ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАУЧНО-МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель – описать практики применения таких маркетинговых инструментов, как SWOT- и DEPLESET-анализ, в процессе стратегического развития деятельности научной медицинской организации, которая оказывает высокотехнологическую медицинскую помощь пациентам с болезнями системы кровообращения, проживающим на территории Кемеровской области – Кузбасса и Сибирского федерального округа. Актуальность использования SWOT- и DEPLESET-анализа в указанной отрасли обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности учреждений здравоохранения и медицинской науки, удовлетворенности пациентов условиями и качеством оказанной помощи. Применены обще­научные методы анализа и синтеза, принцип единства исторического и логического. Использованы базы данных eLibrary, поисковой системы по полным текстам научных публикаций Google Scholar, PubMed. Маркеры поиска – словосочетания маркетинг в здравоохранении, маркетинговые исследования в медицине. Первоначально в анализ было включено 55 публикаций, но для формирования обзора отобраны репрезентативные исследования (26 публикаций) в данной сфере. При работе с литературными источниками использовались элементы метода Prisma. Показана практическая значимость DEPLESET-анализа на примере федерального научного медицинского учреждения. Установлено, что применение данного инструмента вместе с традиционным SWOT-анализом позволяет сформировать ключевые направления развития учреждения, его факторы успеха и риска.

Ключевые слова:
маркетинговые инструменты, SWOT-анализ, маркетинг в здравоохранении, DEPLESET-анализ, стратегическое развитие
Список литературы

1. Синицына Г. И. Некоторые аспекты развития маркетинга в здравоохранении. Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 2. № 9. С. 22–26. https://elibrary.ru/syxowb

2. Богуславский В. Д. Роль стратегического маркетинга в управлении предприятиями в условиях рыночных отношений. Академическая публицистика. 2022. № 5-2. С. 128–137. https://elibrary.ru/xiojbu

3. Ендовицкий Д. А., Разуваев Г. А. Особенности использования инструментов маркетинга в сфере оказания медицинских услуг. Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 5. С. 20–32. https://doi.org/10.17308/meps.2022.5/9250

4. Сова А. Н. Стратегии и DIGITAL-инструменты интернет-маркетинга, используемые для продвижения коммерческих медицинских организаций. Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 3. № 3. С. 157–166. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2023.03.03.018

5. Манакина Е. С., Медведева О. В. Опыт внедрения системы UDS в работу частной медицинской организации. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024. № 1. С. 844–855. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2024-1-844-855

6. Рукина П. А., Дубгорн А. С., Калязина С. Е. Применение концепции data driven в управлении медицинской организацией: успешные кейсы и шаги по внедрению в РФ. Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 11. С. 1146–1154. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-11-1146-1154

7. Филин С. А., Можаров Р. С., Генкин Е. В. Внутренний и внешний маркетинг взаимоотношений в медицинских организациях. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021. Т. 17. № 6. С. 1052–1080. https://doi.org/10.24891/ni.17.6.1052

8. Лахмил С., Каточков В. М., Асташова Ю. В. Анализ предпосылок использования технологий маркетинга в здравоохранении Алжира. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 6. С. 111–114. https://elibrary.ru/yudtit

9. Аксенова Е. И., Зудин А. Б. Маркетинг медицинских организаций: инструменты привлечения и удержания пациентов. Вестник Авиценны. 2020. Т. 22. № 4. С. 548–552. https://doi.org/10.25005/2074-0581-2020-22-4-548-552

10. Накенова А. А., Айдаралиев А. А., Аль-Шавабке Л. Д. О. Теоретические основы маркетинга в системе здравоохранения. Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 5. С. 248–256. https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/23

11. Магдиева Н. Т., Супуралиева Х. М. Перспективы развития маркетинга в медицине: проблемы и противоречия. Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 2. С. 45–49. https://elibrary.ru/rekfaf

