Кемерово, Кемеровская область, Россия
Кемерово, Кемеровская область, Россия
Кемерово, Кемеровская область, Россия
Кемерово, Кемеровская область, Россия
Рассмотрены последствия вступления в ВТО – значение для российской экономики и мировой торговли. В статье дана оценка препятствиям, которые нужно преодолеть России перед присоединением к ВТО, а также возможные сценарии развития экономики после присоединения России к Всемирной торговой организации. Приведены различные мнения по поводу положительных и отрицательных высказываний по данному вопросу, представлено влияние на различные отрасли экономики, систематизированы основные требования, предъявля-емые России при вступлении в ВТО.
Всемирная торговая организация, ратификация протокола, модернизация производства, свободная тор-говля.
Введение
Членами Всемирной торговой организации являются уже 155 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением: 16 декабря
Материалы и методы
Статья написана на основании различных источников, интернет-сайтов и мнений аналитиков, политических деятелей, обозревателей. В статье применяются монографический и метод сравнительного анализа.
Результаты и их обсуждение
По словам аналитика Алексея Козлова, очевидных преимуществ, которые Россия сможет извлечь из вступления в ВТО, в краткосрочной перспективе не видно и, скорее всего, этот шаг будет выгоден другим членам этой организации. Многие эксперты, подавляющее большинство, считают, что нам не модернизировать нашу экономику без вступления в ВТО, но в то же время существует мнение, что Китай, Индия, Южная Корея, Франция, Великобритания, Германия и другие страны сначала модернизировались, а потом вступили в ВТО.
Как заявляет бывший заместитель председателя Счетной палаты Ю.Ю. Болдырев, ни одна из предпосылок для развития экономики в составе ВТО властями нашей страны не создана, в том числе условия налогообложения, кредиты для развития, система госзаказа и лизинга, собственная система стандартов и норм, собственный существенный задел в правах на интеллектуальную собственность, система правопорядка. С этим нельзя не согласиться, так как все перечисленные предпосылки заслуживают особого внимания в развитии нашего государства. «Конечно, если даже в ВТО не вступать, но и более ничего не делать, в политике ничего не менять, то дальнейшая деградация все равно неминуема. Но ВТО применительно к нынешней России и на нынешних условиях – это окончательное закрепление уже необратимости деградации России как прежде суверенного государства». Это мнение большого числа экономических обозревателей и производителей наполняет информационный эфир последнее время.
Заявленная цель ВТО – распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Многие считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете мультинациональных корпораций (транснациональных) и богатых стран [2]. Критики полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО и, несмотря на заявленную цель – помощь развивающимся странам, – развитые страны концентрируются прежде всего на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса.
Согласно отчету рабочей группы по присоединению России к ВТО средняя ставка импортного тарифа будет снижена до 7,8 % с текущих 10 % (по состоянию на июнь
Российская Федерация взяла на себя ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. Ограничения коснутся некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов. Количественные ограничения на импорт, такие как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые не подтверждены ВТО, должны быть исключены без возможности введения повторно. С момента вступления России в ВТО алкогольная, фармацевтическая продукция и продукция с криптографической технологией будет ввозиться без лицензии на импорт; никаких новых ограничений, включая экспертную оценку, одобрение и лицензирование, не будет вводиться. Российская Федерация будет разрабатывать и применять международные стандарты санитарных и фитосанитарных мер с учетом членства и посредством активного участия в Кодексе Алиментариус (Кодекс качества пищи), в работе Всемирной организации по защите здоровья животных и Международной конвенции по защите растений, а также Россия будет расследовать и преследовать компании, которые нелегально распространяют объекты авторского и связанных прав посредством Интернета. Ко времени своего вступления Российская Федерация будет применять все правила Бернской конвенции об охране литературных и художественных работ. Иностранные страховые компании смогут открывать филиалы в России по истечении 9 лет после вступления РФ в ВТО. Иностранные банки пока смогут, как и раньше, открывать дочерние организации на территории РФ.
Вступление России в ВТО будет способствовать развитию конкуренции и снизит стоимость импортируемых товаров, что в итоге окажется выгодным для российского потребителя и сможет стимулировать модернизацию промышленности. Присоединение к ВТО будет способствовать улучшению работы российских институтов, в частности, это касается таможенного регулирования и госзакупок. Более прозрачные инвестиционные правила и процедуры разрешения торговых споров должны стимулировать инвестиции в среднесрочной перспективе. В то же время нахождение в ВТО должно внести существенный вклад в борьбу с инфляцией посредством усиления конкуренции и прямого снижения тарифов на импорт. Оба этих фактора должны быть позитивными для оценки инвесторами российского фондового рынка [3].
