сотрудник
Минск, Беларусь
Настоящее исследование направлено на изучение феномена диджитализации предпринимательской деятельности в рамках современной глобальной экономической системы и определение основных факторов, влияющих на процесс формирования предпринимателями smart-предприятий. Предмет – совокупность факторов и применяемых инструментов, влияющих на формирование бизнес-стратегии диджитализации предприятий в ходе предпринимательской деятельности. Цель – определить роль диджитализации в деятельности предпринимательских субъектов хозяйствования на современном этапе развития глобальной экономики, установить факторы развития данного явления и тенденции становления smart-предприятий. С помощью общих методов научного познания рассмотрено в различных аспектах понятие диджитализации во взаимосвязи с развитием smart-предприятий и политикой индустрии 4.0; выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития диджитализации в ходе предпринимательской деятельности. В исследовании уточнен термин диджитализация. Развитие процесса диджитализации обусловлено множеством факторов, структура которых имеет следующий вид: 1) Интернет вещей (Internet of Things) и Интернет всего (Internet of Everything); 2) повсеместно доступное подключение (гиперподключение); 3) приложения и сервисы на основе облачных технологий; 4) аналитика больших данных и большие данные, действующие как услуга; 5) автоматизация и роботизация; 6) многоканальные и всеканальные модели распространения товаров и услуг. В качестве ведущих тенденций диджитализации и создания smart-предприятий выступают управление изменениями, переход к стратегическому менеджменту, конвергенция многомерных технологий, модернизация человеческого капитала. После трех крупных промышленных революций XVI–XX веков современное общество вступает в эпоху, называемую четвертой промышленной революцией, основанной на передовых информационных и коммуникационных технологиях, на базах данных и искусственном интеллекте. Эти технологии открывают сегодня перед предпринимателем огромные перспективы для повышения производительности, конкурентоспособности и создания smart-предприятий.
диджитализация, smart-предприятие, четвертая промышленная революция, индустрия 4.0, научно-техническое развитие, информационно-коммуникационные технологии
1. Ганский В. А. Развитие бизнеса и предпринимательства в сфере социально-культурного сервиса и туризма на основе ресурсов историко-культурного наследия. Биз-нес и предпринимательство в условиях современной эко-номики: организационные, управленческие и финансовые аспекты устойчивого развития, под ред. В. А. Ганского, В. Л. Цыбовского. Мн.: Ковчег, 2018. C. 22-30.
2. Ганський В. О. Дискусійність концепції людських ре-сурсів в контексті сучасного гуманістичного дискурсу. Фінансово-економічний розвиток України в умовах трансформаційних перетворень: мат-ли II Міжнар. наук.-практ. конф. (Львів, 28 квітня 2020 р.) Тернопіль: Осадца Ю. В., 2020. С. 136-138.
3. Ганский В. А. Социально-экономический потенциал региона и его оценка. Обеспечение сбалансированности рынка образовательных услуг и рынка труда для устой-чивого развития социально-экономического потенциала Полоцкого региона, под общ. ред. И. В. Зеньковой. Но-вополоцк: ПГУ, 2017. С. 57-78.
4. Ганский В. А. Основы бизнеса и предпринимательства. Новополоцк: ПГУ, 2011. 300 с.
5. Ганський В. О., Скриль В. В. Формування стратегії технологічного розвитку підприємств. Східна Європа: економіка, бізнес та управління. 2018. № 12. С. 135-142.
6. Управление бизнесом и предпринимательская деятель-ность в новых условиях научно-технологического раз-вития, под ред. В. Л. Цыбовского, В. А. Ганского. Мн.: Ковчег, 2019. 200 с.
7. Флейчук М. И., Ганский В. А. К вопросу о дискуссион-ности концепции человеческих ресурсов организации. Право. Экономика. Социальное партнерство: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 26 марта 2020 г.) Мн.: Междунар. ун-т «МИТСО», 2020. Ч. 1. С. 300-304.