12. Пржедецкая Н. В. Маркетинговый подход к развитию образования и здравоохранения в России в новых экономических условиях в поддержку импортозамещения. Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2022. № 3. С. 115–121. https://doi.org/10.54220/v.rsue.1991-0533.2022.79.3.015

13. Колесник В. И. Маркетинг медицинских услуг как инструмент эффективной деятельности учреждений здравоохранения. Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2020. № 2. С. 121–126. https://doi.org/10.37279/2312-5330-2020-2-121-126

14. Jaksic-Stojanovic A., Jankovic M. Management and marketing in health institutions. Health information management: Empowering public health, eds. Mantas J., Šendelj R., Ognjanović I., Knaup P., Ammenwerth E., Varga O. 2020, 99–107. https://doi.org/10.3233/SHTI200669

15. Двойников С. И., Архипова С. В. К проблеме повышения эффективности стратегического управления в здравоохранении. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2019. № 1. С. 50–55. https://elibrary.ru/bmcnmn

16. Сергеева Н. М. SWOT-анализ деятельности учреждения здравоохранения. Региональный вестник. 2020. № 3. С. 90–92. https://elibrary.ru/gpeihw

17. Власова О. В. Исследование внешней среды районной больницы на основе методов стратегического анализа. Наука и практика регионов. 2020. № 3. С. 108–111. https://elibrary.ru/jhankt

18. Дарибаев Н. Краткий анализ современного состояния офтальмологической отрасли путем SWOT-анализа. Фармация Казахстана. 2022. № 1. С. 111–117. https://doi.org/10.53511/pharmkaz.2022.18.30.018

19. Колесникова Т. П., Седова И. Н., Макрушин Н. А. SWOT-анализ сферы здравоохранения Тульской области для определения направлений развития медицинских услуг. Вестник Международной академии системных исследований. Информатика, экология, экономика. 2022. № 24. С. 151–154. https://elibrary.ru/qzithy

20. Каюмова А. В., Вышегородский Д. В. Методы стратегического анализа как эффективный аргумент для успешного управления медицинской организацией. Вектор экономики. 2022. № 12. https://doi.org/10.51691/2500-3666_2022_12_8

21. Васильева Ю. С. Стратегический маркетинг в управлении инновационным развитием организации. Копирайт. 2022. № 4. С. 90–109. https://elibrary.ru/ziujuq

22. Васина Ю. Д. Роль маркетинга как стратегического инструмента в современных условиях функционирования экономики. Символ науки. 2019. № 11. С. 39–40. https://elibrary.ru/yyjela

23. Курина Т. Н. Применение различных концепций маркетинга в стратегическом менеджменте. Управленческие науки. 2022. Т. 12. № 2. С. 98–110. https://doi.org/10.26794/2304-022x-2022-12-2-98-110

24. Казаков А. Г. Роль стратегического маркетинга в формировании конкурентных преимуществ медицинских учреждений. Вестник науки. 2024. Т. 2. № 2. С. 61–74. https://elibrary.ru/wtmtqh

25. Гомонко Э. А., Тарасова Т. Ф., Качан Н. А. Маркетинговый анализ как первичная функциональная область маркетинговой деятельности. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2022. № 6. С. 228–238. https://elibrary.ru/yqdyic

26. Поддубная Е. С., Медведская Т. К. Матрица BCG как инструмент исследования современных тенденций и динамики развития рынка аудиторских услуг Российской Федерации. Столица науки. 2020. № 9. С. 70–77. https://elibrary.ru/mfkdhn

27. Бокова Р. Д., Косинова Н. Н. Использование PESTEL-анализа в управлении учреждениями здравоохранения. Прикаспийский вестник медицины и фармации. 2021. Т. 2. № 2. С. 23–33. https://doi.org/10.17021/2021.2.2.23.33

28. Health systems and the challenge of communicable diseases: Experiences from Europe and Latin America, eds. Coker R., Atun R., McKee M. NY: McGraw Hill, 2008, 266.


Войти или Создать
* Забыли пароль?