ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме формирования цифровой грамотности студентов педагогических направлений в условиях цифровой трансформации образования. Представлены и обобщены мнения ученых и педагогов-практиков по организации образовательного процесса и деятельности преподавателей, обеспечивающих результативность исследуемого процесса. Цель – выявить динамические трансформации параметров цифровой грамотности будущих педагогов в условиях образовательного процесса. Нас интересовали вопросы содержательной наполненности изучаемых студентами учебных дисциплин, структурированность, организация образовательного процесса и информационно-дидактическая обеспеченность педагогического взаимодействия преподавателя и студентов. Описаны и реализованы направления деятельности преподавателей, включающие персонализацию обучения, использование технологических механизмов и рефлексивных практик. Обосновано, что формирование цифровой грамотности студентов педагогических специальностей представляет собой многогранный процесс, который интегрирует различные компетенции, необходимые для их будущей профессиональной деятельности в сфере образования. В исследовании приняли участие 179 студентов-первокурсников Кемеровского государственного университета. Использовался мультимодальный диагностический комплекс, включавший тестирование, анкетирование и авторский опросник. Результаты продемонстрировали статистически значимый рост показателей цифровой грамотности. Теоретико-экспериментальное исследование подтвердило предположение о возможности эффективного формирования цифровой грамотности студентов на основе комплексного подхода: междисциплинарная интеграция, практико-ориентированный характер обучения, использование методов активизации познавательной деятельности, цифровое наставничество, мониторинг процесса и результатов образования.

Ключевые слова:
цифровая грамотность, педагогическое образование, образовательная среда, цифровая компетентность, цифровая безопасность, медиаграмотность
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение.

Цифровая трансформация образования, обусловленная стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), предъявляет новые требования к профессиональной подготовке будущих педагогов. В условиях перехода к смешанным и гибридным формам обучения цифровая грамотность становится неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности преподавателя, определяющим его способность эффективно проектировать образовательный процесс, управлять цифровой средой и формировать соответствующие навыки у обучающихся [1, 2].

Исследования также выявляют разрыв между растущими требованиями к цифровым компетенциям и фактическим уровнем цифровых компетенций у выпускников педагогов даже на уровне магистратуры [3].

Для решения этой проблемы исследования предлагают обновить учебные программы и методики преподавания для повышения цифровых компетенций [4].

Современная образовательная среда претерпевает динамичные изменения под влиянием цифровизации, что приводит к необходимости всестороннего освоения ИКТ и формированию цифровой грамотности у будущих педагогов. В условиях стремительного развития технологий и глобальной информационной трансформации педагог должен обладать не только базовыми навыками работы на компьютере, но и умением анализировать, структурировать и применять информацию для повышения качества образовательного процесса. Цифровая грамотность рассматривается как сложная система, включающая технический, информационный, коммуникативный, этический компоненты и медиаграмотность, что обусловлено необходимостью комплексного подхода к подготовке специалистов [5].

Введение цифровых инновационных технологий в образовательный процесс предполагает от вузов и педагогических учреждений создание современной информационно-образовательной среды, которая служит базой для формирования у студентов не только теоретических знаний, но и практических умений по использованию цифровых инструментов в педагогической деятельности [6]. Это обусловливает необходимость разработки новых дидактических методов и обновления содержания учебных программ, способных обеспечить преемственность в формировании цифровых компетенций на всех этапах подготовки будущих педагогов

Согласно современным исследованиям, цифровая грамотность педагога представляет собой интегративный феномен, объединяющий различные компоненты. К ним относятся:

  • умение использовать цифровые инструменты для решения педагогических задач;
  • способность критически оценивать информацию;
  • готовность обеспечивать цифровую безопасность;
  • навыки организации взаимодействия в виртуальной среде [7].

Аналитический центр НАФИ разработал операционализированную модель, адаптированную к российскому образовательному контексту и имеющую сильную эмпирическую базу. Ее компонентный состав включал:

  1. Информационную грамотность
    • Поиск и оценка достоверности информации
    • Сравнение источников
    • Идентификация вредоносного контента
  2. Коммуникативную грамотность
    • Использование цифровых каналов коммуникации
    • Соблюдение сетевого этикета
    • Эффективное взаимодействие через цифровые сервисы
  3. Создание цифрового контента
    • Разработка и редактирование контента
    • Понимание авторских прав
    • Визуализация данных
  4. Цифровую безопасность
    • Защита персональных данных
    • Распознавание киберугроз
    • Понимание влияния технологий на здоровье
  5. Решение проблем в цифровой среде
    • Использование ПО для повседневных задач
    • Самообучение цифровым технологиям
    • Устранение технических сбоев

Особенность подхода НАФИ – диагностическая валидность: каждый компонент измеряется через индексы (0-100 п.п.) в ходе всероссийских исследований. Например, по данным 2024 года, наибольшие проблемы у россиян наблюдаются в цифровой безопасности и создании контента, тогда как информационная грамотность развита лучше.