Как отмечают в министерстве экономического развития РФ, более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество присоединения. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции. Увеличение экспорта отечественной продукции также повысит доходы производителей, налоговые поступления в бюджет и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом. Российские власти неоднократно заверяли, что смогли договориться о максимально выгодных для России условиях.
Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе и к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. По оценкам Министерства экономического развития РФ, только устранение барьеров для российского экспорта после присоединения к ВТО создаст в стране до 40 тысяч рабочих мест. В теории либерализация импортного тарифа может привести к потере рабочих мест на тех предприятиях, которые не смогут конкурировать с иностранными товарами. Однако такой вариант для России маловероятен, так как импортный тариф будет снижаться умеренно и в течение длительных (до семи лет) переходных периодов.
Но у вышеназванных положительных моментов есть обратная сторона, рассмотрим и ее. Депутаты двух фракций – более 130 человек – обратились в Конституционный суд с просьбой проверить на конституционность договор о вступлении России в ВТО. Основные претензии – после вступления страна потеряет возможность для модернизации экономики и сохранения собственных производственных фондов, будут нарушены трудовые права россиян. Основные претензии депутатов относились к будущему социальной сферы и производственному суверенитету России.
Основным последствием вступления в ВТО для России станет уничтожение или резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня 70 %. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими, произойдет уничтожение моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры.
Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны, что приведет к потере Россией суверенитета и запрету промышленной политики. Произойдет потеря продовольственной безопасности, Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно. Поглощение или уничтожение отечественных финансовых институтов. Банковский и страховой секторы не выдержат конкуренции. Увеличение оттока квалифицированной рабочей силы, поскольку в России будет невыгодно создавать не только высокотехнологические производства, но и производства вообще. Увеличение тарифов на электричество и другие энергоресурсы, что приблизит их к мировым и поставит на грань разорения большинство промышленных предприятий. Ослабление экологического законодательства, так как ВТО не признает международные договоры по защите окружающей среды. Право ВТО ставится выше экологического законодательства, а нарушение международных соглашений по защите природы не карается санкциями. Это приводит к тому, что международные соглашения по защите окружающей среды не имеют фактической силы. Ослабление защиты потребителей от воздействия генно-модифицированных и злокачественных продуктов, поскольку правила ВТО не позволяют запретить их ввоз, а те государства, которые все же его запрещают, платят большие штрафы [4].
Лоббисты ВТО утверждают, что отраслевики получат возможность обращаться в суд ВТО. Но поездка в Брюссель, снаряжение делегации, оплата услуг иностранных юристов, переводчиков – все эти затраты можно сравнить с месячным бюджетом крупного сельхозмашиностроительного завода, утверждает Валерий Мальцев, генеральный директор ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш».
И это далеко не полный перечень негативных последствий, приведенных в доказательство пагубности принятого решения о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Подробный анализ представленных мнений по этому поводу показывает двоякое толкование любого пункта Протокола, рассматривающего обязательства, принятые Российской Федерацией. Вот, например, ВТО говорит, что в результате вступления в ВТО не вырастет безработица. По данным нобелевского лауреата по экономике Дж. Стиглица, либерализация торговли приводит к росту безработицы, также Дж. Стиглиц пишет о том, что вступление в ВТО означает дальнейшее вытеснение национальных производителей международными корпорациями [5]. Или другой факт: ВТО заявляет, что с вхождением в ВТО объем экспорта российских предприятий вырастет якобы потому, что невступление России в ВТО усложнило бы торговлю России со странами – членами ВТО. Но сложно не согласиться, что, если есть спрос на ресурсы или товары, он все равно будет, зато Россия не будет связана политически и экономически правилами ВТО.
По оценкам Всемирного банка вступление в ВТО обеспечит прибавку российскому ВВП примерно на 2,8 % в краткосрочной перспективе, 3,3 % – в среднесрочной и 11 % – в долгосрочной. Это означает дополнительный прирост ВВП на уровне 0,4–0,5 п.п. в год в течение следующих 7 лет. Данная прибавка будет обеспечена не столько в результате открытия новых рынков, сколько за счет более эффективного распределения ресурсов и, стало быть, расширения границ производственных возможностей. Расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН подтверждают, что от вступления в ВТО Россия будет терять 1 % ВВП, или 7,2 млрд долларов в год. По данным, опубликованным в журнале «Эксперт», Россия, вступая в ВТО, отдаст иностранцам вчетверо больший объем рынков, чем получит шанс отвоевать у них; в годовом выражении – 90 млрд долларов против 23, т.е. на один предполагаемый доллар выигрыша РФ от вступления в ВТО придется вчетверо больше потерь нашей экономики [4].
