Текст (PDF):
Читать
Скачать
Введение Ученые в области нутрициологии отмечают тенденцию снижения качества питания населения и, как следствие, рост числа алиментарно- зависимых заболеваний. Одним из путей решения проблемы является разработка продуктов питания с заданными свойствами, удовлетворяющими запросам потребителя. В условиях инновационного развития особое внимание уделяется «активизации и воспроизводству научно-технического и интеллектуального потенциала», «поддержке высокотехнологичных и наукоемких производств», в том числе в пищевой промышленности и общественном питании. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что вузы являются наиболее активным и продуктивным источником инновационных идей и обеспечивают подготовку специалистов. В этой связи научно- образовательный процесс в вузе направлен на формирование умений не только генерировать идеи, но и доводить их до логического завершения - выведения готового продукта на рынок. В этом случае определенный интерес представляет студенчество как группа населения, являющаяся активной участницей этого процесса и на стадии разработки, и на стадии потребления. Актуально применение методов научно- технического творчества на этапах разработки и доведения продуктов питания с заданными свойствами до потребителя. Однако их разнообразие и сложность в практическом применении в большей степени делает их предметом теоретического изучения. Целесообразно объединение методов поискового проектирования, зарекомендовавших себя в разработке пищевых продуктов, с методами управления качеством, которые позволят проектировать продукт с заданными свойствами, ориентированный на конкретные возможности производителя и потребности рынка. Возможна интерпретация методов с учетом особенностей объектов исследования, на которые они направлены. Из перечисленных методов научно- технического творчества для целей разработки новых продуктов питания целесообразно использовать следующие: методы сбора информации об объекте (анкетирование), метод структурирования функций качества или его инструменты («Дом качества»), методы анализа и преобразования структуры задачи (синектика, мозговая атака), методы поиска и разрешения противоречий (функционально-физический анализ (ФФА), метод противоречий в ТРИЗ), методы оценки вариантов проекта и выбора окончательного варианта (функционально-стоимостный анализ (ФСА)) и другие. Объекты и методы исследования Объектами исследования являются методы научно-технического творчества на этапе разработки новшеств, предметная область исследования для оптимизации питания студентов. В качестве методов исследования использовали методы научного исследования: анализ, сравнение и обобщение, моделирование, метод экспертных оценок и описание. Результаты и их обсуждение Методики проектирования новых продуктов питания имеют широкое распространение и подразумевают разработку рецептуры с заданными свойствами и технологии, обеспечивающие необходимый уровень качества. Для проектирования рецептурного состава применяют различные методики: на основе математического моделирования, с учетом необходимой пищевой ценности, стоимости сырья, потребительских предпочтений и т. д. [1, 2]. Применение методов поискового проектирования на этапах разработки пищевого продукта позволяет решать ряд поставленных задач. При этом представляет интерес применение методов поискового проектирования на всех этапах разработки в условиях системы «наука, образование - производство - рынок» [3]. Проектирование - это творческий процесс формирования целенаправленной системы обоснованных рациональных проектных решений, образующих модель будущего процесса (производственного, инновационного и др.) в заданных условиях. Поисковое проектирование и конструирование - постановка и решение задач инженерного и технического творчества, ориентированных на создание новых концептуальных моделей технических объектов. В процессе поискового проектирования используют различные методы научно-техниче- ского творчества (НТТ). В научно-технической литературе [4] встреча- ется ряд классификаций методов технического творчества, предложенных отечественными и зарубежными учеными. На рис. 1 представлена классификация методов проектирования и активизации творчества, включающая следующие группы методов: методы исследования проектной ситуации, методы поиска идей новых технических решений, методы анализа технических решений [5]. Однако решение проблемы оптимизации питания населения в целом и студентов в частности может осуществляться последовательно и/или параллельно по разным направлениям, так как проблема представляется многоаспектной, а задача - неформализованной. При условии разработки общих подходов (концепций) оптимизации питания важно выделить основные направления, которые могут быть реализованы как в рамках федеральных и