Четкое выделение компонентов цифровой грамотности имеет принципиальное значение для образовательной практики по трем причинам:

Дифференциация образовательных задач: позволяет проектировать модули обучения, адресующие конкретные дефициты. Например, слабые навыки создания контента у педагогов (исследование НАФИ показало, что 74% учителей нуждаются в развитии этого компонента) требуют практико-ориентированных тренингов по визуализации данных [https://ug.ru/analitiki-sravnili-uroven-czifrovoj-gramotnosti-shkolnikov-i-uchitelej/].

Диагностика и мониторинг: компонентная модель НАФИ лежит в основе платформы «Цифровой гражданин» для оценки компетенций. Это позволяет выявлять региональные различия (например, разрыв между жителями городов-миллионников - 75 п.п. и сельских территорий - 71 п.п.) [8].

Поэтапное формирование навыков: как отмечает Хаблиева С. Р., компонентный состав обеспечивает логику «от базовых к продвинутым навыкам». Например, без освоения информационной грамотности невозможно развитие компетенций по созданию контента [9].

Корреляция с профессиональными стандартами: компоненты НАФИ соответствуют требованиям ФГОС к цифровым компетенциям педагогов, включая использование интерактивных технологий и цифровых лабораторий. Несмотря на существование альтернативных моделей, подход НАФИ демонстрирует преимущества для образовательной практики за счет соответствия международным стандартам (адаптация DigComp к российской специфике) и измеримости компонентов через систему индексов, а также практической ориентированности на решение реальных дефицитов (например, низкие навыки безопасности у молодежи.

Таким образом сформированность цифровой грамотности имеет вариативную представленность что описывает наличие несоответствия между высоким уровнем самооценки цифровых навыков у студентов и их реальными возможностями применять технологии в профессиональном контексте. Как отмечают Альмурзаева и Эльжуркаева, многие будущие педагоги владеют базовыми умениями (поиск информации, создание презентаций), но испытывают трудности в проектировании цифровых образовательных ресурсов, использовании LMS-платформ и обеспечении этических норм в цифровом пространстве [1]. Кроме того, массовый переход к дистанционному обучению в период пандемии выявил дефициты в готовности преподавателей к работе в конвергентной среде, сочетающей офлайн- и онлайн-форматы.

В ответ на эти вызовы в педагогической науке сформировались три ключевых направления деятельности преподавателей вузов по формированию цифровой грамотности у будущих педагогов. В качестве первого направления выделим интеграцию инновационных методов обучения, таких как проектная деятельность, где студенты разрабатывают цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и сценарии уроков с применением ИКТ [1] Эффективность проектного подхода подтверждается исследованиями Исуповой и Суворовой, показавшими статистически значимый рост компетенций при использовании дифференцированных траекторий обучения [10] и персонализированные образовательные маршруты, адаптируемые под индивидуальные запросы обучающихся [Проводова].

В рамках второго направления предлагается использование технологических механизмов, включающих: Внедрение LMS-платформ (Moodle, MOOC) для управления учебным процессом и применение облачных сервисов (Google Workspace, Jupyter Notebook) и инструментов анализа данных. Эти решения позволяют моделировать профессиональные цифровые среды, с которыми столкнутся будущие педагоги в школах [11]

Содержательное направление третьего направления реализуется через использование этико-рефлексивных практик, направленных на формирование критического мышления для оценки достоверности информации и освоение норм цифровой гигиены и защиты персональных данных. Как подчеркивается в работах Солдатовой и Рассказовой, этот компонент является системообразующим для профилактики киберрисков в образовательной среде [12, 13]

Эффективность указанных направлений подтверждается эмпирическими исследованиями. Например, апробация проектного обучения и персонализированных траекторий в педагогических вузах показала статистически значимый рост цифровых компетенций у студентов экспериментальных групп. Однако сохраняются и нерешенные проблемы, такие как фрагментарность мышления, вызванная избытком поверхностной информации, и недостаточная готовность к саморегуляции в цифровой среде [].

