с 01.01.2020 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 316.37 Индивидуумы (как основной элемент социальной структуры)
ГРНТИ 04.61 Социология личности и поведения
ОКСО 39.04.01 Социология
ББК 605 Социология
ТБК 7315 Социальная антропология
BISAC SOC026000 Sociology / General
Существует неразрывная связь между самооценкой, развитием личности и социальным контекстом, задающим направленность жизни человека. Цель статьи – раскрыть данную связь, в рамках которой личность индивида влияет на его профессиональный успех. Такое воздействие отчетливо проявляется в работе современного преподавателя вуза как в медиапространстве, так и в немедийном пространстве. Роль педагога меняется вместе с развитием общественных отношений и на сегодняшний день имеет характер части процесса складывания культурного капитала и информационной экономики. Профессиональная самооценка преподавателя, выражаемая в управленческих метриках, определяет то, насколько успешно он выполняет эту функцию. Сами же метрики демонстрируют существование социального контракта между профессионалом и обществом, в котором профессионал предлагает свои умения и навыки и ожидает соответствующего вознаграждения, влияющего на его самооценку и на их (профессионала и общества) дальнейшее взаимодействие. Профессия преподавателя вуза в этом контексте имеет ряд особенностей: наличие студента как актора; формальные требования администрации вуза; способность удовлетворять потребность учащихся в личностном контакте в условиях стандартизации и массового производства информации. На основе анализа теории и практики данного вопроса преподавателю вуза предлагаются рекомендации, направленные на поддержание самооценки: 1) развитие эмоционального интеллекта; 2) управление впечатлением; 3) различение. В статье приведены элементы медиаприсутствия, с помощью которых их можно выполнить.
профессиональная самооценка, современный преподаватель, лидеры мнений, высшее образование, информационная экономика, социальный анализ интернета
1. Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 73–76. https://elibrary.ru/jxqogl
2. Деркач А. А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития. Мир психологии. 2005. № 3. С. 139–146. https://elibrary.ru/cbetos
3. McAdams D. P. The art and science of personality development. NY: The Guilford Publications, 2015, 368.
4. Wilson B. R. The teacher’s role – a sociological analysis. The British Journal of Sociology, 1962, 13(1): 15–32. https://doi.org/10.2307/587943
5. Бурдье П. Формы капитала. Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74. https://elibrary.ru/oyuvrd
6. Зуева Ю. В. Развитие профессиональной самооценки педагога. Методист. 2017. № 3. С. 17–19. https://elibrary.ru/yjwlpx
7. Горшков Е. А. Интеракционистский подход Ч. Х. Кули к определению предмета и метода социальной психологии. Приволжский научный вестник. 2014. № 11-2. С. 80–85. https://elibrary.ru/tfumnp
8. Adler A. The neurotic character. Fundamentals of Individual Psychology and Psychotherapy. The collected clinical works of Alfred Adler, ed. Stein H. T. Bellingham: The Classical Adlerian Translation Project, 2002, vol. 1, 315.
9. Малютина Т. В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты. Омский научный вестник. 2014. № 5. С. 149–152. https://elibrary.ru/tnddbz
10. Khezerlou E. Professional self-esteem as a predictor of teacher burnout across Iranian and Turkish EFL teachers. Iranian Journal of Language Teaching Research, 2017, 5(1): 113–130. https://doi.org/10.30466/ijltr.2017.20345
11. Pierce J. L.‚ Gardner D. G.‚ Cummings L. L.‚ Dunham R. B. Organization-based self-esteem: Construct definition, measurement, and validation. Academy of Management journal, 1989, 32(3): 622–648.
