary.ru/xsqjop

5. Селина А. А., Еричева О. Ю., Богданова Е. Ю., Абрамова Ю. А. Внеурочная деятельность в начальной школе. Вестник научных конференций. 2020. № 1-3. С. 139–141. https://elibrary.ru/hbhpiz

6. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников. М.: Академия, 2003. 312 с.

7. Чарнолуский В. И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. СПб.: Знание, 1909. 90 с.

8. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. История педагогики в России, сост. С. Ф. Егоров. М.: Академия, 2002. С. 372–380.

9. Лингевич О. В. К вопросу о становлении понятия «внеурочная деятельность» в России. Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 1. С. 29–34. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-1-29-34

10. Морозова Н. А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление: дис. … д-ра пед. наук. М., 2003. 332 с. https://elibrary.ru/noeech

11. Равкин 3. И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. M.: Просвещение, 1990. 208 с.

12. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. Пг.: Госиздат, 1925. Т. 3. 138 с.

13. Мороз А. М. Система учреждений образования в Донбассе в 20-е годы. Летопись Донбасса. 1992. № 1. С. 73–75.

14. Салова Ю. Г. Политическое воспитание детей в Советской России в 1920-е годы. Ярославль: ЯрГУ, 2001. 200 с. https://elibrary.ru/vwkmcr

15. Баклагина Р. А. Развитие системы народного образования в Донбассе в конце ХIХ – начале ХХ вв. Летопись Донбасса. 1992. № 1. С. 71–73.

16. Шепилова А. С. Внешкольная воспитательная работа с детьми в РСФСР (1917–1941): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1975. 24 с.

17. Королев Ф. Л. Очерки по истории советской школы и педагогики: 1917–1920. M.: АПН РСФСР, 1958. 552 с.

18. Фицпатрик Ш. Образование и социальная мобильность в Советском Союзе, 1921–1934. Кембриджский ун-т. Пресс, 2002. 355 с.

19. Тебиев Б. К. Внешкольное образование. Российская педагогическая энциклопедия, гл. ред. В. В. Давыдов. М: БРЭ, 1993. Т. 1. С. 153–154.

20. Наровлянский А. Д. Развитие внешкольного образования в Украине (1918–1991). Вестник Оренбургского педагогического университета. 2014. № 1. С. 191–198. https://elibrary.ru/rxmlqf

21. Баранникова Н. Б. Осмысление проблемы самобытности отечественной педагогической традиции в конце XIX – начале XX века. Историко-педагогический журнал. 2013. № 2. С. 48–62. https://elibrary.ru/oryutk

22. Соколова Н. А. Историко-педагогический анализ развития системы дополнительного образования детей в России. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С. 102–106. https://elibrary.ru/vjjhdp

23. Мармазова О. И. Организация внешкольного образования земствами в Донбассе. Журнал исторических, политологических и международных исследований. 2019. № 3. С. 19–23. https://elibrary.ru/hoglis

24. Курило В. С., Подов В. И. Образование в Донбассе (XIX – начало XX вв.). Луганск: ЛГПУ, 1999. 114 с.

25. Хаустова А. К. Противоречия и тенденции эволюции внешкольного образования детей и молодежи в первые годы советской власти и на современном этапе: социологический анализ. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 296–302. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-296-302

26. Чеков М. О. Теория и практика дополнительного образования детей в России. Самара: СамГПУ, 2001. 228 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?