Таким образом, цель данной статьи – теоретически обосновать и эмпирически проверить результативность деятельности преподавателей вуза в рамках обозначенных направлений формирования цифровой грамотности будущих педагогов. Исследование фокусируется на системном анализе механизмов интеграции цифровых компетенций в учебную деятельность, включая методические, технологические и рефлексивные аспекты, что соответствует задачам национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Формирование цифровой грамотности будущих педагогов в образовательной деятельности является одной из стратегий значимых прогрессивных систем педагогического образования в условиях современной цифровой трансформации общества. Эта тема связана с базовыми техническими навыками работы с компьютером и ИКТ, а также с развитием сложных компетенций в области информационной культуры, критического мышления, медиаграмотности и этического использования цифровых ресурсов [14].

Методы и материалы

Исследование базируется на системном подходе, рассматривающем цифровую грамотность как комплекс взаимосвязанных компонентов: информационного, технологического, коммуникативного и этико-рефлексивного. Деятельностный подход реализован через проектные задания, моделирующие профессиональные сценарии работы с цифровыми инструментами (разработка ЦОР, создание сценариев уроков с ИКТ. Компетентностная парадигма определила критерии оценки: способность применять полученные обучающимися знания и навыки в реальных педагогических контекстах.

В исследовании приняла участи из 149 студентов-первокурсников (бакалавриат), обучающихся на очной форме в ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» по педагогическим направлениям. Выборка включала: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профиями подготовки) (n=118; 87 жен., 31 муж.), 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (n=20; 19 жен., 1 муж.), 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (n=21; 20 жен., 1 муж.).

Для комплексной оценки уровня цифровой грамотности и смежных цифровых компетенций был применен мультимодальный диагностический комплекс (Таблица 1).

Таблица 1

Диагностический инструментарий исследования цифровой грамотности студентов педагогических направлений на начальном этапе обучения

Показатель

Уровни

Методика

Уровень развития способности студентов к самосовершенствованию в области ИКТ.

Низкий – не готов к самосовершенствованию в области ИКТ (16–24 балла).

Средний – готов к деятельности с применением ИКТ (25–36 баллов).

Высокий – готов и понимает необходимость самосовершенствования в области ИКТ (>36 баллов).

Тест-анкета Н. В. Бужинской (на основе методики В. И. Андреева) [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Уровень развития мотивации студентов к применению ИКТ для решения задач будущей профессиональной деятельности.

НизкийВОМ>ВПМ>ВМ.

Средний – Промежуточные мотивационные комплексы.

ВысокийВП>ВПМ>ВОМ (ВП=ВПМ>ВОМ).

Методика К. Замфир в модификации А. А. Реана [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Индекс цифровой грамотности.

В процентных пунктах (из 100 возможных).

Методика «Индекс цифровой грамотности педагогов» (НАФИ) [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Уровень безопасности в цифровой среде.

Получение от 0 до 10 баллов (без уровней).

Тест «Как распознать фишинг»[1].

Низкий уровень осведомленности о цифровой безопасности, отсутствие привычек безопасного поведения.

Средний – неполное понимание цифровой безопасности, но есть попытки соблюдать базовые правила.

Высокий уровень осведомленности, ответственное и безопасное поведение в цифровой среде.

Авторская анкета

Уровень цифровой ответственности

Низкий – отсутствует осознанность и ответственности в цифровой среде.

Средний – неполное понимание этических норм, но есть попытки их соблюдать.

Высокий – проявляет осознанность, ответственность и соблюдает этические нормы в цифровой среде.

 

Оценка фишинг-резистентности: Проводилась с использованием валидированного теста Google «Как распознать фишинг», основанного на симуляции реальных кибератак. Помимо диагностической функции, инструмент реализует принцип формирующего оценивания, обеспечивая немедленную обратную связь и повышая кибергигиену и осведомленность в области информационной безопасности респондентов.

Авторский опросник: Разработан для операционализации конструктов цифровой безопасности и цифровой ответственности, включая оценку источников информации, паттернов безопасного поведения и соблюдения цифрового этикета [15].

