Publication text
(PDF):
Read
Download
Введение По данным Росстата и ФНС России, по состоянию на 01.01.2014 г. в Кемеровской области осуществляли деятельность 93 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 59,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. В секторе малого и среднего бизнеса (без внешних совместителей) занято 381 тыс. человек. Таким образом, каждый четвертый работник Кемеровской области в настоящее время трудится в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП). Активная позиция малого и среднего бизнеса, получающего государственную поддержку, во многом способствует постепенной стабилизации экономической ситуации внутри региона и, как следствие, улучшению условий и состояния предпринимательства в целом. Вместе с тем, сложившаяся отраслевая структура российского малого и среднего бизнеса не отвечает задачам модернизации экономики региона. Объект и методы исследования Объектом исследования выступает малое и среднее предпринимательство Кемеровской области. Хлебопекарная промышленность выступает одной из ведущих пищевых отраслей агропромышленного комплекса и выполняет задачу по выработке продукции первой необходимости. Хлебопекарная промышленность представлена большим количеством хозяйствующих субъектов, различных по потенциалу, объемам и ассортименту выпускаемой продукции, финансовым составляющим и др. При написании статьи были использованы нормативные документы Администрации Кемеровской области, а также данные статистики. Для реализации поставленной цели использовались следующие методы: - абстрактно-логический; - аналитический. Результаты и их обсуждение Кемеровская область занимает лидирующие позиции по объему производства хлеба и хлебобулочных изделий среди регионов Сибирского федерального округа (СФО). Доля обеспечения региона собственным хлебом составляет 98 % [3]. Хлебопекарное производство на данный момент занимает лидирующие позиции среди всех отраслей пищевой промышленности. Руководители малых предприятий хлебопекарной отрасли сошлись в том, что основные проблемы в ведении бизнеса для них состоят в следующем: - недозагрузке производственных мощностей, - постоянном росте тарифов на электроэнергию; - низкой рентабельности хлебопекарного производства; - моральном и физическом износе оборудования; - ослаблении кадрового потенциала, непрестижности профессии [4]. Вышеприведенные факторы подтверждаются официальной статистикой. Согласно данным Отраслевой целевой программы «Развитие хлебопекарной промышленности Российской Федерации на 2014-2016 годы», коэффициент износа основных средств хлебопекарной промышленности 57,3 %, а уровень рентабельности хлебопекарной промышленности - всего 2,58 % [1]. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника хлебопекарной отрасли составляет на 01.01.14 г. 16627 руб., тогда как в целом по Кемеровской области данный показатель равняется 24694,9 руб. [7]. Рассмотрим особенности функционирования малых хлебопекарных предприятий Кемеровской области. Одной из особенностей хлебопекарной отрасли региона является концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и, одновременно, наличие большого количества малых предприятий различных форм собственности. Отрасль представлена как новичками - частными пекарнями, так и бывшими государственными хлебозаводами, которые были акционированы в ходе приватизации. Физические объемы выпуска хлебопекарной продукции в разрезе малых предприятий и в целом по отрасли представлены на рис. 1. Так, малые предприятия области обеспечивают годовой объем выпуска 123,4 тыс. тонн продукции, в то время как в целом по отрасли выпускается 183,6 тыс. тонн. На десять тысяч жителей в Кемеровской области приходится в среднем одно хлебопекарное предприятие. Конкуренцию крупным производителям составляют средние и малые предприятия отрасли, которые, занимая определенную нишу, ориентированы на удовлетворение специфического спроса, и выпускают около 67 % совокупного объема производства хлеба и хлебобулочных изделий в области (рис. 2). Рис. 1. Сравнительные объемы выпуска хлебопекарных изделий малыми предприятиями и в целом по отрасли в Кемеровской области (на 01.01.14) Рис. 2. Удельный вес малых и средних предприятий в общем объеме выпуска хлебопекарных изделий в области (на 01.01.14) Географически малые и средние хлебопекарные предприятия распределены по региону неравномерно (табл. 1). Таблица 1 Географическое распределение малых хлебопекарных предприятий Кемеровской области (на 01.01.14) Район Количество предприятий г. Анжеро-Судженск 14 г. Белово 8 г. Березовский 4 г. Калтан г. Кемерово 45 г. Киселевск 10 Краснобродский городской округ 1 г. Ленинск-Кузнецкий 5 г. Междуреченск 3 г. Мыски 8 г. Новокузнецк 23 г. Осинники 6 г. Полысаево 1 г. Прокопьевск 13 г. Тайга 4 г. Юрга 6 Беловский район 10 Гурьевский район 2 Ижморский район 11 Кемеровский район 2 Крапивинский район 7 Ленинск-Кузнецкий район 2 Окончание табл. 1 Район Количество предприятий Мариинский район 20 Новокузнецкий район 4 Прокопьевский район 8 Промышленновский район 15 Таштагольский район 6 Тисульский район 15 Топкинский район 12 Тяжинский район 9 Чебулинский район 10 Юргинский район 2 Яйский район 6 Яшкинский район 7 Основная продукция хлебопекарной отрасли - хлеб и хлебобулочные изделия - относится к категории национальных, традиционных и основных продуктов