MODERN ASPECTS OF INTERNATIONAL TRADE IN THE MARKET OF FOOD PRODUCTS
Rubrics: ECONOMICS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the conditions of globalization of world economy the role and importance of international trade as a factor influencing the development of the food merchandise trade has significantly increased. It is significantly influenced by the policy of «no protectionism», the processes of integration and regionalization, as well as the emergence of global value chains of goods. The main trends of modern international trade influencing the development of the market of food products have been identified and classified. They are the following: - significant growth of volumes of international trade, changes in traditional trade structure and increase of the number of its participants from developing countries, making Russia an active player on the global food market; - increase of trans-nationalization, leading to the emergence of global chains of added value within the production process, to the use of transfer prices and to their appreciation on the world market of food products; trade liberalization and the reduction of tariff and non-tariff barriers that contribute not only to the legitimate movement of goods across the customs borders, but also to the illegal trade creating a serious threat to the global economy and food security of states; - increase of the impact of internationalization, integration and regionalization on the functioning of the national commodity markets resulting in adverse market effects on the food markets of less developed countries, including Russia; - expansion of innovative approaches in the logistics and global supply chains of goods taking into account individual characteristics and consumer preferences of certain groups of the population, leading to an increase in transaction costs of participants of foreign trade and higher prices of imported food products in the Russian Federation; - increased dependence of pricing on the world agrarian market on the environmental standards of the country and security requirements and utility of foods, leading to the cost increase of imported food products. These factors lead to the necessity of amplification of state regulation in the field of international trade and import substitution in order to mitigate based pricing in the Russian food market from the adverse global market conditions.

Keywords:
Глобализация мировой экономики, международная торговля, рынок продовольственных товаров, Globalization of world economy, international trade, the market of food products
Text
Text (PDF): Read Download

Введение В условиях глобализации мировой экономики международная торговля выступает фактором, определяющим развитие и конъюнктуру рынка продовольственных товаров. К началу ХХI в. мировой товарный рынок сформировался как система, которую многие российские специалисты по международной торговле анализируют условно на трех «этажах» (уровнях): нижний «этаж» - рынок базовых товаров (сельскохозяйственная и продовольственная продукция и продукция добывающей промышленности), средний «этаж» - рынок средне- и низкотехнологичной продукции, в основном трудоемких готовых изделий и полупродуктов, верхний «этаж» - рынок высокотехнологичной продукции. Международная торговля продовольствием ведется весьма интенсивно. Глобальная торговля продовольствием в 2012 г., по расчетам экспертов, составила приблизительно 1,15 млрд т, при этом темпы пророста по сравнению с предыдущим годом возросли в 2,5 раза [1]. Основные участники международной торговли продовольствием - развитые страны, прежде всего США, Франция, Нидерланды, Германия. На долю этой группы стран приходится около 60 % мирового экспорта и импорта. Примерно треть закупок и продаж продовольствия приходится на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Доля постсоциалистических стран незначительна и составляет менее 5 %. Россия является крупным нетто-импортером продовольствия и сырья для его производства, ежегодно закупая этих товаров на сумму до 16 млрд долларов (прежде всего мяса, фруктов, сахара, алкогольных и безалкогольных напитков, табака, какао, а также молочных продуктов), и экспортируя на 3-4 млрд долл. (главным образом зерно и другое сельскохозяйственное сырье). Поставки продукции с высокой степенью переработки составляют менее половины стоимостного объема российского агропродовольственного экспорта. Целью работы является выявление, исследование и систематизация современных аспектов международной торговли на рынке продовольственных товаров для оптимальной политики государственного регулирования в области международных торговых связей и