Учебный план всех направлений на первом курсе включает дисциплины ИКТ-цикла: «Введение в информационные технологии» и «Системы искусственного интеллекта». В рамках данных курсов осуществляется формирование и оценка базового уровня компетенции ОПК-9 («Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности») в соответствии с компетентностно-ориентированным подходом и требованиями профессионального стандарта педагога.

Этапы: констатирующий: диагностика исходного уровня цифровой грамотности. Формирующий: реализация направлений деятельности преподавателей вуза по формированию цифровой грамотности будущих педагогов. Контрольный: оценка динамики сформированности цифровой грамотности студентов педагогических направлений.

В рамках эксперимента реализованы три направления деятельности преподавателей:

Персонализация обучения: дифференциация содержания образования по дисциплинам ИКТ-цикла на основе входной диагностики и выявлении дефицитов сформированности цифровой грамотности.

Технологические механизмы: Работа в ЭИОС «ИнфоУПРо» и LMS Moodle с аналитикой прогресса (адаптивные тесты, геймификация) и использование облачных инструментов (Яндекс) для коллаборации и выполнения коллективных проектов.

Рефлексивные практики:

Ведение цифровых портфолио

Разбор студентами кейсов мошенничества в информационной сфере, кибербуллинга, нарушения авторских прав.

Результаты.

 

Таблица 2

Динамика подиндексов цифровой грамотности студентов педагогических направлений

Компонент

 

Констатирующий этап

Контрольный этап

Δ

p-value (t-критерий)

Информационная грамотность

(max. = 100)

71.2±5.1

 

 

<0.05

Коммуникативная грамотность (max. = 100)

68.4 ± 6.8

73.2 ± 5.9

 

<0.05

Медиаграмотность (max. = 100)

62.1 ± 7.5

71.0 ± 6.4

 

<0.05

Цифровая безопасность

(max. = 100)

58.7 ± 8.2

64.3 ± 7.1

 

<0.05

Навыки решения проблем в цифровой среде

(max. = 100)

65.3 ± 6.9

71.8 ± 6.0

 

<0.05

 

Как видно их Таблицы 2, коммуникативная грамотность имеет наименьший прирост, мы связываем это с тем, что навыки эффективной онлайн-коммуникации и сетевого этикета требуют длительного формирования и практики, выходящей за рамки учебных заданий. Медиаграмотность имеет один из самых высоких приростов. Это объясняется акцентом в программе на критическую оценку информации и создание контента, что напрямую связано с проектными заданиями и работой с цифровыми ресурсами. Цифровая безопасность имеет небольшой, но значимый прирост. Знания в этой области хорошо усваиваются на лекциях, воспитательных мероприятиях и обучающих тестах, но для выработки устойчивых поведенческих привычек времени было недостаточно. Навыки решения проблем показывают умеренный прирост. Студенты получили некоторый опыт работы с программным обеспечением и устранения базовых сбоев в рамках практикумов, но для развития креативного и алгоритмического мышления требуется больше времени.

Обсуждение.

Полученные положительные результаты, в частности, наибольший прирост медиаграмотности, полностью коррелируют с примененной методикой. Исследования Шахбанова Ш. Н. подтверждают, что применение интегративных методик, включающих практико-ориентированные задания, цифровое наставничество и активное использование информационно-коммуникационных технологий, приводит к улучшению цифровой грамотности студентов [16]. Важным аспектом успеха стала дифференциация образовательного процесса с учётом различных стартовых уровней цифровых навыков студентов, что позволило адаптировать подход к обучению [1].

Формирование цифровой грамотности среди студентов педагогических специальностей в университете является многогранным процессом, который интегрирует различные компетенции, необходимые для их будущей роли в качестве педагогов. Исследования показывают, что цифровая грамотность охватывает критическое мышление, этическую вовлеченность и способность эффективно ориентироваться в цифровой среде, которые имеют решающее значение для личностного и профессионального развития[]. Образовательная структура должна адаптироваться, чтобы включать междисциплинарную интеграцию и практическое применение, способствуя созданию среды, в которой студенты могут развивать свои медиа и ИКТ-компетенции с помощью структурированных учебных программ и внеклассных мероприятий[] []. Более того, первый год обучения в университете является ключевым, поскольку он знакомит студентов с цифровыми инструментами и ресурсами, закладывая основу для их навыков создания образовательного контента[]. Переход от традиционного электронного обучения к парадигмам SMART-обучения подчеркивает необходимость для университетов создавать условия, способствующие развитию цифровых компетенций, тем самым преобразуя образовательный ландшафт для будущих учителей[].