Приведенные цифры заслуживают внимания, но остаются всего лишь прогнозом. Конечно, вопрос о вступлении России в ВТО является уже решенным, и будет ли это положительно или отрицательно для потребителей, производителей, покажет только время. На наш взгляд, не стоит забывать о том, что в первую очередь вступление России в ВТО, несмотря на то, какие скрытые или явные цели это имеет, не лишает нас воли к добросовестному труду или воли выбора того, что мы потребляем. Если говорить о том, что рынок будет заполнен среднесортными дешевыми импортными товарами, но наши производители не смогут продавать по цене ниже, чем сейчас, то у населения всегда остается выбор купить то, что лучше. При наличии денег и выбора никто не будет приобретать лишь бы дешево или лишь бы импорт, всегда выбор остается за лучшим. Вот здесь и есть стимул российскому производителю: не снижая цен – взять качеством. Ведь необходимо задумываться именно об увеличении качества, а не о затоваривании дешевым товаром. На среднестатистическом рынке провинциального города всегда были дешевые китайские вещи и более добротные российские, но та часть населения, которая могла поехать в европейские страны, приобретала там более качественные вещи, и дело было как раз не в цене, поскольку в приоритете всегда стояло качество. Конечно, есть недобросовестные производители, которые используют дешевую рабочую силу, низкокачественные сырье и материалы, но полностью избавиться от такого явления в России не поможет ни ВТО, ни другая организация. Нужно учитывать также слои населения, которые не принимают в расчет качество и страну-производителя, так как их устраивало и российское некачественное производство, поэтому не стоит переживать за то, что теперь некачественное будет преобладать из других стран.
Нельзя игнорировать тот факт, что ни в одной стране вступление в ВТО не вызвало бурного подъема экономики, технологического рывка или ускорения вожделенной модернизации. ВТО заявляет, что система мировой торговли либеральна, свободна, она дает всем странам шансы для развития на одинаковых условиях и что правила ВТО помогут бедным странам стать развитыми. Но нельзя также поспорить и с тем заключением, что мировая торговля не свободна, а построена на иерархии и структурирована так, что развитые страны (ЕС, США, Япония) преимущественно продают на мировом рынке готовые промышленные изделия и услуги с более высокой стоимостью, в то время как страны третьего мира (Латинская Америка, Африка, Восточная Европа, Центральная Азия, Южная Азия) продают главным образом растительные продукты, минералы и изделия с низкой степенью переработки и стоимостью. Важно понимать, что для одной страны хорошо, то для другой нет, даже развитие регионов в таком большом государстве, как Россия, будет происходить по разному сценарию в связи с предстоящими событиями. По-разному будет влиять на отрасли присоединение к ВТО, потому что нельзя просчитать единый сценарий грядущих событий, определить однозначные цифры потерь или прибыли. В сложившихся условиях, когда вопрос о вступлении России в ВТО уже решен, всем сторонникам и противникам этого политического шага важно найти лучший для себя сценарий экономического развития.
Минсельхоз в докладе для правительства России прогнозирует разорение сельского хозяйства из-за вступления России в ВТО. «Вступление России в ВТО и связанное с ним снижение импортных пошлин сделают российский агросектор непривлекательным для иностранных инвестиций, а его продукцию – неконкурентоспособной», – говорится в документе. ВТО квалифицирует продукты ГМО как «эквивалентные» обычным продуктам. В рамках ВТО нельзя запретить ввоз ГМО-продуктов. Россельхознадзор не будет запрещать поставки в Россию продукции с того или иного предприятия по итогам своих инспекций до того, как страна-экспортер предложит меры по устранению выявленных нарушений. Такой порядок не будет распространяться только на случаи «серьезного риска для здоровья животных или людей», – говорится в сообщении ВТО. Россельхознадзор после вступления РФ в ВТО будет обязан присылать предварительный отчет об итогах проверок зарубежных предприятий АПК отраслевым регуляторам стран, в которых они находятся, для комментариев. РФ также обязалась согласовывать со странами-экспортерами ветеринарные сертификаты, содержащие требования, отличные от норм Таможенного союза, если экспортер до 1 января
Объем поддержки АПК РФ в
Накопленный опыт работы в регионах убедительно демонстрирует в целом позитивное отношение национального бизнеса к будущему членству России в ВТО. Об этом, в частности, свидетельствовали результаты анкетирования участников конференций в регионах 2004–2005 гг. Более 70 % опрошенных заявили о поддержке присоединения РФ к ВТО. Что касается критического или негативного отношения к членству в ВТО, то, как показали многочисленные дискуссии, первопричиной подобного настроя в абсолютном большинстве случаев являлось отсутствие достоверной информации о ВТО, правах и обязанностях ее членов, особенностях присоединения разных стран.