8. Ritter T., Pedersen C. L. Digitization capability and the digitalization of business models in business-to-business firms: past, present, and future. Industrial Marketing Management, 2019, 86: 180-190. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2019.11.019
9. Fischer M., Imgrund F., Janiesch Ch., Winkelmann A. Strategy archetypes for digital transformation: defining meta objectives using business process management. Information & Management, 2020, 57(5). https://doi.org/10.1016/j.im.2019.103262
10. Цыбовский В. Л. Управление человеческими ресурсами в сфере коммерческого предпринимательства: теория и методика развития. Мн.: Ковчег, 2018. 305 с.
11. Цыбовский В. Л. Управление человеческими ресурсами. Мн.: ИВЦ Минфина, 2020. 608 с.
12. Mithas S., Lucas H. C. What is your digital business strate-gy? IT professional, 2010, 12(6): 4-6. https://doi.org/10.1109/MITP.2010.154
13. Bharadwaj A. S., El Sawy O. A., Pavlou P. A., Venkatra-man N. V. Digital business strategy: toward a next genera-tion of insights. MIS Quarterly, 2013, 37(2): 471-482. https://doi.org/10.25300/MISQ/2013/37:2.3
14. Цыбовский В. Л., Ганский В. А. Человеческие ресурсы как основа эффективной реализации регионального экономического потенциала. Методы и технологии учета, анализа и управления: сб. науч. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. «Перспективы учета, анализа и налогообложения в странах-членах СНГ» (Минск, 5 декабря 2017 г.) Мн.: Ковчег, 2018. С. 255-259.
15. Чаплыгин В. Г., Ганский В. А. Управление интеллекту-альным капиталом в экономике знаний (Минск, 2021). Вести Института предпринимательской деятельно-сти. 2021. № 1. С. 122-124.
16. Ганский В. А., Шолох O. В. Структурно-институциональная трансформация экономики запад-ных историко-культурных регионов Беларуси: теоре-тико-методологический аспект. Развитие региональной экономики в условиях цифровизации: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Грозный, 24-25 сентября 2018 г.) Махачкала: АЛЕФ, 2018. С. 394-402.
17. Экономическая теория, под общ. ред. И. В. Зеньковой. Новополоцк: ПГУ, 2013. 276 с.
18. Ganski U. A. Direct and indirect impacts of historical her-itage to the balanced development of national economy. The balanced development of national economy under the conditions of modern world transformations, eds. Fleychuk M. I., Ganski U. A., Khadzhynov I. V., Mokiy A. I., Semak B. B. Daugavpils: Daugava Print, 2019, 162-175.
19. Шумпетер Й. А. Процесс «созидательного разруше-ния». Капитализм, социализм и демократия. М.: Эко-номика, 1995. Режим доступа: http://libertarium.ru/lib_capsocdem_7.html (дата об-ращения: 04.12.2021).
20. Fleychuk M. I., Datsko О. I., Ganski U. A. A critical view on happiness at a global level measuring. Щастя та ци-вілізаційний розвиток: зб. мат-лів Міжнар. наук.-практ. конф. (Львів, 14-15 листопада 2019 р.) Львів: Львівсь-кий національний медичний університет імені Данила Галицького, 2019. С. 15-17.
21. Fleychuk M. I., Ganski U. A., Kutsyk V. I., Tsybouski V. L. Foreign economic security strengthening in the con-text of geopolitical reorientation. Management Theory and Studies for Rural Business and Infrastructure Development, 2019, 40(1): 12-24. https://doi.org/10.15544/mts.2019.02
22. Ganski U. A., Siniak N. G., Sabalenka I. A. Handbook of Strategic Management. Minsk: Kovcheg, 2021, 160.
23. Tsybouski V. L., Ganski U. A., Kazlouski V. U., Zhou W. Development of a methodology for managing of service packages supply differentiation in the modern tourist market. Business: Theory and Practice, 2020, 21(2): 477-482. https://doi.org/10.3846/btp.2020.12385