сотрудник с 01.01.2011 по настоящее время
Архангельск, Россия
Сегодня имидж города формируется как через официальные сообщения в средствах массовой информации, так и через публичное пространство социальных медиа, вовлекающее пользователей в обсуждение и обмен мнениями. Цель – дать определение феномена имидж города в социальных медиа и описать его основные лингвистические черты. Применен инструмент автоматического сбора данных (с помощью созданного проектной группой веб-приложения) об имидже города Архангельска из различных городских площадок соцмедиа (социальные сети, мессенджеры, официальные сайты и порталы с функцией комментирования) и с сайтов отзывов по триггерному слову Архангельск и его производным. Для семантического, контекстного и жанрового анализа проведена ручная выборка из собранного массива данных (сообщения за апрель и ноябрь 2023 г., n = 2237). Установлена гетерогенность имиджа города в социальных медиа (сочетание официального и неофициального имиджа – у каждого нюансы в оценочности высказываний). Выявлено, что компоненты имиджа города в социальных медиа складываются в определенное поле с устойчивым и положительно оцениваемым ядром (история и культура, природа), относительной стабильной средней частью (экономика и финансы) и быстро меняющейся периферией (инфраструктура и социум) с разными знаками оценки. Обнаружено жанровое разнообразие текстов соцмедиа, используемых в создании имиджа города. Результаты могут быть использованы для дальнейших исследований выявленных черт имиджа города в социальных медиа и их апробации на примере других территориальных образований.
имидж города, социальные медиа, компоненты имиджа, официальный имидж, неофициальный имидж, оценка, жанр
1. Баженова Е. А., Ширинкина М. А. Коммуникативные приемы управления цифровой репутацией органов исполнительной власти. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2024. Т. 3. № 3. С. 255–263. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2024-3-3-255-263
2. Березкина Е. Ю. Использование социальных сетей для формирования имиджа ЦИК России в 2019 г. Право и политика. 2022. № 5. С. 28–40. https://elibrary.ru/ohkpiz
3. Важенина И. С. Имидж, репутация и бренд территории. Екатеринбург: УрО РАН, 2013. 408 с. https://elibrary.ru/vlnncj
4. Зайцева Л. А., Мещерякова Д. А. Имидж территории: основные подходы к исследованию. Национальная ассоциация ученых. 2019. № 18-2. С. 13–18. https://elibrary.ru/lsrgrf
5. Казяба В. В., Щипицина Л. Ю. Urban – media – verbal: теоретическая модель вербального имиджа города в социальных медиа. Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2023. Т. 9. № 4. C. 4–30. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2023-9-4-0-1
6. Кузовлев С. С., Рыкунова Е. С., Слука Н. А. К вопросу изучения имиджа крупнейших туристских урбодестинаций мира в русскоговорящем сегменте Интернета. ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2022. Т. 28. № 2. С. 347–361. https://doi.org/10.35595/2414-9179-2022-2-28-347-361
7. Мельник Н. В., Герасимчук Д. М. Стратегии формирования имиджа региона (контент-анализ официальной страницы С. Е. Цивилева в социальной сети «ВКонтакте»). Филология и человек. 2020. № 3. С. 45–59. https://doi.org/10.14258/filichel(2020)3-04
8. Мруг К. В. О формировании имиджа города в социальных медиа. Корпоративные стратегические коммуникации: тренды в профессиональной деятельности: Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 5–6 октября 2023 г.) Мн.: БГУ, 2023. С. 161–163. https://elibrary.ru/aquxgd
9. Пакшина И. А., Руськина Е. С. Города Мордовии: идентичность в медийном дискурсе. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 2. С. 328–343. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-328-343
10. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. 3-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2009. 265 с.
11. Поселенова Е. Ю., Шаполова Д. Д. Специфика редакторской подготовки дайджеста для публикации в социальных сетях. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2024. Т. 3. № 2. С. 102–110. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2024-3-2-102-110
12. Свергун А. А. Использование социальных сетей в формировании имиджа губернатора города Севастополь. Научный Лидер. 2024. № 37. С. 67–71. https://elibrary.ru/avfwdl
13. Соловьева Ю. О. Жанрово-стилистические особенности постов правовой тематики. Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 3. С. 133–142. https://elibrary.ru/wbxddh
14. Сушненкова И. А. Лингвокогнитивное моделирование как перспективный метод исследования регионального имиджа (на примере имиджа Омской области). Вестник Омского университета. 2011. № 4. С. 233–237. https://elibrary.ru/pfztxh
15. Чепкасов А. В. Моделирование имиджа Кузбасса по данным СМИ. Мир русского слова. 2018. № 2. С. 36–40. https://doi.org/10.24411/1811-1629-2018-12036
16. Шевченко В. С. Элементы коммуникативной стратегии в формировании имиджа региона. Неофилология. 2024. Т. 10. № 1. С. 212–221. https://elibrary.ru/ghllzr
17. Шумская М. В. Имидж Красноярска в социальных медиа: форматы контента (на примере «ВКонтакте»). Актуальные проблемы авиации и космонавтики: IX Междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 10–14 апреля 2023 г.) Красноярск: СибГУ, 2023. Т. 3. С. 1141–1143. https://elibrary.ru/zoarpu
18. Buhmann A. Measuring country image. Theory, method, and effects. Wiesbaden: Springer VS, 2016, 147. https://doi.org/10.1007/978-3-658-15407-3
19. Echtner C. M., Ritchie B. J. R. The meaning and measurement of destination image. The Journal of Tourism Studies, 2003, 14(1): 37–48.
20. Gillin P. The new influencers: A marketer’s guide to the new social media. Fresno: Quill Driver Books, 2007, 236.
21. González-Rodríguez R. M., Martínez-Torres R., Toral S. Post-visit and pre-visit tourist destination image through eWOM sentiment analysis and perceived helpfulness. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 2016, 28(11): 2609–2627. https://doi.org/10.1108/IJCHM-02-2015-0057
22. Indaco A. From twitter to GDP: Estimating economic activity from social media. Regional Science and Urban Economics, 2020, 85. https://doi.org/10.1016/j.regsciurbeco.2020.103591
23. Liu N., Sun X., Hong Sh., Zhang B. Reproduction, cultural symbolism, and online relationship: Constructing city spatial imagery on TikTok. Frontiers in Psychology, 2022, 13. URL: https://www.researchgate.net/publication/366597712_Reproduction_cultural_symbolism_and_online_relationship_Constructing_city_spatial_imagery_on_TikTok (accessed 10 Nov 2024). https://elibrary.ru/wldvto
24. Safko L., Brake D. K. The soсial media bible. New Jersey: Wiley, 2009, 608.
25. Sun Q., Paswan A. Country branding through Olympic Games. Journal of Brand Management, 2012, 19: 641–654. https://doi.org/10.1057/bm.2011.63
26. Tardy Ch. M. How epidemiologists exploit the emerging genres of Twitter for public engagement. English for Specific Purposes, 2023, 70: 4–16. https://doi.org/10.1016/j.esp.2022.10.005