Принципиально важно то, что согласно требованиям ВТО нельзя не только оказывать адресную поддержку отдельно взятым отраслям промышленности (что окончательно убьет, по мнению оппозиции, остатки авиационной и ракетно-космической отраслей, а также машиностроения, станкостроения, приборостроения и прочих наукоемких производств), но также категорически запрещается осуществлять общее повышение защищенности отечественной экономики. Другими словами, в случае возникновения необходимости оказать поддержку производителям свинины и повысить импортные тарифы на иностранную свинину придется пойти на сопоставимое снижение импортных тарифов для других секторов экономики – машиностроения, станкостроения или производителей мяса кур и говядины.
«Без реальной модернизации экономики, ограничения беспредела чиновников и ценового произвола монополий, поднятия наращивания масштабов государственной поддержки отечественных наукоемких производств и аграрного комплекса хотя бы до европейского уровня и возрождения минимально необходимого валютного регулирования и контроля (с целью пресечения беспрецедентного по масштабам вывоза капитала) Россия будет и впредь оставаться сырьевой колонией и рынком сбыта для продукции транснациональных корпораций», – считает аналитик В. Жуковский. Рассмотрим влияние на различные отрасли с разных точек зрения и попытаемся все-таки определить, что преобладает в принятом решении: плюсы или минусы.
Положительные стороны вступления во Всемирную торговую организацию оценил в своем интервью профессор Высшей школы экономики, директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский: «ВТО будет бороться с нашей коррупцией. Потому что примат международного законодательства здесь конкретно начинает работать, то есть если какой-то бизнес, в котором участвует иностранный партнер, здесь сталкивается с ситуацией спорной, то может быть обращение в наш суд, а может быть обращение и в инстанцию по урегулированию споров в Женеве. Из плюсов я еще бы назвал модернизацию. Если мы все-таки ее будем проводить (если будем, пока она еще не проводится), то без ВТО бессмысленно это делать. Потому что ВТО – это участие в свободном обмене товарами, услугами и технологиями. Каждая отрасль должна рассмотреть свои плюсы и минусы. По автомобилям, которые относятся к категории наиболее чувствительных товаров для рынка, у нас максимальный переходный период. Значит, импортная таможенная пошлина снижается в течение семи лет, причем начало снижения наступает только с четвертого года из этих семи лет. То есть переходный период колоссальный. И этот период как раз рассчитан из условия того, что вот эти все предприятия, которые у нас сейчас строятся или построены, должны выйти на проектную мощность вплоть до того экспорта». Следует заметить, что названные положительные стороны данного процесса слишком размыты, хотелось бы услышать конкретные показатели, цели и планы, которые теперь должны двигать экономикой страны, но пока мы имеем только предположительные лозунги, верность которых, на наш взгляд, теперь рассудит время.
Противники вступления России в ВТО намного более конкретно называют последствия. Вступление в ВТО снимет ограничения по закупке оборудования и техники для многих отраслей, что будет позитивным для них моментом, но в то же время президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин считает, что увеличение импорта отрицательно скажется на развитии российского производства, что в итоге ударит и по потребителю. Последствия вступления в ВТО негативно отразятся на потребителе – доля некачественной, недостоверно маркированной, а часто и небезопасной рыбной продукции будет расширяться, полагает Герман Зверев, президент некоммерческой организации «Ассоциация добытчиков минтая». Однако генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько считает, что это усилит конкуренцию и потребительские цены будут постепенно снижаться.
Небольшие заводы в масштабах страны являются промежуточным звеном в производственных цепочках. Любое облегчение для импорта снижает объемы для партнеров, и главной проблемой становится невозможность даже теоретически повлиять на прогнозируемое уменьшение своего рынка сбыта. В противовес увеличить экспорт сложно, так как преодоление созданных за рубежом барьеров из технических регламентов требует значительных материальных ресурсов и времени. Цена вхождения на западный рынок для предприятий такого размера, как, например, Череповецкий литейно-механический завод, является неподъемной [4]. Но несмотря на приводимые примеры и доводы, Российскому государству предстоит научиться жить в новых условиях всемирной торговли. И, на наш взгляд, насколько будет хорошо или плохо отдельному предприятию, отрасли или даже потребителю, решать каждому. Хороший хозяйственник сможет приспособиться и к правилам свободной торговли, а предприятия и отрасли, привыкшие к выживанию и которым в первую очередь нужна модернизация, конечно, будут не в самом выгодном положении, но качество и грамотное экономическое управление должны все равно выиграть.
2. Ждановская, А.А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? / А.А. Жда-новская // Левая политика. - 2009. - № 9. - С. 38-55.
5. Стиглиц, Ж. Schatten der Globalisierung / Ж. Стиглиц. - Berlin, 2002. - 195 с.