региональных программ, так и в рамках инновационных проектов (рис. 2). Методы проектирования и активизации технического творчества Направления оптимизации организации питания студентов в вузе Расширение ассортимента, в т. ч. за счет разработки функциональных продуктов питания, обогащенных продуктов питания, продуктов с повышенной пищевой ценностью Культура питания - здоровое питание Модернизация оборудования с целью повышения качества готовой продукции и сокращения затрат на производство, снижение себестоимости. Разработка новых видов оборудования Совершенствование технологии производства на основе научных достижений, сокращение потерь, повышение качества продукции Формирование потребительских предпочтений с учетом стереотипов поведения молодых людей данной возрастной группы Подготовка кадров для работы в условиях инновационного развития общественного питания Методы исследования проектных ситуаций Формули- Методы поиска идей и новых технических решений Метод проб и Методы анализа техничес- ких решений Модернизация законодательной базы с учетом изменяющихся требований. Разработка методических рекомендаций по организации питания студентов вузов Рисунок 2 - Направления деятельности по оптимизации питания студентов рование задачи ошибок Контрольные перечни Figure 2 - Activities which help improve student catering service Поиск Выявление визуаль- ных несо- ответствий Анкетный опрос Исследо- вание поведения потреби- телей Системные испытания Метод эвристичес- ких приемов Метод конт- рольных вопросов Мозговой штурм Синектика АРИЗ Морфологи- ческий анализ ФСА … При выборе приоритетного направления исследований, а более конкретно - предмета исследования целесообразно использовать методы поискового проектирования, методы научно- технического творчества и т. п. Для выявления факторов, обусловливающих организацию питания студентов и путей оптимизации, использовали метод синектики. Синектика - это сочетание разнородных, а иногда даже несовместимых элементов в процессе постановки и решения задач. Метод предложен Уильямом Гордоном (США, 1952 г.) и описан в книге «Синектика: развитие творческого воображения» [6]. Особенность метода синектики - привлечение разных видов аналогий для разработки технико- технологических и организационно-экономических решений (ТТР, ОЭР). Используют четыре вида аналогий: прямая, личностная, символическая и фантастическая. Метод синектики нашел применение в разных Рисунок 1 - Классификация методов проектирования и активизации творчества Figure 1 - Classification of design techniques and activation of creative work областях жизнедеятельности человека: управлен- ческих процессах на предприятиях, развитии творческих способностей школьников, студентов, специалистов производств [7-11], инвестиционной и финансовой деятельности, в том числе в разработке пищевых продуктов. Имеющийся опыт в области применения метода синектики на этапе разработки пищевых продуктов может быть только частично применен к новой задаче в этой области, так как основная задача состоит в поиске принципиально новых технических решений (ТР), отличных от существующих моделей. На рис. 3 представлена последовательность выбора предметной области исследования при решении проблемы оптимизации питания студентов на основе интерпретированного метода синектики. Сущность интерпретированного метода и характеристика этапов применительно к проблематике представлена ниже. Метод синектики - это система коллективной творческой работы для рассмотрения и усовершенствования условий задачи. К условиям задачи подходят критически, и первый шаг решения синектической группой - преобразование проблемы, как она дана, в проблему, как она понятна [12]. Для широты и глубины понятия проблемы используют аналогии: прямые и фантастические - это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические - телесные и абстрактные. Виды аналогий в процессе творчества специалистов на примере проблемы питания студентов представлены в табл. 1. Таблица 1 - Виды аналогии в процессе творчества специалистов Table 1 - Types of analogy in specialist’s creative work Вид Характеристика аналогии Прямая аналогия Проблему «питание студентов» сопоставляют по аналогии со схожими по принципу действия элементами из других межотраслевых областей знаний. Например, питание - современное оборудование; питание - рынок; питание - упаковка и т. д. Личностная аналогия (эмпатия) - субъектив- ная Отождествление элементов проблемы, умение «войти в понимание другого». Например, питание - алиментарно- зависимые заболевания, связанные с недостатком/избытком нутриентов и связанные зачастую с жесткой диетой, невозможностью позволить себе «что- то вкусное» Символи- ческая аналогия, абстрактная Подбор смысловой формулировки; обнаружение «обычного в необычном». Например, по соотношению нагрузок