импортозамещения. Объект и методы исследования Объектом исследования является современная международная торговля и ее регулирование, предопределяющие конъюнктурные изменения российского продовольственного рынка. При реализации поставленной цели использовались методы диалектического, системного, логического, сравнительного, статистического анализа, комплексного подхода, экспертных оценок. Результаты и их обсуждение Система международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения под воздействием тенденций к ослаблению чрезмерной государственной поддержки и протекционизма во многих странах, особенно развитых. Так, важное место в основополагающих документах ВТО занимает Соглашение по сельскому хозяйству, которое предполагает перевод всех нетарифных барьеров в тарифные эквиваленты и постепенное снижение тарифов, экспортных субсидий (бюджетных ассигнований на субсидирование экспорта), сокращение уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства. При этом развивающиеся страны принимают пониженные обязательства, а наименее развитые страны вообще освобождаются от обязательств. В результате реализации этих мер можно ожидать усиления позиций на мировом продовольственном рынке тех стран, которые обладают наиболее эффективным сельским хозяйством, ориентированным на потребности внешнего рынка (США, ЕС, Канада, Австралия, Аргентина и др.). В то же время производители сельскохозяйственной продукции в государствах - нетто-импортерах продовольствия, если не сумеют приспособиться к новым условиям, понесут значительные потери вследствие сокращения субсидирования их производства. Россия как участница ВТО, очевидно, столкнется с отмеченными выше проблемами. В то же время Российская Федерация располагает довольно широкими возможностями для перестройки структуры производства и внешней торговли агропродовольственной продукцией. Многие эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет продолжать расти нынешними высокими темпами. В числе основных факторов, способствующих этому, называется либерализация международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе ослабление протекционизма и постепенное снижение импортных ограничений. На практике имеют место значительные отступления. Об обратном свидетельствует и современная ситуация. Среди важнейших структурных сдвигов в международной торговле следует отметить снижение удельного веса продовольствия. Доля сельскохозяйственных и продовольственных товаров снизилась за последние 50 лет почти вдвое и составила в 2012 году 9 % (в 1960 - 17,5 %) [2]. В основе этой тенденции лежит относительно медленный рост сельскохозяйственного производства по сравнению с промышленным и падение доли аграрного сектора в ВВП во всех группах стран. Важнейшим проявлением современного этапа развития мировой экономики являются особенности регулирования мировых товарных рынков. От выбора рынка, характера товаров и конкуренции зависит мера соотношения в ней либерализации и протекционизма, дифференциация уровня защиты внутреннего рынка в отношении тех или иных видов товаров. Как правило, в наименьшей степени защищаются рынки базовых товаров, а рынки продукции более высоких «этажей» являются объектами протекционизма - тарифных и нетарифных ограничений импорта при постепенном смещении акцентов в сторону последних (понижение тарифных барьеров - характерная особенность эволюции глобального торгового режима, вырабатываемого на многостороннем уровне в рамках ГАТТ/ВТО). По существу, по мере продвижения по ступеням технического прогресса промышленно развитые страны (на долю которых в мировой торговле приходится 80 % готовых изделий) утрачивают интерес к защите отечественных производителей материалоемких и трудоемких изделий, стремясь удешевить обмен путем снижения или даже упразднения импортных тарифов. Догоняющие страны (именно в эту категорию опустилась Россия), в меру возможностей отстаивая свои интересы, вынуждены все же воспринимать вырабатываемые мировым экономическим авангардом правила игры как данность, мирясь с высокими тарифами на новые категории товаров и сниженными на продукты, обращающиеся на нижних «этажах» мирового рынка. В мировой торговле широко распространяется феномен «скользящего протекционизма авангарда мировой экономики». Одной из проблем, отражающих противоречия стран-участниц ВТО в области либерализации современной международной торговли, является проблема так называемого «нового протекционизма» или «неопротекционизма», суть которого заключается в том, что правительства ряда стран применяют методы дискриминационного характера во внешней торговле в отношении других стран не только с целью защиты внутреннего рынка, но и с целью давления на правительства зарубежных