Кемерово, Россия
Актуальность формирования цифровых компетенций в подготовке кадров в системе высшего образования обусловлена стратегическим характером цифровой трансформации всех сфер экономики и социальной сферы. «Цифровые кафедры» – проект, который реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и является базой для формирования цифровых компетенций в региональных университетах, инструментом повышения конкурентоспособности регионального вуза. Цель исследования – выявить проблемные зоны и перспективы работы цифровых кафедр в региональных университетах, не обладающих особыми статусами (федеральный, научно-исследовательский), чтобы в дальнейшем разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности для формирования цифровых компетенций. Проанализировано понятие цифровые компетенции. В 2022–2024 гг. проведены глубинное интервью обучающихся на цифровой кафедре Кемеровского государственного университета (n = 12) и экспертный опрос тьюторов и кураторов обучения в четырех региональных университетах, не обладающих особым статусом (n = 5). Проанализированы публикации по исследуемой теме и нормативные документы. Обнаружены барьеры, которые влияют на эффективность деятельности цифровых кафедр: излишняя зарегулированность (перегруженность деятельности кафедр нормативными документами); недостаток мотивации и вовлеченности почти у всех участников процесса (студенты, преподаватели, партнеры); частое отсутствие необходимых профильных компаний-партнеров в регионе; проблемы с материально-техническим оснащением; сложности в продвижении программ. Предложены направления совершенствования деятельности цифровых кафедр: 1) развитие института тьюторства; 2) привлечение сетевых партнеров и онлайн-платформ; 3) использование инструментов мягкой силы; 4) встраивание проектов цифровых кафедр в уже имеющуюся университетскую инфраструктуру; 5) составление и развитие рейтинга эффективности цифровых кафедр на институциональном уровне и повышение прозрачности мониторинга их деятельности с участием индустриальных партнеров.
подготовка кадров, высшее образование, региональные университеты, конкурентоспособность региональных вузов, цифровая кафедра, цифровые компетенции, эффективность обучения
1. Морозова Е. А., Кочнева О. П. Миграционные настроения молодежи Кемеровской области – Кузбасса. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 3. С. 326–338. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-3-326-338
2. Пастухова Е. Я., Морозова Е. А., Мухачева А. В. Трудовой потенциал региона в условиях депопуляции: оценка, тенденции, факторы влияния. Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т 18. № 6. С. 1079–1100. https://doi.org/10.24891/re.18.6.1079
3. Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Завиваев Н. С. Вклад высококвалифированных работников в развитие экономики регионов. Экономика региона. 2021. Т. 17. № 3. С. 873–887. https://doi.org/10.17059/ekon.reg. 2021-3-11
4. Лысенко Е. А. Особенности современной образовательной миграции (на примере Кемеровской области – Кузбасса). Развитие производительных сил Кузбасса: история, современный опыт, стратегия будущего: Междунар. науч.-практ. конф. (Кузбасс, 17–23 ноября 2023 г.) М.: РАН, 2024. С. 129–134. https://elibrary.ru/asylua
5. Вяликова Г. С., Ерофеева М. А., Плеханова М. В., Плужникова Ю. А. Мониторинг процесса формирования цифровых компетенций у студентов вуза. Прикладная психология и педагогика. 2024. № 4. С. 1–20. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2024-9-4-1-20
6. Габдрахманов Н. К., Никифорова Н. Ю., Лешуков О. В. «От Волги до Енисея…»: образовательная миграция молодежи в России. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 48 c.
7. Ачкасова О. Г., Панасюк В. П., Широколобова А. Г., Ларионова Ю. С. Модель формирования сквозных цифровых компетенций у студентов высшего образования непрофильных IT-направлений в процессе ДПО. Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-4
8. Максимкина О. И., Жадунова Н. В., Кирдяшова Е. В., Яшин Е. Е. Проект «цифровые кафедры»: как и у кого формировать цифровые компетенции? Социальные нормы и практики. 2023. № 4. С. 34–49. https://doi.org/10.24412/2713-1033-2023-4-34-49
9. Ильин И. В., Кузаев А. Ф. Практика формирования цифровых компетенций у студентов не ИТ-направлений в рамках проекта «Цифровая кафедра». Педагогическое образование в России. 2023. № 6. С. 190–198. https://elibrary.ru/kcjlvz
10. Поздеева С. Н., Зайчикова И. В. Вузовская подготовка IT-специалистов в современных условиях. Известия Байкальского государственного университета. 2024. № 1. С. 71–77. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2024.34(1).71-77
11. Еремина И. И., Лысанов Д. М. Формирование цифровых компетенций студентов в рамках проекта «Цифровые кафедры». Экономика и предпринимательство. 2024. № 4. С. 366–368. https://doi.org/10.34925/EIP.2024.165.4.070
12. Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 68 с.