студентов и необходимости полноценного питания для восстановления сил можно провести аналогию питания студентов с питанием военных или космонавтов Фантасти- ческая аналогия Позволяет решать проблему в идеальном варианте. Например, капсула БАД, содержащая дневную норму основных пищевых веществ, может заменить полноценный рацион Создание творческой синектической группы, осуществляющей поиск предметной области научного исследования Постановка задачи поиска Синектическая группа поиска Процесс интеграции на ранних стадиях создания новых ТТР и ОЭР исследуемого объекта в рамках инновационного проекта рассматривает в сформированных граничных условиях перспективы Анализ проблемы, как она дана, в проблему, как она понятна. Обоснование цели и переработка условий для решения задачи Генерация идей на основе разных видов аналогий (методы НТТ и др.) их применения: технологичность ТТР (концептуального образа новшества) для серийного производства предполагаемого нового товара (услуги); обеспеченность материальными и интеллектуальными ресурсами для разработки инновацион- Прямая аналогия Личная (эмпатия) Символическая Фантастическая ного проекта (Ипр); - исследование, прогноз потенциального спроса на нововведение с учетом потребительной Процесс решения поисковой задачи, поиск сочетания отдельных идей Отбор идей, раскрывающих пути достижения цели - создания ТТР, ОЭР Процесс интеграции на ранних стадиях создания новых ТТР и ОЭР в условиях организации научно-инновационной деятельности Процесс разработки, апробации и реализации инновационного проекта на основе созданных новых ТТР и ОЭР Рисунок 3 - Последовательность выбора предметной области исследований для оптимизации питания студентов на основе метода синектики Figure 3 - Stages of research subject field identification for student catering service improvement using synectic method ценности для производства и рынка; обоснованные сроки разработки и реализации Ипр или программы; предполагаемые затраты на проектирование и разработку новшества, объемы и источники инвестиций инновационного проекта, программы. В процессе исследований на основе метода синектики необходимыми условиями для организации творчества специалистов и анализа результатов для последующей разработки Ипр и программ являются: сформированная и обоснованная актуальная проблема, в том числе характеристика состояния исследуемого объекта; прогноз возможностей формирования желаемого состояния исследуемого объекта; творчество специалистов-синекторов, креативное мышление. Таблица 2 - Фазы процесса формирования синектического коллектива Table 2 - Phases of synectic group formation Таблица 3 - Оценка состояния направлений исследования по оптимизации питания студентов в системе «наука, образование - производство - рынок» Фаза Характеристика фазы 1. Отбор кадров творческой группы Тесты, наличие разных знаний, общая эрудиция, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторы - специалисты сфер знаний 2. Формирование группы синекторов, их обучение Подготовка синектических групп требует времени. Подготовка может проводиться специально по разработанной ранее программе в учебных центрах с прохождением практики, направленной на решение теоретико-практических задач. Без подготовки в качестве синекторов можно привлекать специалистов по знаниям 3. Внедрение группы в реальную среду Среда, в которой работают синекторы, - это область научных и/или профессиональных знаний. Это творческие личности, умеющие использовать концептуальные образы, метафоры, аналогии Направление исследования Прямая аналогия Оценка синекторов Наука, образование (НИР) рецептура 9,1 ± 0,5 н технология 7,0 ± 0,8 н уровень подготовки ППС 9,2 ± 0,6 н творчество 4,9 ± 0,8 н научно-приборная база 7,4 ± 0,9 я нормативная база 6,2 ± 0,9 я инновационный потенциал вуза 7,9 ± 0,7 н научный потенциал студента 5,2 ± 1,0 н участие в грантах 3,3 ± 0,8 я международное сотрудничество 5,3 ± 0,7 я инновационные образовательные технологии 4,8 ± 1,0 н интеллектуальный потенциал 5,1 ± 1,0 н здоровье 6,3 ± 0,8 н генофонд 7,6 ± 0,7 н государственная поддержка 2,7 ± 0,7 я здоровые продукты питания 4,8 ± 0,8 н функциональные свойства 2,6 ± 0,5 н образовательные программы в области питания 2,7 ± 0,7 я качество и безопасность продукции 8,7 ± 0,9 я Производство технология 7,8 ± 0,6 я* сырье 7,5 ± 0,5 я* уровень профессионализма сотрудников 5,8 ± 0,8 н оборудование 7,3 ± 0,9 я* инвестиции 3,3 ± 1,1 н инновационный потенциал отрасли/региона 7,1 ± 0,8 н приоритеты и промышленная ориентация региона 4,1 ± 0,7 я климато-географические условия региона 3,7 ± 0,7 я конкурентоспособность товаров 5,3 ± 1,0 н региональная политика 6,1 ± 0,7 я поставщики 7,3 ± 0,7 я логистика 4,1 ± 0,9 я* системы качества и безопасности 8,2 ± 0,6 я Рынок цена 6,2 ± 0,8 я качество 6,1 ± 1,0 я* конкурентоспособность 