ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья отражает проблематику уровня развития содержательных характеристик коммуникативной компетентности, необходимой будущему педагогу в профессиональной деятельности. Описаны факторы, влияющие на изменение показателей, включенных в образовательный процесс. Цель – выявить особенности содержательных характеристик коммуникативной компетентности студентов, включения их в учебную деятельность, а также определить их влияние на будущих педагогов. В процессе анализа современных исследований получен вывод о том, что использование различных мероприятий, направленных на активизацию коммуникативной деятельности, а именно включение игровых и тренинговых технологий, позволяет студентам обогащать опыт коммуникации, научиться правильно выстраивать свою речевую деятельность и в дальнейшем использовать полученные знания для достижения своих целей с помощью различных речевых и неречевых средств. Участниками исследования стали 50 студентов первого курса направления «Педагогическое образование» Кемеровского государственного университета (г. Кемерово). В качестве диагностического инструментария были использованы методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей В. В. Синявского и Б. А. Федоришина, анкета оценки уровня коммуникативной компетентности И. А. Мартьяновой, методика по оценке коммуникативной компетентности специалиста В. Б. Никишиной и Т. Д. Василенко. Представлен анализ подходов к сущности и структурным элементам коммуникативной компетентности педагога в научной литературе: описана специфика данного явления, рассмотрены различные интерпретации исследователями содержания и характеристик компонентов коммуникативной компетентности будущих педагогов, определено влияние коммуникативных тренингов на изменение показателей уровня развития коммуникативной компетентности. Описаны обобщенные результаты экспериментальной деятельности с использованием коммуникативного тренинга в процессе развития содержательных характеристик коммуникативной компетентности студентов педагогических направлений на начальном этапе обучения в вузе. Сделан вывод о том, что студенты, которые имеют разный опыт в выстраивании коммуникативных взаимодействий, обладают разным уровнем развития коммуникативной компетентности.

Ключевые слова:
коммуникативная компетентность, речевая деятельность, педагогическое мастерство, коммуникация, компоненты коммуникативной компетентности
Список литературы

1. Ротова Н. А. Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации. Современная педагогика. 2014. № 7. С. 13–18. https://elibrary.ru/sjgvwd

2. Чучалина Т. В. Эмоциональный интеллект и коммуникативная компетентность студентов. Актуальные вопросы саморазвития личности: психолого-педагогический аспект: Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Йошкар-Ола, 19 мая 2022 г.) Йошкар-Ола: МарГУ, 2022. С. 77–79. https://elibrary.ru/gccatu

3. Маркова Н. Г., Ишимова А. И. Коммуникативная компетентность будущего педагога – индикатор эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности. Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии: II Всерос. науч. конф. с Междунар. уч. (Чебоксары, 25 февраля 2022 г.) Чебоксары: Среда, 2022. С. 169–171. https://elibrary.ru/ppqibz

4. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2. С. 58–62. https://elibrary.ru/rzvgzf

5. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Московский ун-т, 1989. 216 с.

6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 2011. 575 с.

7. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 2015. 183 с.

8. Руденский Е. В. Социально-психологическая виктимология личности как психотехническая система социальной терапии виктимной личности. Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 162–166. https://elibrary.ru/omzelg

9. Головко Е. А. Технология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 26 с. https://elibrary.ru/nhpqgh

10. Борисенко Д. А. Коммуникативная компетентность воспитателя как условие развития коммуникативной компетентности детей. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: VIII Всерос. студенч. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Новосибирск, 4–6 декабря 2019 г.) Новосибирск: НГПУ, 2019. С. 7–9. https://elibrary.ru/dfgauk

11. Гусевская О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности. Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 131–141. https://elibrary.ru/kvjgiz

12. Бражник М. В. Коммуникативная компетентность в условиях цифровизации образования: понятие, составляющие, целеполагание. Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 декабря 2024 г.) Чебоксары: Среда, 2024. С. 269–271. https://doi.org/10.31483/r-115053

13. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр. пробл. качества подгот. специалистов, 2004. 38 с.

14. Волков Б. С., Волкова Н. В., Орлова Е. А. Психология педагогического общения. 1-е изд. М.: Юрайт, 2014. 335 с. https://elibrary.ru/tyoyzn

15. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2013. 416 с.

16. Миназова В. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов в процессе тренинга. Технопарк универсальных педагогических компетенций: II Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 июня 2023 г.) Чебоксары: Среда, 2023. С. 214–218. https://doi.org/10.31483/r-107416

17. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПКиПРО, 2013. 101 с.

18. Каверина О. Г., Щукина Н. Г. Соотношение понятий «коммуникативная грамотность», «общение», «коммуникация», «коммуникативная культура» в педагогическом аспекте. Дидактика математики: проблемы и исследования. 2019. № 50. С. 14–19. https://elibrary.ru/tuygop

19. Каландаров К. X. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. М.: Гуманит. центр «Монолит», 2018. 80 с.

20. Иванов И. С. Проблематика коммуникативной компетентности личности в цифровой среде. Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность: Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) Чебоксары: Среда, 2022. С. 33–39. https://elibrary.ru/eczvyj

21. Смелкова 3. С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта; Наука, 2009. 292 с.

22. Соколова В. В. Культура речи и культура общения учителя. М.: Просвещение, 2010. 65 с.

23. Кирилова С. А. Влияние коммуникативной компетентности на эффективность профессиональной деятельности в сфере образования. Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Чебоксары, 18 февраля 2021 г.) Чебоксары: Среда, 2021. С. 87–89. https://elibrary.ru/fhddnv

24. Терентьева А. А. Роль тренинговых технологий в развитии профессиональных и общих компетенций студентов. Наука и социум: Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Новосибирск, 1 марта 2019 г.) Новосибирск: ЧУ ДПО СИПППИСР, 2019. С. 83–86. https://elibrary.ru/ccoyqn

25. Хуторской А. В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64. https://elibrary.ru/sguktl


Войти или Создать
* Забыли пароль?