Таким образом, эффективное обеспечение цифровой грамотности студентов-педагогов возможно с помощью комплексного подхода, который включает междисциплинарную интеграцию, решение будущими педагогами практико-ориентированных задач [17], использование активных и проектных методов обучения, цифровое наставничество и регулярную оценку результатов образовательного процесса. Такой подход обеспечивает будущих педагогов, способных успешно функционировать в условиях цифровой трансформации общества и совершенствовать образовательные методы благодаря системному освоению цифровых технологий [10.35634/2412-9550-2020-30-2-195-203]

При этом важным аспектом остается дифференциация образовательного процесса с учётом различных стартовых уровней цифровых навыков студентов, что позволяет адаптировать подход к обучению и выделить группы цифровых лидеров и новичков

Несмотря на достигнутые успехи, вызовы продолжаются, связанные с ограниченным техническим оснащением вузов и недостатком базовых цифровых компетенций у некоторых преподавателей. Это требует постоянного присутствия работодателя и профессиональной подготовки научно-педагогических кадров через систему повышения уровня цифровой компетентности []

Заключение:

Проведенное исследование подтвердило эффективность комплексного подхода к формированию цифровой грамотности у студентов педагогических направлений в образовательном процессе вуза. Реализация трех ключевых направлений деятельности – персонализация обучения, использование технологических механизмов и внедрение рефлексивных практик позволили достичь статистически значимого роста показателей цифровой грамотности у первокурсников.

Наибольшая динамика наблюдалась в развитии медиаграмотности и технологической компетентности, что обусловлено практико-ориентированным характером курсов ИКТ-цикла. Менее выраженный, но значимый прогресс в области цифровой безопасности и коммуникативной грамотности свидетельствует о необходимости более длительного и специализированного формирования этих компетенций, выходящего за рамки учебных заданий.

На наш взгляд важным условием успеха в дальнейшей работе станет дифференциация образовательного процесса с учетом индивидуальных уровней цифровых навыков студентов, что позволит адаптировать содержание обучения и выделить группы для дополнительной поддержки.

Несмотря на положительные результаты, сохраняются вызовы, связанные с ограниченным техническим оснащением и недостаточной цифровой компетентностью части преподавателей. Это требует дальнейшей работы по модернизации инфраструктуры и системному повышению квалификации педагогических кадров. Перспективы исследования видятся в продолжении лонгитюдного изучения динамики цифровой грамотности на старших курсах, а также в адаптации предлагаемой модели для других направлений подготовки и образовательных организаций.

 

Литература.