питания россиян [4]. Структура выпуска хлебобулочной продукции малыми и средними предприятиями Кемеровской области довольно типична для данной отрасли (см. рис. 4). Наибольшим спросом пользуются изделия из пшеничной и ржаной муки: 33 и 48 % всего объема выпуска соответственно [3]. Кроме того, малые и средние предприятия области выпускают сдобные хлебобулочные изделия, пироги, диетические изделия, изделия сухарные и гренки, баранки, бублики, хрустящие хлебцы, а также хлебобулочные полуфабрикаты. Рис. 3. Структура хлебопекарной продукции, выпускаемой малыми предприятиями Кемеровской области (на 01.01.14) Изменения рациона питания и запросов потребителей вносят свои коррективы в структуру ассортимента и качество хлеба и хлебобулочных изделий. Несмотря на то, что малые хлебопекарные предприятия Кемеровской области могут предложить покупателям широкий ассортимент продукции, новинки в отрасли не превышают 5 % от общего объема [3]. Если говорить о себестоимости хлебопекарного производства, специалисты отмечают, что основными статьями расходов являются три основные составляющие: затраты на электроэнергию, заработную плату и налоги, стоимость сырья. В условиях постоянного роста цен на электроэнергию и сырье малые предприятия вынуждены повышать цены на продукцию. Но это сдерживается социальными факторами и жесткой конкуренцией среди малого бизнеса. Предприниматели стараются снижать издержки, это приводит к тому, что качество продукции во многих случаях оставляет желать лучшего. Зачастую предприниматель сегодня может уменьшать стоимость продукции только за счет экономии на зарплате, что приводит к выплате «серой» зарплаты и неоформлению работников официально. Рыночные цены на самые доступные сорта хлеба и хлебобулочных изделий, выпускаемых малыми предприятиями в Кемеровской области, наиболее низкие в сравнении с регионами СФО, а средняя цена на «массовый» хлеб составляет 27,35 руб./кг, что ниже соответствующей рыночной цены примерно на 15 % (рис. 4). Рис. 4. Сравнение цены на 1 кг изделий, выпускаемых малыми предприятиями, и средним значением по региону (данные на 01.01.14) Отличительной чертой малых предприятий и частных мини-пекарен региона является использование упрощенной технологии выпуска продукции. В этих целях вместо дрожжей они используют исключительно разрыхлители. Упрощенная технология позволяет ускорить процесс выпечки хлебобулочных изделий. Это не хлеб в классическом смысле слова, так как отказ от процесса брожения приводит к снижению потребительских свойств: вкуса, аромата, состояния мякиша, длительности сохранения своего первоначального качества. Единственная привлекательная для покупателей ценность такого хлеба - его свежесть и воздушность. В определенной мере популярность хлеба, произведенного по ускоренной технологии, свидетельствует о снижении культуры потребления хлеба, покупатель становится менее разборчивым к его качеству; при этом хлебопекарные предприятия недостаточно занимаются формированием у населения понимания истинного представления о потребительских свойствах хлеба. Это также показывает, что сбыт хлебобулочной продукции большинства предприятий идет в основном в автоматическом режиме, ибо этот товар есть продукт ежедневного потребления [4]. На территории Кемеровской области действует государственная программа субъектов малого предпринимательства. Реализация Государственной программы направлена на создание условий и факторов, способствующих развитию МСП в Кемеровской области, включая: - оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам МСП; - увеличение количества субъектов МСП, использующих возможности лизинговых инструментов и заемного финансирования; - совершенствование нормативного и правового регулирования сферы МСП; - увеличение доли экспортно ориентированных предприятий [2]. Среди экономистов, исследующих проблемы деятельности малых хлебопекарных предприятий, и практических работников отсутствует единство взглядов на развитие этой отрасли народного хозяйства. Одни исследователи полагают, что экономическое развитие малых и средних предприятий данной отрасли должно идти в направлении увеличения объема выпускаемой продукции и расширения предоставляемого потребителям ассортимента, а также через повышение их конкурентоспособности на основе низких цен и высокого качества, что весьма сложно обеспечить одновременно [4]. Другие специалисты вполне обоснованно придерживаются государственной позиции. Она заключается в том, что экономическое регулирование малых предприятий пищевой отрасли можно эффективно осуществлять только при условии финансовой поддержки со стороны государства. И это вполне обоснованно: поддержка производителей аграрной продукции со стороны государства является практикой развитых западных стран. Таким образом, проблемы малых предприятий хлебопекарной отрасли Кемеровской области отражают, с одной стороны, высокую затратность, технологическое отставание и недостаточную рыночную сегментированность российской промышленности. С другой стороны, недостаток государственной поддержки малого предпринимательства принижает роль конкурентного фактора повышения качества хлебопекарной продукции, лишает потребителей должного выбора, ухудшает перспективы экономического развития отрасли. Все это требует дальнейшего исследования технико-экономических факторов развития хлебопекарного производства.