стран для расширения доступа отечественных экспортеров на рынки иностранных государств. В наиболее конкретизированном виде преуспели в этом США, где положения протекционизма присутствуют в действующей Национальной экспортной стратегии, а идеи протекционистской политики постоянно фигурируют в ежегодных докладах президента США «О национальной безопасности». При этом протекционизм во внешнеторговой политике направлен не только и не столько на защиту внутреннего рынка и отечественных производителей от иностранной конкуренции, а главным образом на укрепление позиций и рост экспансии американского бизнеса за рубежом («протекционизм, обращенный вовне»). Правовые акты ВТО носят весьма жесткий характер использования конкретных средств внешнеторговой политики, направленной на либерализацию международной торговли. Но, несмотря на это, сами страны-участницы продолжают применять широкий набор средств фактического протекционизма. Так, в США с конца 80-х гг. и Японии с начала 90-х гг. ежегодно публикуются доклады о торговых барьерах, используемых странами-партнерами во внешнеторговых отношениях против экспортеров этих стран. При этом в докладах США именно Япония признается самой «злостной» страной, применяющей противозаконные, с точки зрения принципов ВТО, ограничения импорта. А в докладах Японии, наоборот, США называются страной, чаще других государств не соблюдающей правила международной торговли. Наиболее противоречивый характер функционирования ВТО заключается в использовании основного инструмента регулирования внешней торговли - таможенного тарифа. С одной стороны, в последние три десятилетия средний уровень таможенных пошлин в развитых странах и в части развивающихся государств заметно понизился, но, с другой стороны, значительно возросла его избирательность. Это привело к довольно распространенному мнению, что мир вступил в новую эпоху свободной торговли. Однако нет ничего более ошибочного, чем эта точка зрения. Дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа позволяет при сравнительно невысоком среднем уровне обложения устанавливать высокие тарифные ставки (тарифные пики) на многие отдельные товары международной торговли. Особенно высоким во многих странах остается уровень таможенного обложения сельскохозяйственных продуктов. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО установило, что все нетарифные барьеры, действовавшие в сельскохозяйственной торговле в так называемый базовый период (1986-1988 гг.), должны быть преобразованы в эквивалентные тарифные ставки (так называемая тарификация). Полученные тарифные ставки были добавлены к действующим таможенным пошлинам, а затем полученный уровень таможенного обложения был снижен к 2000 г. на 36 %. В результате средний уровень таможенного обложения сельскохозяйственных товаров на названную дату вырос и составил 96 % в Евросоюзе и 23 % в США. Ставки пошлин на отдельные сельскохозяйственные товары далеко превысили этот размер. Например, в Японии пошлина на рис составляла 444 %, на пшеницу - 193 %; в США пошлины на молочные продукты - 93 %, на сахар - 91 %; в Евросоюзе пошлины на рис - 231 %, на молочные продукты - 205 %, на сахар - 279 % [3]. К сказанному надо добавить, что характерная особенность современной тарифной политики - это так называемая «тарифная эскалация» - повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров. Это свидетельствует о том, что современный таможенный тариф ведущих государств мира глубоко дифференцирован как по числу товарных позиций (по своей товарной номенклатуре), так и по высоте ставок пошлин. Следует отметить, что в России в этот период средний уровень таможенного обложения был вдвое ниже, чем у указанных стран. Другие возможности для «нового протекционизма» заложены в актах и положениях ВТО, предоставляющих странам, уже осуществившим снижение и связывание своих таможенных тарифов в рамках ГАТТ, право периодически пересматривать взятые на себя тарифные обязательства. Так, Соглашением о защитных мерах установлено, что любая страна-участница ВТО может применять защитную меру в виде временного повышения пошлины или введения квоты в ситуации, когда импорт какого-либо товара возрос в такой степени, что это может нанести или наносит серьезный ущерб любой аналогичной отрасли национального производства. Основной особенностью современного этапа международного регулирования торговой политики является «протекционизация» антидемпинговых мер, характеризовавшихся в последнее время следующими тенденциями: - расширением круга стран-лидеров по использованию антидемпинговых барьеров (на смену лидеру - «большой четверке» (Австралия, страны ЕС, США и Канада) - приходят развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, инициировавшие