  1. Альмурзаева, П. Х. Инновационные подходы к формированию цифровой грамотности у студентов педагогических вузов». / П. Х. Альмурзаева, М. Я. Эльжуркаева. Управление образованием: теория и практика, т. 14, вып. 7-1, июнь 2024 г., С. 99-109.  URL: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1670.
  2. Турашова, Ш. П. Формирование навыков цифровой грамотности у студентов вузов / Ш. П. Турашова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7157/ (дата обращения: 20.06.2025).
  3. Нечай, А. А. Формирование цифровых компетенций педагога-магистра для работы в современном образовательном пространстве // Пространство пе-дагогических исследований. 2025. Т. 2, № 1 (5). С. 41–52. (In Russian). https://doi.org/10.23859/3034-1760.2025.14.12.004
  4. Абдрахманов, А.Э. Бакирова З. А., . 2023. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 76, 3 (окт. 2023). DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5967.2023.76.3.018
  5. Горюнова Марина Александровна, Лебедева Маргарита Борисовна, То-поровский Виталий Петрович Цифровая грамотность и цифровая компе-тентность педагога в системе среднего профессионального образования // ЧиО. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-i-tsifrovaya-kompetentnost-pedagoga-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.06.2025).
  6. Анохина, С. М. Педагогические условия формирования критического мышления студентов педагогических направлений  подготовки в процессе обучения в вузе // «Глобальный научный потенциал» № 11(152) 2023. С. 202-205 http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/152/g-n-p-11(152)-main.pdf 
  7. Проводова, Е. В. Оценка цифровой грамотности студентов вуза в виртуальной образова-тельной среде/ Е. В. Проводова https://na-journal.ru/4-2024-pedagogika/11254-ocenka-cifrovoi-gramotnosti-studentov-vuza-v-virtualnoi-obrazovatelnoi-srede
  8. НАФИ https://nafi.ru/analytics/indeks-tsifrovoy-gramotnosti-2024-tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-ne-rastet-tretiy-god-podryad-/
  9. Хаблиева, С. Р. Основные подходы к формированию цифровых навыков / С. Р. Хаблиева // АНИ: педагогика и психология. 2022. №3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-formirovaniyu-tsifrovyh-navykov (дата обращения: 24.06.2025).
  10. Исупова, Н.И., Суворова Т.Н. Формирование компонентов цифровой гра-мотности будущих педагогов в ходе изучения общеуниверситетской дис-циплины «Цифровые технологии в образовании» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2024. - Т. 21. - №4. - C. 434-447. doi: 10.22363/2312-8631-2024-21-4-434-447
  11. Рогозин, С. А., Кудинов В. В., Мешков В. Д., Сенькин М. Е. Развитие циф-ровой грамотности будущего учителя в период первого года обучения в университете // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 67-88. doi: 10.32744/pse.2023.6.4
  12. Дудина, О.В., Горбунова Т.В. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ // Современные проблемы науки и образо-вания. 2022. № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32040 (дата обращения: 20.06.2025). DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32040
  13. Салганова, Е.И., Осипова Л.Б. (2023). Цифровая грамотность студентов: компетентностный подход // Экономические и социальные перемены: фак-ты, тенденции, прогноз. Т. 16. № 1. С. 227–240. DOI: 10.15838/esc.2023.1.85.12
  14. Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики: Материалы XI международной научно-практической конференции «Образование на грани тысячелетий» (г.Нижневартовск, 5 ноября 2015 года) / Отв. ред. Л.И.Колесник. — Ниж-невартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. — 306 с. https://new.neftpk.ru/upload/iblock/09a/29ur063gdftl1h325ruxpotspfp0uld9/c340ff6cb74531edefbecdf10a76ddbe%20(1).pdf
  15. Лопаткин, Г. Ю. Особенности цифровой грамотности студентов педагогических направлений на начальном этапе обучения / Г. Ю. Лопаткин, М. И. Губанова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2025. – № 1(57). – С. 40-50. – DOI 10.54509/22203036_2025_1_40
  16. Шахбанов, Ш. Н. Анализ состояния и уровень цифровой грамотности студентов педагогического вуза // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 4А. С. 403-412. DOI: 10.34670/AR.2021.51.76.045
  17. Васева, Е. С. Включение практико-ориентированных задач в содержание обучения как способ формирования цифровой грамотности будущего педагога / Е. С. Васева, Н. В. Бужинская // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2025. – №1(65). – С. 30-37 DOI: 10.52772/25420291_2025_1_30)
 

[1] Тест «Как распознать фишинг» – https://phishingquiz.withgoogle.com/

Список литературы

1. Альмурзаева П. Х., Эльжуркаева М. Я. Инновационные подходы к формированию цифровой грамотности у студентов педагогических вузов. Управление образованием: теория и практика. 2024. Т. 14. № 7-1. С. 99–109. URL: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1670 (дата обращения: 10.08.2025).

2. Турашова Ш. П. Формирование навыков цифровой грамотности у студентов вузов. Образование и воспитание. 2022. № 2. С. 50–53. https://elibrary.ru/nxdcqq

3. Нечай А. А. Формирование цифровых компетенций педагога-магистра для работы в современном образовательном пространстве. Пространство педагогических исследований. 2025. Т. 2. № 1. С. 41–52. https://doi.org/10.23859/3034-1760.2025.14.12.004

4. Абдрахманов А. Э., Бакирова З. А. Психологические особенности формирования цифровой компетентности магистрантов педагогической направленности. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Психология. 2023. Т. 76. № 3. https://doi.org/10.51889/2959-5967.2023.76.3.018

5. Горюнова М. А., Лебедева М. Б., Топоровский В. П. Цифровая грамотность и цифровая компетентность педагога в системе среднего профессионального образования. Человек и образование. 2019. № 4. С. 83–89. https://elibrary.ru/drogze

6. Анохина С. М. Педагогические условия формирования критического мышления студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения в вузе. Глобальный научный потенциал. 2023. № 11. С. 202–205. https://elibrary.ru/kvjpmx