12. Ferris D. L., Brown D. J., Heller D. Organizational supports and organizational deviance: The mediating role of organization-based self-esteem. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2009, 108(2): 279–286. https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2008.09.001
13. Gardner D. G., Huang G.-H., Niu X., Pierce J. L., Lee C. Organization-based self-esteem, psychological contract fulfillment, and perceived employment opportunities: A test of self-regulatory theory. Human Resource Management, 2015, 54(6): 933–953. https://doi.org/10.1002/hrm.21648
14. Sumanasiri E. G. T., Ab Yajid M. S., Khatibi A. Organization-based self-esteem (OBSE) and its influence on self-perceived employability (SPE) of IT export sector employees in Sri Lanka. European Scientific Journal, 2016, 12(14): 124–133. https://doi.org/10.19044/esj.2016.v12n14p124
15. Orth U., Robins R. W. The development of self-esteem. Current Directions in Psychological Science, 2014, 23(5): 381–387. https://doi.org/10.1177/0963721414547414
16. Karanikola M., Doulougeri K., Koutrouba A., Giannakopoulou M., Papathanassoglou E. A phenomenological investigation of the interplay among professional worth appraisal, self-esteem and self-perception in nurses: The revelation of an internal and external criteria system. Frontiers in psychology, 2018, vol. 9. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01805
17. Encyclopedia of personality and individual differences, eds. Zeigler-Hill V., Shackelford T. K. Cham: Springer International Publishing, 2020. https://doi.org/10.1007/978-3-319-24612-3
18. Pierce J. L., Gardner D. G. Relationships of personality and job characteristics with organization-based self-esteem. Journal of Managerial Psychology, 2009, 24(5): 392–409. https://doi.org/10.1108/02683940910959735
19. Nenadál J. The new EFQM model: What is really new and could be considered as a suitable tool with respect to quality 4.0 concept? Quality Innovation Prosperity, 2020, 24(1): 17–28. https://doi.org/10.12776/qip.v24i1.1415
20. Лебедева Е. А., Скок Г. Б. Управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе учета удовлетворенности потребителей образовательных услуг. Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 1. С. 104–108. https://elibrary.ru/pisycr
21. Вербицкая Е. А. Цифровые технологии в методике обучения иностранному языку: оценка эффективности глазами студента. Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2. С. 238–240. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-299-238-240
22. Понукалина О. В. Досуг в теоретическом дискурсе социологии: подходы к исследованию. Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17. № 6. С. 83–89. https://doi.org/10.22394/1682-2358-2017-6-83-89
23. Сырцева А. Г. Досуг как социологическая категория. Записки философского факультета Орловского государственного университета. 2015. Вып. 2. С. 1–5. https://elibrary.ru/vvpyhb
24. Молокова О. А. К вопросу об оценке студентами взаимоотношений с преподавателями. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 38–41. https://elibrary.ru/pvxqiv
25. Балмугамбетова А. Ж., Ларина Е. Н. Образ преподавателя глазами студентов. Научный электронный архив академии естествознания. 2014. № 1. С. 1–9.
26. Гужва И. В. Партнерские отношения «преподаватель – студент» в условиях образовательного пространства современного вуза. Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6. С. 178–185. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-6-123-178-185
27. Portugal L. C. L., Alves R. de C. S., Junior O. F., Sanchez T. A., Mocaiber I., Volchan E., Erthal F. S., David I. A., Kim J., Oliveira L., Padmala S., Chen G., Pessoa L., Pereira M. G. Interactions between emotion and action in the brain. NeuroImage, 2020, vol. 214. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2020.116728
28. Drigas A., Papoutsi C. Nine layer pyramid model questionnaire for emotional intelligence. International Journal of Online & Biomedical Engineering, 2021, 17(7): 123–142. https://doi.org/10.3991/ijoe.v17i07.22765
29. Черкезов С. Е., Ефимова Е. В., Шарыпова Т. Н. Значимость эмоционального интеллекта преподавателя вуза для студентов. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14. № 1. С. 102–109. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-102-109
30. Истюфеева Ж. Н. Эмоциональный интеллект как условие профессионального развития преподавателя вуза. Вестник педагогических инноваций. 2018. № 2. С. 46–50. https://elibrary.ru/xsqltv
31. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2000. 304 с.
32. Павлов А. В. Самопрезентация как социологическая проблема. Сборник тезисов докладов научнопрактической конференции студентов Курганского государственного университета: науч.-практ. конф. (Курган, 20 марта–1 апреля 2022 г.) Курган: КГУ, 2022. Вып. 23. С. 150–151. https://elibrary.ru/odgrtb
33. Ковальжина Л. С., Смирнов М. В. Саморегуляция жизнедеятельности: архетипы и их влияние на здоровьесберегающее поведение. Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4. С. 45–48. https://doi.org/10.24158/spp.2021.4.7
34. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 25–48. https://elibrary.ru/oyobxd
35. Дунас Д. В. Медиа на этапах жизненного пути человека: к вопросу о различении типов медиасоциализации. Меди@льманах. 2022. № 3. С. 16–25. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.3.2022.1625
36. Joosten T. Social media for educators: Strategies and best practices. Hoboken: Jossey-Bass, 2012, 144.
37. Luo T., Freeman C., Stefaniak J. "Like, comment, and share" – professional development through social media in higher education: A systematic review. Educational Technology Research and Development, 2020, 68: 1659–1683. https://doi.org/10.1007/s11423-020-09790-5
38. Carpenter J. P., Krutka D. G. How and why educators use Twitter: A survey of the field. JRTE, 2014, 46(4): 414–434. https://doi.org/10.1080/15391523.2014.925701