Новосибирск, Россия
Омск, Россия
Многие компании для оценки состояния конкуренции пользуются методами, основанными на официальных данных, в том числе статистических. Но особенности развития региональных потребительских рынков требуют учитывать маркетинговую оценку конкуренции как со стороны фирм-производителей, так и со стороны конечных потребителей. Цель статьи – обоснование модели и метода оценки конкуренции при разработке и принятии маркетинговых решений на региональных В2С-рынках. Использование поведенческого подхода к оценке конкуренции позволило разработать маркетингоориентированную методику оценки конкуренции, базирующуюся на выявлении несоответствия субъективного восприятия состояния и развития конкуренции различными группами субъектов регионального рынка. Для этого была построена матрица типов рыночной конкуренции, описана общая модель оценки конкуренции потребителями, определены и операционализированы измеряемые переменные и методы сбора, анализа и интерпретации данных о них. Также определены особенности восприятия и оценки конкуренции производителями, способы интерпретации совпадения / несовпадения результатов оценки конкуренции потребителями и производителями (продавцами) как основы для разработки или корректировки маркетинговых решений. Метод не является альтернативой другим методам оценки конкуренции при разработке стратегических маркетинговых решений, но рассматривается как информационное дополнение для маркетингового управления компаниями на региональных потребительских рынках.
региональный потребительский рынок, поведенческий подход, восприятие конкуренции потребителями, восприятие конкуренции производителями, маркетинговые решения
1. Нейман Д. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / пер. Н. Н. Воробьева. М.: Наука, 1970. 707 с.
2. Баззел Р. Д., Кокс Д. Ф., Браун Р. В. Информация и риск в маркетинге / пер., под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финстатинформ, 1993. 93 с.
3. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг Менеджмент / пер. В. Кузина. СПб.: Питер, 2018. 844 с.
4. Круглый стол «Вопросы теории конкуренции» // Современная конкуренция. 2010. № 3. С. 4-37.
5. Князева И. В. Сохранение конкуренции на рынке - стратегическая задача антимонопольной политики в Сибирском федеральном округе // Научные записки Сибирской академии государственной службы / гл. ред. Е. А. Бойко. Новосибирск: Изд-во Сибирской академии государственной службы, 2006. С. 3-8.
6. Заикин Н. Н. Теоретические аспекты функционирования конкурентной среды региона // Молодежь в аграрной науке и образовании - инновационный потенциал будущего: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 20-21 сентября 2013 г.) Новосибирск, 2013. С. 219-221.
7. Волков В. В. Неофакторы повышения конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности регионального рынка // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 4. С. 17-22.
8. Никифорова О. П. Совершенствование механизма регулирования локального продовольственного рынка // Модернизация экономики: проблемы и перспективы: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 17-20 сентября 2013 г.) Улан-Удэ, 2013. С. 104-106.
9. Черкасов В. А., Юрина Е. А. Механизм регулирования развития локального продовольственного рынка // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 1. С. 204-208.
10. Медведева Н. Б. Развитие инновационной деятельности в Российской Федерации: основные тенденции и проблемы // Вестник университета. 2015. № 10. С. 38-46.
11. Чимитдоржиева Е. Ц., Чепик А. Е. Экономико-статистическая оценка неравномерности развития муниципальных образований региона // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 43. С. 28-40.
12. Найт Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль / пер. М. Я. Каждана; науч. ред. В. Г. Гребенников. М.: Дело, 2003. 359 с.
13. Юданов А. Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 6. С. 41-53.
14. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / пер. В. С. Автономова. М.: Эксмо, 2007. 861 с.
15. Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство / пер., под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. 238 с.
16. Шмелев А. Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. М.: Магистр, 1997. 56 с.
17. Томпсон А. А., Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. М.: ИНФРА-М, 2000. 411 с.
18. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996, 207 с.
19. Altomonte C., Nicolini M., Rungi A., Ogliari L. Assessing the competitive behaviour of firms in the single market: a micro-based approach. Brussels: European Union, 2010. 136 p. DOI:https://doi.org/10.2765/41054
20. Бурук А. Ф. Определение сущности понятия конкуренции и проблемы ее измерения // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16. № 3. С. 84-99.
21. Borenstein S., Shepard A. Dynamic pricing in retail gasoline markets // The RAND Journal of Economics. 1996. Vol. 27. № 3. P. 429-451.
22. Porter M. E. Consumer behavior, retailer power and market performance in consumer goods industries // The Review of Economics and Statistics. 1974. Vol. 56. № 4. P. 419-436. DOI:https://doi.org/10.2307/1924458
23. Апенько С. Н., Мамонтов С. А. Восприятие конкуренции на региональных потребительских рынках фирмами-производителями // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 1. С. 58-66. DOI:https://doi.org/10.21603/2500-3372-2018-1-58-66
24. Поллард Д. Справочник по вычислительным методам статистики / пер. В. С. Занадворова; под ред. Е. М. Четыркина. М.: Финансы и статистика, 1982. 344 с.
25. Чернобаева Г. Е. Возможности использования индекса CSI для оценки удовлетворенности предпринимателей официальной информацией о развитии конкуренции в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 12. С. 304-319. DOI:https://doi.org/10.26726/1812-7096-2018-11-311-319