5,6 ± 1,2 н реклама 4,0 ± 1,1 н ассортимент 7,6 ± 1,0 я* маркетинг 2,9 ± 0,7 н стереотипы пищевого поведения 5,6 ± 0,8 н Table 3 - Evaluation of current research trends in student catering service improvement in the system “Science, education - production - market” Процесс формирования синектического коллектива, творческой группы специалистов- синекторов включает три фазы (табл. 2). Синекторы, объединенные в рабочую группу, должны обладать творческим мышлением, что повышает вероятность успеха в области постановки задач и их решения, демонстрируя эффект синергии [13, 14]. Необходимо создать специальные условия для проведения синектической процедуры: первоначальная абстракция участников от проблем и задач; сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений; естественность обсуждения, моделирование ситуации; проявление рациональности в процессе логического суждения [15, 16]. Для формирования предметной области исследования в соответствии с обоснованно принятыми направлениями оптимизации питания студентов в вузах необходимо подготовить базу исходных данных (БИД). Для этого была создана группа синекторов, в которую вошли преподаватели, аспиранты и магистранты кафедры «Технология и организация общественного питания» (ТиООП). На кафедре реализуется магистерская программа «Инновационный менеджмент в индустрии питания», в учебный план которой входит дисциплина «Инженерная педагогика». Дисциплина подразумевает овладение магистрантами методами научно-технического творчества, в связи с чем сочли возможным включить магистрантов в группу синекторов. Состав группы - 10 человек: четверо молодых преподавателей кафедры ТиООП, кандидатов технических наук, активно занимающихся научно- инновационной деятельностью; трое аспирантов кафедры ТиООП и трое магистрантов. я - явные знания о проблеме; н - неявные знания о проблеме; * - являются неявными на этапе «проектирование», становятся явными на этапах «производство» и «рынок», так как на этих этапах подробно прописаны в инновационном проекте. Таблица 4 - Выявление предметной области исследования на основе неявных знаний Table 4 - Subject field identification on the basis of implicit knowledge Направление исследования Явные знания Неявные знания Наука, образование (НИР) научно-приборная база, нормативная база, участие в грантах, международное сотрудничество, государственная поддержка, образовательные программы в области питания, качество и безопасность продукции рецептура, технология, уровень подготовки ППС, творчество, инновационный потенциал вуза, научный потенциал студента, инновационные образовательные технологии, интеллектуальный потенциал, здоровье, генофонд, здоровые продукты питания, функциональные свойства Производство технология, сырье, оборудование, приоритеты и промышленная ориентация, климато- географические условия, региональная политика, поставщики, логистика, системы качества и безопасности уровень профессионализма сотрудников, инвестиции, инновационный потенциал отрасли/региона, конкурентоспособность товара Рынок цена, качество, ассортимент конкурентоспособность, реклама В основу интерпретации метода синектики положено использование только прямой аналогии. Задачей явилось определение приоритета предметной области исследований при решении проблемы «питание студентов». Разработана анкета, в которой направления оптимизации питания студентов были сгруппированы в рамках системы «наука, образование - производство - рынок». Для анализа проблемы, как она дана (оптимизация питания студентов), в проблему, как она понятна, синекторам предлагалось оценить по 10-балльной шкале состояние направления исследования в этой области с указанием их мнения. При оценке синекторами состояния направлений исследований принимали, что оценка выше 5-ти баллов означает малоизученное направление, т. е. неявные знания. Результирующей считали повторяющиеся аналогии членов группы. Анализ показал, что 15 % ответов носили единичный характер и не учитывались в дальнейшем (табл. 3, 4). Анализ таблицы проводили поэтапно. Сначала выявляли преобладание явных и/или неявных знаний на этапе «проектирование» (наука, образование), затем на этапе «производство», и затем на этапе реализации разрабатываемого новшества - «рынок». К явным знаниям отнесли заведомо известные параметры относительно рассматриваемого направления исследования. Например, климато- географические условия региона, которые оказывают определенное влияние на процесс производства и могут быть оценены, а на основе оценки спрогнозирована перспектива их влияния, поэтому они отнесены к категории явных знаний о проблеме. Оценки синекторов выявили преобладание неявных знаний на этапе проектирования новшества, так как в целом предприятие, при условии, если оно работает во взаимодействии с научно- образовательной организацией (НОО), получает «готовые решения»: технико-технологические решения (ТТР) и организационно-экономические решения (ОЭР) с учетом требований рынка, изложенные в виде инновационного проекта (бизнес-плана). На этапе проектирования, как правило, стоит задача нахождения оптимального (рационального) варианта принятия управленческого решения из множества исходных решений. При этом важно сформировать предметную область исследования, представляющую перспективы решения обозначенной проблемы. Преобладание неявных знаний на этапе проектирования выявило «слабые» места: творчество, инновационный потенциал, научный потенциал, интеллектуальный потенциал, здоровые продукты питания, здоровье, генофонд (табл. 4). Анализ и обобщение проблемных ситуаций позволили сформулировать предметную область исследования и показать значимость подготовки специалиста, осуществляющего проектирование новшеств, в том числе новых продуктов питания. При уточнении сути термина «специалист по проектированию нового продукта» в условиях научно-инновационной деятельности в системе «от идеи до потребителя» целесообразно акцентировать внимание на знании и владении методами поискового проектирования. В процессе разработки нового продукта неявные знания необходимо трансформировать в явные, для чего целесообразно применять инструментарий в виде методов поискового проектирования. Анализ и обобщение результатов исследования позволили разработать алгоритм процесса формирования предмета исследования. Ниже дано описание процесса формирования предмета исследований. Описание рекомендуется начинать с анализа проблемы и технологий. Цель - анализ проблемы и перспективных технологий для обоснования выбора предмета исследования и дальнейшей разработки проекта. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: Анализ и описание проблемы с целью оценки возможности ее решения, разрешения или устранения. Анализ перспективных технологий для решения проблемы на основе организации научно- исследовательской (НИР) и научно-исследователь- ской опытно-конструкторской работы (НИОКР) в системе «от идеи до потребителя». Анализ и выбор НОО и предприятия для апробации и реализации НИОКР с целью решения обозначенной проблемы. Задача 1. Анализ и описание проблемы с целью оценки возможности ее решения, разрешения или устранения. Проблема - это комплекс теоретических, практических актуальных и обоснованных целей и задач, которые зависят от масштаба, вида проблемы, возможностей ее разрешения, решения или устранения на основе научных исследований и практической реализации результатов научно- инновационной деятельности (РИД) специалистов (табл. 5). Идентификация проблемы - это знакомство и обучение членов коллектива разработчиков и создание неформальной формулировки проблемы. Пути исследования проблемы, ситуация и результат принятия управленческих решений (УР) представлены в табл. 6. Приоритетно рассматриваются проблемы для обоснованного формирования и достижения перспективных образов в стратегии инновационного развития организаций и предприятий. Выявление и решение проблем в обществе основано на организации научно-инновационной деятельности, которая обеспечивает результаты интеллектуальной деятельности специалистов в виде разработки и коммерциализации новшеств. При этом выполняются исследования для разработки новых технологий, товаров и услуг, имеющих лучшие потребительские свойства и качество, что обеспечивает их конкурентные преимущества на рынке. Процесс коммерциализации новшества (выведение на рынок и доведение до потребителя) должен быть основан на организации различных сценариев в системе «от идеи до потребителя». В процессе разработки инновационных проектов по темам исследования необходимо формировать базу исходных данных - явные знания и базу знаний - неявные знания для создания или выбора новшества и его реализации на рынке. Преобразование проблем в цели инновационного проекта для решения проблемы. Процесс преобразования проблемы в цели инновационного проекта и их достижение являются основой для организации научно-инновационной деятельности по тематике исследования. Так, при решении проблемы оптимизации питания студентов региона (России) в рамках инновационных проектов можно рассматривать направления оптимизации питания студентов (рис. 2). К общим задачам перспективных инновационных проектов в этом направлении можно отнести: реализация имеющихся проектов путем коммерциализации разработок; анализ рынка, стратегии маркетинга; повышение конкурентоспособности научной разработки; разработка адекватного позиционирования выводимой на рынок разработанной продукции; запуск рекламной акции; создание и реализация программы обучения персонала предприятий, реализующих проект; создание и реализация образовательной программы по здоровому питанию для различных групп населения, в том