7. Проводова Е. В. Оценка цифровой грамотности студентов вуза в виртуальной образовательной среде. Научный аспект. 2024. Т. 25. № 4. С. 3278–3286. https://elibrary.ru/pkvshq

8. Хаблиева С. Р. Основные подходы к формированию цифровых навыков. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 36–42. https://doi.org/10.57145/27128474_2022_11_03_07

9. Isupova N. I., Suvorova T. N. Formation of digital literacy components of future teachers in the course of studying the university-wide discipline "Digital technologies in education". RUDN journal of informatization of education, 2024, 21(4): 434–447. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-4-434-447

10. Рогозин С. А., Кудинов В. В., Мешков В. Д., Сенькин М. Е. Развитие цифровой грамотности будущего учителя в период первого года обучения в университете. Перспективы науки и образования. 2023. № 6. С. 67–88. https://doi.org/10.32744/pse.2023.6.4

11. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2018. 375 с. https://elibrary.ru/otrxcl

12. Дудина О. В., Горбунова Т. В. Цифровая грамотность будущих педагогов-психологов. Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. https://doi.org/10.17513/spno.32040

13. Салганова Е. И., Осипова Л. Б. Цифровая грамотность студентов: компетентностный подход. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. Т. 16. № 1. С. 227–240. https://doi.org/10.15838/esc.2023.1.85.12

14. Лангуев К. А., Лангуева Е. В. Изменение мышления в контексте цифровизации. Мир педагогики и психологии. 2023. № 3. C. 75–79. https://elibrary.ru/wioxmc

15. Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности. Перспективы науки и образования. 2020. № 4. С. 47–73. https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.4

16. Лопаткин Г. Ю., Губанова М. И. Особенности цифровой грамотности студентов педагогических направлений на начальном этапе обучения. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2025. № 1. С. 40–50. https://doi.org/10.54509/22203036_2025_1_40

17. Бужинская Н. В. Методика оценки уровня ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов. Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 1. С. 319–324. https://elibrary.ru/wcytwz

18. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб.: Михайлов, 1999. 288 с.

19. Baltynova A., Kamariyash K., Muzdbaeva T., Bolat Y., Beleukhanova K., Zharikova D., Mollakuqe E. Pedagogical conditions for the training of future teachers based on digital educational technologies. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 2023, 18(18): 121–137. https://doi.org/10.3991/ijet.v18i18.43209

20. Ефимова Ю. В. Педагогическое стимулирование саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2017. 24 с.

21. Поднебесова Г. Б., Ефремов А. С. Модель формирования профессиональной ИКТ-компетентности будущих учителей информатики при помощи рефлексивного подхода в обучении. Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. C. 1–11. https://elibrary.ru/ymrmdz

22. Gallego-Arrufat M. J., Torres-Hernández N., Pessoa T. Competencia de futuros docentes en el área de seguridad digital. Revista Científica de Educomunicación, 2019, 27(61): 57–67. https://doi.org/10.3916/C61-2019-05

23. Шахбанов Ш. Н. Анализ состояния и уровень цифровой грамотности студентов педагогического вуза. Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 4-1. С. 403–412. https://doi.org/10.34670/AR.2021.51.76.045

24. Delcker J., Heil J., Ifenthaler D., Seufert S., Spirgi L. First-year students AI-competence as a predictor for intended and de facto use of AI-tools for supporting learning processes in higher education. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2024, 21(18). https://doi.org/10.1186/s41239-024-00452-7

25. Мойсеенкова М. А. Разработка методологии формирования цифровой грамотности студентов вузов. Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. C. 1–12. https://doi.org/10.17513/spno.34099

26. Крутиков М. А. Формирование цифровой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. C. 1–10. https://doi.org/10.17513/spno.30414

27. Васева Е. С., Бужинская Н. В. Включение практико-ориентированных задач в содержание обучения как способ формирования цифровой грамотности будущего педагога. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2025. № 1. С. 30–37. https://doi.org/10.52772/25420291_2025_1_30

28. Малетова М. И., Новикова Л. А. Цифровая грамотность студентов вузов: вызовы и возможности. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30. № 2. С. 195–203. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2020-30-2-195-203

29. Авдеева Н. Н., Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Мягкие навыки: концепции, проблемы, исследования. Современная зарубежная психология. 2025. Т. 14. № 1. С. 57–68. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024000002


Войти или Создать
* Забыли пароль?