Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время является актуальной проблема воспитания духовно-нравственной культуры у курсантов военных вузов. Сформулированы объективно существующие противоречия, которые обуславливают актуальность данной проблемы. Цель – провести оценку эффективности процесса воспитания духовно-нравственной культуры в военном вузе, выявить проблематику в этом вопросе и найти педагогические приемы и способы для ее решения. Объект исследования – процесс воспитания духовно-­нравственной культуры у курсантов военных вузов. Субъект – курсанты военного вуза. Предмет – взаимодействие педагогических методов исследования для воспитания рассматриваемых в работе личностных качеств. Проведен анализ уровня воспитания духовно-нравственной культуры у курсантов военных вузов в настоящее время, определены факторы, от которых он будет зависеть, и предложены наиболее подходящие методы для эффективного воспитания духовно-нравственной культуры в дальнейшем. Методологическую и теоретическую основу исследования составили педагогические труды ученых, рассматривающих вопросы воспитания духовно-нравственной культуры ранее. Практическая основа работы: подбор необходимых педагогических условий для решения задач исследования. Анализ научной литературы по проблеме воспитания рассматриваемых качеств помог выбрать необходимые педагогические решения. Анкетирование курсантов, целью которого было уточнение сформированности уровня духовно-нравственной культуры, позволило приступить к разработке необходимых методов обучения и интеграции в образовательный процесс элективной программы. Анализ полученных результатов дал возможность объективно оценить эффективность педагогического эксперимента. Работа содержит обоснование изучения проблемы воспитания у курсантов военных вузов духовно-­нравственной культуры. Приведено авторское определение понятия духовно-нравственная культура у курсантов военных вузов.

Ключевые слова:
духовно-нравственная культура, курсант военного вуза, военный институт, условия функционирования модели, педагогические методы, практическая значимость
Список литературы

1. Кузьмич О. В. Ресурсные центры по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию – неотъемлемый компонент воспитания молодого поколения в современных условиях. Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. 2023. № 21. С. 222–231. https://elibrary.ru/uirwme

2. Веденеева Г. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе познания родного края: дис. … канд. пед. наук. М., 2018. 364 с. https://elibrary.ru/itjqwx

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с. https://elibrary.ru/qxtzab

4. Закирьянова И. А., Михайлова А. Г. Этнокультура в системе духовно-нравственного воспитания. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 1. С. 21–29. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-1-21-29

5. Артамонова Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2000. 39 c.

6. Артамонова Е. И., Тесленко О. В. Нравственные аспекты познавательной активности студентов. Педагогическое образование и наука. 2008. № 7. С. 7–13. https://elibrary.ru/jvceif

7. Кудинова Н. В., Спирина М. Ю. Влияние СМИ на формирование нравственной культуры личности младшего школьника. 2015. URL: https://infourok.ru/vliyanie-smi-na-formirovanie-nravstvennoy-kulturi-lichnosti-mladshego-shkolnika-1240428.html (дата обращения: 20.01.2025).

8. Коротов В. М. Педагогическая технология гуманистического воспитания. Соликамск: СГПИ, 1996. 74 с.

9. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. 183 с.

10. Зосимовский А. Б. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: МГУ, 1982. 200 с.

11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: ПСТГУ, 2013. 400 с.

12. Блюмкин В. А. Этика и жизнь. М.: Политиздат, 1987. 111 с.

13. Горелова Т. А., Горелов А. А. Этика. М.: Флинта, 2011. 416 с.

14. Трофимов А. Д. Духовно-нравственное воспитание личности и педагогическая концепция в трудах Ивана Александровича Ильина. Духовно-нравственные ценности российской молодежи: история и современность: 1 Всерос. науч.-практ. молодежная конф. (Москва, 9 декабря 2022 г.) М.: Академический Альянс, 2023. С. 140–142. https://elibrary.ru/psijyk

15. Долженко О. В. Очерки по философии образования. М.: Промо-медиа, 1995. 240 c.

16. Буравлева Н. А. Понятие «духовность» в современной психологии. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 12. С. 189–193. https://elibrary.ru/opbvlh

17. Кудинов И. Н. О доминирующих духовных факторах современного развития России. Армия и общество. 2013. № 1. С. 5–15. https://elibrary.ru/rypyjf

18. Яницкий М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: дис. … д-ра психол. наук. Новосибирск, 2000. 302. https://elibrary.ru/nltabf

19. Иоффе А. В., Комаров Р. В. Педагогический дизайн: блоки и модули. Образовательная политика. 2019. № 3. С. 88–99. https://elibrary.ru/ejmlay

20. Качалова Л. П., Бабухин М. А. Содержательное наполнение структурно-функциональной модели педагогического сопровождения формирования исследовательской самостоятельности обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2. С. 151–154. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00242

21. Ярославцева Ю. В. Диалог культур как средство развития социокультурной компетенции учащихся. Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 57–60. https://elibrary.ru/sajazr

22. Сартакова Е. Е., Обухова Е. А., Горкальцева Я. Л. Педагогические стереотипы профессиональной деятельности учителя и проблемы аттестации. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 13. С. 82–88. https://elibrary.ru/ruongt

23. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. 239 с.

24. Сартакова Е. Е., Финченко С. Н., Войтеховская М. П. К вопросу о стереотипах педагогической деятельности и механизмах их формирования. Человек и образование. 2018. № 4. С. 33–37. https://elibrary.ru/yxtomp

25. Фоменко Т. А. Эстетическое воспитание как целенаправленный и систематический процесс духовно нравственного воспитания. Актуальные вопросы современной науки и образования: XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 10 ноября 2021 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2021. С. 187–192. https://elibrary.ru/sgnybb

26. Сергеев Н. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук (1998). Непрерывное педагогическое образование, сост. Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2011. С. 17–86. https://elibrary.ru/tvfbux

27. Комарова И. В. Воспитание совести в контексте духовно-нравственного воспитания младших школьников. Тенденции развития науки и образования. 2023. № 98-1. С. 139–141. https://doi.org/10.18411/trnio-06-2023-42

28. Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности: методологические проблемы: автореф. дис. … д-ра филос. наук. СПб., 1994. 38 с.

29. Базаева Ф. У. Самореализация личности в педагогической деятельности. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 2. С. 25–30. https://elibrary.ru/oedgit

30. Бахриддинов Г. О. Проблемы воспитания молодежи в контексте духовно-нравственного воспитания. Студенческий вестник. 2021. № 27-1. С. 8–10. https://elibrary.ru/ksyojo

31. Михайлова А. Г., Кокодей Т. А. Полиэтническая культура как основа профессионального и личностного успеха. Современные тенденции развития науки и мирового сообщества: I Междунар. науч.-практ. конф. (Анапа, 3 марта 2022 г.) Анапа: ООО «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2022. С. 34–39. https://elibrary.ru/kupuyd


Войти или Создать
* Забыли пароль?