13. Опрятова О. В. Влияние опорных университетов на развитие региональной экономики. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Экономика. 2022. № 3. С. 62–69. https://doi.org/10.53598/2410-3683-2022-3-305-62-69
14. Вольчик В. В., Маслюкова Е. В. Институциональные изменения и вызовы российской инновационной системы. Terra Economicus. 2022. Т. 20. № 4. С. 23–44. https://elibrary.ru/auzysf
15. Ермаков С. Г., Куценко С. М., Гильванов Р. Г. Актуальные вопросы организации деятельности цифровой кафедры в условиях цифровой трансформации вуза. Известия Петербургского университета путей сообщения. 2023. № 1. С. 70–78. https://elibrary.ru/mxrevw
16. Стрельников С. С., Каткова А. Л., Егоров Д. Б., Захаров С. Д. Реализация проекта «цифровая кафедра» в медицинском вузе: контекст цифровой трансформации здравоохранения. Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/79PDMN124.pdf (дата обращения: 02.02.2025). https://elibrary.ru/dwygzi
17. Леонтьева И. Н., Бурцев Д. С. Организационно-экономические инструменты интеграции вузов и промышленных предприятий в условиях инновационной экономики. Экономика. Право. Инновации. 2022. № 1. С. 13–20. https://doi.org/10.17586/2713-1874-2022-1-13-20
18. Кротова А. В., Бугаева Е. С., Путивцева Н. П., Зайцева Т. В. Описание онтологии цифровой кафедры: разработка и применение. Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 25 декабря 2023 г.) Белгород: ГиК, 2023. С. 20–28. https://elibrary.ru/ihsyvz
19. Андрюшина Д. В. Чугунова А. А. Опыт подготовки и проведения первой гуманитарно-технической программы в рамках цифровой кафедры СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Российская школа связей с общественностью. 2023. № 31. С. 96–117. https://doi.org/10.24412/2949-2513-2023-30-96-117
20. Лысенко Е. А. Проект «цифровые кафедры» в региональных университетах: инструмент изменений в сфере высшего образования. Национальные институты для современной России: субъекты и нарративы: XIV науч. конф. (Ростов-на-Дону, 30–31 октября 2024 г.). Красноярск: СФУ, 2024. С. 49–51. https://elibrary.ru/ehawdi
21. Гончаров А. И. Особенности продвижения проекта «Цифровая кафедра» в вузе. Экономика строительства. 2023. № 10. С. 4–7. https://elibrary.ru/azkxik
22. Щетинина А. С. Обучение студентов Алтайского государственного университета на программах «Цифровой кафедры»: взгляд тьютора. Историческая информатика. 2024. № 1. С. 153–161. https://elibrary.ru/akvnzw
23. Гучетль И. Н., Манченко Т. В. Актуальные направления цифровой трансформации образования. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14. № 2. С. 32–39. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-32-39
24. Панина Е. А. Стратегические ориентиры цифровой трансформации современного образования. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14. № 2. С. 57–62. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-57-62
25. Александрова Н. А., Кабанова Л. В., Кондратова Ю. Н., Кудрина Е. В., Миронов С. В., Огнева М. В., Удалов С. В. Реализация проекта «Цифровые кафедры» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в СГУ. Информационные технологии в образовании. 2022. № 5. С. 9–13. https://elibrary.ru/tcjenp
26. Лавренова Е. В., Теплякова А. Ю. Цифровые кафедры. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2024. № 1. C. 41–52. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2024.67.1.04
27. Носкова Е. В., Бехарская Е. Б., Бурдинская И. А. Результативные каналы коммуникаций для проекта «цифровые кафедры» ДВФУ. Практический маркетинг. 2024. № 11. С. 20–27. https://elibrary.ru/akeclv
28. Кукин М. Ю. Веб-технологии продвижения дополнительных образовательных программ в среде обучающихся. Инновации и инвестиции. 2023. № 10. С. 116–118. https://elibrary.ru/riodmb
29. Никулина Ю. Н. Проектная деятельность как инструмент профессионального и карьерного развития выпускников. Экономика труда. 2022. Т. 9. № 7. С. 1133–1146. https://doi.org/10.18334/et.9.7.115122
30. Щеглова И. А., Дремова О. В., Бабаева Д., Маюкова Е. В. За кулисами студенческого выбора: оценка привлекательности инфраструктуры российских вузов. М.: НИУ ВШЭ, 2024. 38 с.