НОРМАТИВНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у молодого поколения. Оценивается роль традиционных институтов воспитания, таких как семья, образовательные учреждения и общественные объединения в процессе формирования и реализации политики духовно-­нравственного воспитания детей и молодежи. Особая роль в этом процессе отводится институту добровольчества, который активно развивается в нашей стране. Цель исследования – провести системный анализ нормативной базы и институциональных основ политики формирования духовно-нравственных ценностей молодежи в современной России для выявления актуальной проблематики в этой сфере и последующей разработки мер развития духовно-нравственного потенциала молодого поколения. Институциональный подход позволил выявить основные институты формирования духовно-нравственных ценностей у современной российской молодежи. Системный анализ динамики развития добровольческой деятельности в нашей стране показал результативность этого института в формировании духовно-нравственных ценностей молодого поколения и подчеркнул необходимость развития его потенциала. Авторы приходят к заключению о необходимости активизации мер по внедрению духовно-нравственных ценностей в молодежную среду и конструктивной роли добровольческой деятельности в этом процессе.

Ключевые слова:
духовно-нравственное воспитание, институты воспитания, молодежь, волонтерство, традиционные ценности, патриотизм, молодежная политика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Левина Е. Ю., Тимофеев А. А. Теоретические основания педагогического взаимодействия социальных институтов в патриотическом воспитании молодежи. Казанский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 108-112. https://www.elibrary.ru/lgwtdh

2. Вагин Д. Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в российском обществе. Дискуссия. 2016. № 7. С. 52-58. https://www.elibrary.ru/wjkvhf

3. Шафикова Р. Р. Современная школа как основной институт формирования духовно-нравственного воспитания личности. Проблемы науки. 2021. № 8. С. 47-49. https://www.elibrary.ru/otirqa

4. Акимова Г. М. Добровольческая (волонтерская) деятельность как форма социальной активности молодежи. Приоритеты воспитания: историко-культурный поиск и современные практики: Всерос. науч.-практ. конф. (Воронеж, 19-20 мая 2021 г.) Воронеж: ВГПУ, 2021. Ч. 2. С. 3-8. https://www.elibrary.ru/vyrasf

5. Леонова О. В., Волкова А. Е. Государственная политика РФ по формированию гражданственности и патриотизма в молодежной среде: социологический и политологический анализ. Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 1. С. 175-193. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2021-16-1-175-193

6. Лыкова Л. И. Формирование патриотического воспитания в рамках молодежной политики Российской Федерации. Глобальные социальные процессы 4.0: социокультурные трансформации в системе современных обществ: Четвертая социологическая конференция молодых ученых. (Санкт-Петербург, 16 декабря 2022 г.) СПб: Астерион, 2023. С. 77-83. https://www.elibrary.ru/nkdiht

7. Орлова А. В., Шагбанова Х. С. Молодежная политика как важнейший ресурс формирования гражданского общества в современной России. Образование и право. 2022. № 6. С. 418-424. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2022-6-418-424

8. Сарыев Н. Проблемы в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию молодежи. Экономика, управление, право в XXI веке, ред. А. Г. Плеханов. Самара: Научно-технический центр, 2022. С. 100-106. https://www.elibrary.ru/cvjirt

9. Бочанов М. А., Чернухина Е. Е. Волонтерское движение - российский опыт и мировая практика. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 2. С. 70-75. https://www.elibrary.ru/yicxll

10. Маздогова З. З., Макоева Е. Р. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании молодежи. Образование и право. 2022. № 3. С. 195-197. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2022-3-195-197

11. Калинич В. С., Верпатова О. Ю. Волонтерство как средство проявления патриотизма. Социология. 2022. № 6. С. 66-73. https://www.elibrary.ru/fpwswn

12. Митрухина С. В., Сафронова Д. В. Условия развития молодежной волонтерской деятельности. Modern Science. 2021. № 7. С. 258-261. https://www.elibrary.ru/umddrn

13. Орлова Е. В. Роль государственных и иных социальных институтов в формировании политических предпочтений молодежи. Национальная Ассоциация Ученых. 2020. № 54-2. С. 8-10. https://www.elibrary.ru/zmsjgd

14. Сухарькова М. П. Олимпийские волонтеры о волонтерстве. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 3. С. 298-304. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-3-298-304

15. Чунихина Т. Н. Конституционная матрица духовных ценностей российского общества. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 5. С. 225-228. https://doi.org/10.23672/z2291-8462-6917-b

16. Грубая Т. Н. Ценностные основания волонтерской деятельности молодежи в контексте политического развития России. Молодежь и мир политики: границы возможного: VI Всерос. форума молодых политологов. (Москва, 18 декабря 2021 г.) М.: Русайнс, 2021. С. 101-103. https://www.elibrary.ru/dbeqyl

17. Черепнина Т. А., Калинина Н. О., Кузнецова А. П. Гуманистическое воспитание молодежи путем волонтерской деятельности. Образование. Карьера. Общество. 2020. № 2. С. 61-64. https://www.elibrary.ru/eidxtn

18. Берендеев В. А. Проблемы обеспечения патриотического воспитания российской молодежи в условиях обострения взаимоотношений РФ со странами «коллективного запада» в начале 2000-х гг. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество: Пятая Междунар. науч.-практ. конф. «Большая Евразия: нацио­нальные и цивилизационные аспекты развития и сотрудничества». (Москва, 23-24 ноября 2022 г.) М.: ИНИОН РАН, 2023. С. 547-551. https://www.elibrary.ru/uknhol

19. Калинич В. С. Современный патриотизм и особенности формирования патриотических ориентиров российской молодежи. Результаты экспертного интервью. Социология. 2023. № 1. С. 118-127. https://www.elibrary.ru/ckakvi

20. Лаптева С. В., Позднякова А. А. Волонтерская деятельность как инструмент патриотического воспитания студентов вуза: проблемы и реалии. Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание: VI Межвузовская науч.-практ. конф. (Киров, 2-6 декабря 2019 г.) Киров: ВятГУ, 2020. С. 50-54. https://www.elibrary.ru/uksymp

21. Маслова А. Н. Волонтерская деятельность как инструмент патриотического воспитания. Теория и практика современного воспитания и обучения: Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. участием. (Воронеж, 21 апреля 2022 г.) Воронеж: ВГПУ, 2022. С. 254-258. https://www.elibrary.ru/kvweko

22. Касьянов В. В., Самыгин П. С., Горлова Н. И. Перспективные пути и способы содействия участию молодежи в волонтерской деятельности в контексте реализации государственной молодежной политики. Caucasian Science Bridge. 2022. Т. 5. № 3. С. 56-63. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.3.5

23. Смирнова М. В. Патриотическое воспитание современной молодежи. Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2023. № 19. С. 165-168. https://www.elibrary.ru/bhfirh

24. Шестов Н. И. Риски формирования и возможности мониторинга приверженности российских молодых граждан традиционным ценностям российского общества. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22. № 4. С. 448-452. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-4-448-452


Войти или Создать
* Забыли пароль?