за последнее десятилетие около 40 % всех процедур); - относительную и условную направленность приобретает в условиях транснационализации мировой экономики понятие «национальные производители», что расширяет частоту и сферы применения антидемпинговых расследований; - антидемпинговые процедуры вытесняют импортные таможенные барьеры, сокращающиеся в процессе либерализации международной торговли; - на смену более сложным в использовании защитным мерам все чаще приходит применение избирательных средств антидемпинговых барьеров; - антидемпинговые расследования практически всегда осуществляются параллельно с другими методами дискриминационного характера (с расследованиями об использовании субсидий и др.). Среди главных причин, препятствующих развитию российского экспорта за последние 5 лет, помимо вызванных глобальным финансовым кризисом, стало активное применение иностранными государствами протекционистских мер регулирования с целью защиты уязвимых отраслей национальной экономики (это связано с процессами либерализации в рамках присоединения стран к ВТО или членства стран в этой организации). В последние годы ограничительная практика в международной торговле с Россией со стороны зарубежных стран стала смягчаться, что выразилось в снижении защитных мер, инициируемых в отношении российских торговых партнеров. Так, по состоянию на 1 января 2012 года Минэкономразвития России были зафиксированы 72 ограничительные меры (на 25 меньше, чем в 2010 году), применяемые иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка, в том числе: 37 антидемпинговых мер, 5 специальных защитных мер, 30 иных мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. В этот же период были инициированы 4 антидемпинговых и 3 специальных защитных расследования, а также 15 введенных ранее антидемпинговых мер были пересмотрены. Полтора года спустя на 24 июля 2013 года зафиксированы 77 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка, в том числе: 42 антидемпинговых меры, 2 специальные защитные меры, 33 меры нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 17 стран: Австралия, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также ЕС как единая таможенная территория. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, Украине, США и Белоруссии. Ущерб от этих мер, по различным экспертным оценкам, составляет от 1 млрд. до 1,5 млрд. долл. в год [4]. По существу «неопротекционизм» характеризуется следующими особенностями: - методы дискриминационного характера применяются не только для защиты национального рынка, но и для активной экспансии зарубежных рынков («протекционизм, обращенный вовне»); - усиление противоречивости и субъективизма в использования основного инструмента регулирования внешней торговли - таможенного тарифа, когда в условиях снижения его среднего уровня существенно возросли избирательность, права и возможности отдельных стран пересматривать национальные тарифные обязательства и вводить ответные меры; - активное инициирование индустриально развитыми странами и рост в мире антидемпинговых разбирательств, что противоречит принципам свободной торговли, декларируемым ВТО; - широкое распространение феномена «скользящего протекционизма авангарда мировой экономики», заключающегося в установлении странами-лидерами высоких тарифов на новые и высокотехнологичные товары и ослаблении защиты отечественных производителей в области материалоемких и трудоемких изделий, стремясь удешевить обмен путем снижения или даже упразднения импортных тарифов. Универсализация режимов торговли и перемещения капиталов, между тем, не привела к созданию на планете единого экономического пространства, однородной хозяйственной среды. На развитие рынка продовольственной продукции, помимо политики «неопротекционизма», в значительной степени оказывают влияние процессы интеграции и регионализации, а также появление глобальных производственно-сбытовых цепочек товаров. Мировая экономика представляет собой многополюсную структуру, динамичное и постоянно изменяющееся сцепление 185 национально-государственных образований, развитие которых протекает неравномерно. Взаимосвязи и взаимозависимости между частями этой структуры ассиметричны, разные группы стран втянуты в мировые интеграционные процессы в неодинаковой степени и далеко не на равных. Наиболее интенсивно хозяйственное взаимодействие происходит внутри региональных и субрегиональных экономических союзов и группировок - ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР и т.