числе студентов; разработка инновационного проекта и его бизнес-плана для научной разработки и т. д. Таким образом, целесообразно преобразование элементов процесса решения проблемы в цели и задачи, которые выполняются специалистами на основе организации процесса научно- инновационной деятельности в системе «от идеи до потребителя». Таблица 5 - Виды проблем для исследования в условиях научно-инновационной деятельности Table 5 - Types of problems for research in the process of scientific innovation activity Проблема Характеристика проблемы для исследования Глобальная проблемы крупных масштабов (проблемы мира, страны и др.) Комплексная взаимосвязанные проблемы, объединенные одной целью Национальная демография, снижение срока жизни людей и др. Региональная проблемы региона: экологические, качество жизни, болезни и др. Отраслевая проблемы данной отрасли промышленности в регионах Межотраслевая проблемы, общие для разных отраслей в вариантных условиях и т. п., например проблема отраслевой сферы питания и др. Псевдопроблемы ложные проблемы, что обычно связано с недостатком информации, знаний, опыта, ресурсов и т. п. Таблица 6 - Пути решения проблемы, ситуация, результат принятия управленческого решения Пути решения проблемы у лица, принимающего решение (ЛПР): Ситуация и результат управленческого решения (УР) устранение проблемы - изменить цель, отказ от изменения состояния; разрешение проблемы - выбор возможного состояния и действий для достижения цели ЛПР (проблема устранена, но не лучшим образом); решение проблемы - на основе анализа выбор одного из возможных вариантов, удовлетворяющего ЛПР, как процесс на основе УР. для изменения состояния и есть много доступных действий, то это ситуация принятия решения. Если компетенция ЛПР позволяет предпринять действия Выбор варианта из множества, их упорядочение. Table 6 - Problem solving, situation, and result of managerial decision-making Задача 2. Анализ перспективных технологий для решения проблемы в системе «от идеи до потребителя»: Анализ перспективных технологий осуществляется с учетом ряда факторов, например: конкурентоспособность технологии; многовариантность режимов и параметров технологии, позволяющая разрабатывать широкий ассортимент готовой продукции; возможность получения конкурентоспособного готового продукта с использованием применяемой технологии; ценовая политика с целью доступности для широкого круга потребителей (коммерческие предприятия питания и социальные предприятия питания); возможность обучения перспективным технологиям специалистов разного профес- сионального уровня; масштабируемость технологии - возможность ее воспроизводства в других условиях; возможность использования технологии при решении задач, в условиях, где она ранее не использовалась и т. д. Таким образом, перспективность технологии определяется ее возможностью реализации в условиях НОО - для проведения научных исследований; производства - адаптации к производственным условиям; рынка - доступности технологии и востребованности готовой продукции. Задача 3. Анализ и выбор НОО и предприятий для разработки инновационного проекта с целью решения проблемы на основе коммерциализации новшества. При разработке инновационного проекта важно на этапе проектирования понимать условия, в которых будет реализован проект. Поэтому уже на этапе разработки необходимо оперировать элементами системы «наука, образование - производство - рынок» или «от идеи до потребителя». Рецептура и технология нового продукта должна быть ориентирована на имеющиеся и потенциальные возможности предприятия: его производство и реализацию. Таким образом, на основе анализа перспективных технологий, новых разработок, новшеств НОО и потенциалов предприятий в условиях региона и отрасли выполняется выбор актуальной темы для организации процесса научно- инновационной деятельности в системе «от идеи до потребителя». Применение метода синектики необходимо начинать с отбора и подготовки к работе группы синекторов, квалификация и уровень знаний которых соответствует задачам исследования. Важно правильно преобразовать проблему в цели и условия задачи и подобрать аналогии (можно использовать как все виды аналогий, так и выборочно, на усмотрение руководителя рабочей группы и задачи исследования). При поиске путей решения обозначенной проблемы необходимо выявить явные и неявные знания, используя прямую аналогию в системе «наука, образование - производство - рынок». Область неявных знаний формирует предметную область исследования, преобразуемую в цель и задачи инновационного проекта, направленного на решение проблемы. Целесообразно на этапе разработки инновационного проекта использовать алгоритм процесса формирования предмета исследования, состоящий из задач, соответствующих этапам системы «наука, образование - производство - рынок».