сотрудник
Кемерово, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
сотрудник
Новокузнецк, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Необходимость выявления особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности студентов педагогических направлений обусловлена потребностью в обеспечении общества высококвалифицированными специалистами, которые смогут отвечать требованиям современной социально-экономической обстановки в стране. Предметом являются особенности психологической готовности выпускников педагогических направлений учреждений профессионального и высшего образования к профессиональной деятельности. Цель – выявить особенности психологической готовности студентов педагогических направлений к профессиональной деятельности, обучающихся в учреждениях профессионального и высшего образования. Раскрывается понятие готовность, уделяется внимание различным типологиям готовности. Установлены сущность и взаимосвязь понятий психологическая готовность и готовность к профессиональной деятельности. Выявлены и описаны особенности психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, рассмотрены содержательные характеристики профессиональной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности и определены возможности их формирования в условиях учреждений профессионального и высшего образования. Обосновывается необходимость разработки и апробации методов исследования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Внедрение результатов способствует повышению профессиональной компетентности студентов. Прикладной аспект исследуемой проблемы выражен в разработке и апробации программы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях учреждений профессионального и высшего образования.
профессиональное образование, высшее образование, будущие педагоги, факторы формирования готовности, профессиональная подготовка
1. Ганичева И. А., Мирук А. В. Развитие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 3-2. С. 235-241.
2. Коломинский Я. Л. Исследование закономерностей онтогенеза личности в белорусской социально-психологической традиции // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 9. С. 40-45.
3. Лежнина Л. В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: дис. … д-ра психол. наук. М., 2010. 473 с.
4. Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 188 с.
5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: Изд-во БГУ, 1976. 175 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
7. Морозова И. С., Воронова Е. В. Психологическая готовность студентов направления «Специальное дефектологическое образование» к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2015. Т. 13. С. 36-44.
8. Плешакова О. В. Теоретические аспекты психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2006. № 6. С. 141-145.
9. Крюкова Т. Б. Современные подходы к исследованию проблемы психологической готовности к деятельности в электроэнергетической сфере // Вестник ИГЭУ. 2011. № 1. С. 155-160.
10. Крюкова Т. Б. Психологическая готовность будущих инженеров (на материале электроэнергетической отрасли) // Психология и психотехника. 2011. № 2. С. 82-91.
11. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 117-121.
12. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 344 с.
13. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. 428 с.
14. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: дис. … д-ра психол. наук. Новосибирск, 1997. 354 с.
15. Деркач А. А., Водопьянов Д. А. Теоретические основы психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной деятельности // Акмеология. 2017. № 2. С. 7-13.
16. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.
17. Муругова А. О., Морозова И. С. Возрастная изменчивость способов преодоления негативных ситуаций в период ранней юности // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2018. Т. 23. С. 88-96.
18. Крецан З. В., Морозов Е. В. К проблеме формирования готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. №. 3. С. 231-239. DOI:https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-3-231-239
19. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 223 с.
20. Попов Л. М., Пучкова И. М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. № 1. С. 53-58.
21. Кокшенева Е. А. Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2010. 23 с.
22. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 391 с.
23. Порфирьева Р. А. Гуманизация образования как фактор преобразования общества (на примере средней школы РФ): автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 1992. 17 с.
24. Чурекова Т. М. Миссия университета в решении региональных проблем // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2. С. 50-53.
25. Дуранов М. Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996. 315 с.
26. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.
27. Боровская С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 174 с.
28. Субботина Л. Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 4. С. 295-298.
29. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 221 с.
30. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
31. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: МПСИ, 1998. 263 с.
32. Немов Р. С. Психология. Кн. 3: Психодиагностика: введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 640 с.
33. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Питер, 2000. 559 с.
34. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). М.: Когито-Центр, 2004. 41 с.