д. Тенденция к экономическому объединению на региональной основе обусловлена тем, что в условиях современного сложного и многономенклатурного производства внутренние рынки даже относительно крупных стран оказываются недостаточными и создание более обширного единого экономического пространства выступает условием успешного развития и повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе. Изменения в мировой экономике в связи с усилением процессов интернационализации, интеграции и транснационализации отразились и на функционировании ряда национальных товарных рынков. На современном этапе существенно изменяется роль и значение международной торговли как фактора, влияющего на развитие рынка продовольственных товаров. Выводы Следствием выполненной работы явилось выявление и систематизация основных тенденций современной международной торговли, оказывающих влияние на развитие рынка продовольственных товаров. 1. Значительный рост объемов международной торговли. В течение последней четверти века (несмотря на кризисное развитие экономики в большинстве стран) объемы мировой торговли увеличивались стремительными темпами: мировой экспорт - в 6,4 раза (18 325 млрд долл. США в 2012 г.) по сравнению с 1988 г. (2 878 млрд долл. США), мировой импорт - в 6,25 раза (18 565 млн долл. США в 2012 г. и 2 968 273 млн долл. США в 1988 г.) [5]. Масштабное расширение международной торговли приводит к возрастанию зависимости ценообразования на российском продовольственном рынке от конъюнктуры мирового рынка. 2. Изменения в традиционной структуре международной торговли и увеличение числа ее участников на современном этапе связаны с тем, что доля развивающихся стран в мировой торговле товарами, включая продовольственные, в настоящее время составляет более 50 %, увеличившись с 31 % в 2000 г. до 53 % в 2012 г. [6]. Развивающиеся страны оказались более устойчивыми к рецессии, а их значение в мировой торговле растет вместе с поступательной интеграцией в глобальные технологические цепочки. В международной торговле сельскохозяйственными и продовольственными товарами изменения в этом соотношении, снижающие конкурентоспособность одного поставщика и улучшающие рыночные позиции другого, играют важную роль, влияя на направление торговых потоков. В группе крупнотоннажных сельскохозяйственных и продовольственных товаров Россия только по двум товарным позициям демонстрирует лидирующие позиции: входит в «пятерку» основных экспортеров по пшенице и в десятку - по экспорту растительных масел. Такая расстановка сил в мировом экспорте отмечает положительную динамику торговли России, однако не способствует в достаточно мере укреплению конкурентных позиций нашей страны. 3. Характерной особенностью глобализации является транснационализация, проявляющаяся в приоритетности развития международного производства по сравнению с международной торговлей, и связанная с возникновением глобальных цепочек добавленной стоимости в рамках производственного процесса, осуществляемого предприятиями, расположенными во многих странах и охваченными одной транснациональной компанией. Число таких компаний достигает несколько десятков тысяч, внутрикорпоративная торговля которых превышает 40 % мировой торговли. Данное проявление глобализации предопределяет использование трансфертных (внутрифирменных) цен, что не способствует снижению ценообразования на мировом рынке продовольственных товаров, а приводит к их удорожанию. 4. Либерализация торговли и снижение тарифных и нетарифных барьеров, заключающиеся в снижении средневзвешенных ставок таможенного тарифа (только за 1950-2000 гг. с 45 до 3,2 %) и принятии мер по содействию законной торговле, способствовали созданию благоприятных условий не только для законного перемещения товаров через таможенные границы, но и для осуществления незаконной торговли, содействовали появлению транснациональных сетей организованной преступности, создающих серьезные угрозы мировой экономике и безопасности государств. Гибкость таких сетей резко контрастирует с громоздкими системами обмена информацией и недостаточным взаимодействием между национальными правоохранительными органами и между государствами в выявлении и предупреждении преступности. По данным ООН, коррупция, незаконная торговля и «отмывание денег» способствуют ослаблению государств, препятствуют экономическому росту государства и подрывают демократию. Данное обстоятельство привело к возрастанию риска поставки некачественных товаров и актуализации важнейшей функции сохранения безопасности пищевых продуктов. В связи с этим особое значение и приоритетность придается контролю качества продовольственной продукции с целью поддержания необходимого уровня безопасности государства. 5. Постоянный рост числа новых региональных торговых соглашений (РТС), а не расширение и преобразование действующих РТС. В период с 2000 по 2013 год число действующих региональных торговых соглашений выросло более чем вдвое. По оценкам экспертов, почти все страны-члены ВТО принадлежат хотя бы к одному региональному соглашению, в среднем на каждую страну-член приходится по шесть РТС. Распространение РТС означает, что все меньше торговых операций осуществляется не на основе режима наибольшего благоприятствования (РНБ), а на основании сложных преференциальных правил происхождения, являющихся уникальными для каждого РТС. Ожидаемый новый рост числа двухсторонних и региональных торговых соглашений с участием промышленно-развитых стран может привести к ослаблению подъема в торговле развивающихся стран, а принцип обеспечения режима наибольшего благоприятствования в торговле может уступить на практике другому, заменяющему преференциальный, его крайнее выражение - реализация принципа наибольшего «благопрепятствования», что приведет к определенным сложностям в осуществлении международной торговли и негативным конъюнктурным последствиям на национальных рынках менее развитых стран, включая Россию. 6. Расширение инновационных подходов в логистике и осуществлении глобальных производственно-сбытовых цепочек товаров. Новые подходы в логистике, связанные с точным распределением времени, использованием мультимодальных перевозок и др., с одной стороны, способствуют удовлетворению возросших потребностей современного международного бизнеса в части перемещения товаров через таможенные границы государств, а с другой стороны, предъявляют высокие требования к упаковке, маркировке продовольственных товаров, перемещаемых через границу с учетом индивидуальных особенностей и потребительских предпочтений отдельных групп населения, что, в свою очередь, может привести к росту транзакционных издержек участников внешнеторговой деятельности и удорожанию импортных продовольственных товаров в РФ. 7. Последствия глобализации актуализируют такие проблемы, как защита здоровья населения и окружающей природной среды. К настоящему времени международные организации приняли ряд документов, направленных на предотвращение незаконного перемещения вредных и опасных грузов, животных и растений, находящихся под угрозой уничтожения и др. (Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их уничтожением, Конвенция о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)). Смещение акцентов в направлении повышения технических требований в сфере экологической безопасности, безопасности продуктов питания приводит к необходимости разработки и принятия новых экологических стандартов. При этом зависимость от экологических стандартов страны, в которой расположены производственные мощности предприятия, и требований к безопасности и полезности продукции становится еще одной особенностью ценообразования, что в совокупности с издержками на логистику стимулирует повышение стоимости импортируемой продовольственной продукции по сравнению с производимой на территории России. Таким образом, международная торговля все в большей степени становится важнейшим фактором совершенствования систем контроля и управления качеством продовольственной продукции, а также стимулом разработки инновационных методов и технологических приемов для обеспечения качества продукции общественного питания в процессе их хранения. В этих условиях чрезвычайно актуальным становится необходимость оптимизации производственно-сбытовых цепочек, рационального использования имеющихся ресурсов, что видится возможным в русле усиления государственного регулирования в области международных торговых связей и импортозамещения. Это приведет к ослаблению зависимости ценообразования на российском продовольственном рынке от неблагоприятной конъюнктуры.мирово-го.рынка.
References

1. Hohlov, A.V. Tendencii mirovoy torgovli krupnotonnazhnymi tovarami / A.V. Hohlov // BIKI. - 2014. - № 1. - S. 4-19.

2. WTO Secretariat [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.wto.org/ /english/res_e/statis_e/world_region_export_12_e.pdf. (data obrascheniya 7.07.2014).

3. Zarubezhnyy opyt tamozhenno-tarifnogo regulirovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4476/14885 (data obrascheniya 7.07.2014 g.).

4. Ogranichitel'nye mery v otnoshenii rossiyskih tovarov primenyayut 17 stran [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rosbalt.ru/business/2013/07/24/1156143.html (data obrascheniya 6.07.2014).

5. Tyapyshev, O.G. Polozhenie v mirovoy torgovle v preddverii konferencii VTO na Bali / O.G. Tyapyshev // BIKI. -2013. - № 49. - S.16-23.

6. Dyumulen, I.I. Mezhdunarodnaya torgovlya 2007-2010 gg.: nekotorye uroki global'nogo krizisa» / I.I. Dyumulen // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. - 2010. - № 7 (iyul'). - S. 6.


Login or Create
* Forgot password?