Кемерово, Кемеровская область, Россия
Создание условий для успешной профессиональной адаптации молодых педагогов является ведущим приоритетом государственной политики по укреплению единства образовательного пространства и достижению образовательного суверенитета государства, где ключевая роль принадлежит человеческому капиталу – квалифицированным педагогическим кадрам. Вопросы успешной адаптации молодых педагогов в первые годы работы, проблемы закрепления и дальнейшего развития педагогов в образовательных учреждениях, профессии, поиск решений для преодоления кадровых дефицитов актуальны для системы образования муниципалитета. Научная новизна статьи состоит в описании результатов социологического исследования профессиональных затруднений, проведенного на основе самооценки среди молодых педагогов, занятых в настоящее время в общеобразовательных организациях города Кемерово. Данные, полученные в ходе работы, составят основу для разработки комплексного исследования, которое будет обеспечивать муниципальную систему образования полной, объективной и оперативной информацией для осуществления научно-методического сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства и успешной профессиональной адаптации молодых педагогов в муниципальной системе образования. Цель – изучить и проанализировать современный контекст профессиональных затруднений молодых педагогов, занятых в общеобразовательных организациях города Кемерово, выделить их преобладающие профессиональные затруднения. Результаты исследования свидетельствуют о том, что наибольшие затруднения молодых педагогов чаще всего связаны со сложностями разработки учебно-методической документации, со сложностями взаимодействия с родителями обучающихся, с кризисом жизненных стратегий. Основные выводы исследования позволяют предположить связь преобладающих профессиональных затруднений с дефицитами предметных, методических и коммуникативных компетенций, с недостатком профессионального и жизненного опыта. Использование результатов исследования позволит совершенствовать систему сопровождения профессиональной адаптации молодых педагогов в городе Кемерово на комплексной дефицитарной и адресной основе, а также будет способствовать повышению эффективности комплексного сопровождения профессионального развития молодых педагогов, расширению информационного поля для принятия управленческих решений.
профессиональные затруднения, профессиональные дефициты, молодые педагоги, профессиональная адаптация молодых педагогов, профессиональное развитие молодых педагогов, непрерывное повышение профессионализма, критерии оценки, комплексный подход, качество образования
1. Варламова Т. А., Гохберг Л. М., Зорина О. А., Кузнецова В. И., Озерова О. К., Портнягина О. Н., Шугаль Н. Б. Образование в цифрах: 2024: краткий статистический сборник. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 132 с.
2. Давыдова И. В. Программа развития системы образования города Кемерово «Город как образовательная среда». Кемерово: Научно-методический центр, 2022. 44 с.
3. Васильчук Г. Т. Подготовка учителей к реализации профессиональной деятельности в современных условиях: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2018. 23 с.
4. Красношлыкова О. Г. Методология и методика развития профессионализма педагогов в муниципальной системе образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Кемерово, 2006. 43 с. https://elibrary.ru/njvmch
5. Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении. Концепт. 2015. № Т31. С. 76–80. https://elibrary.ru/uzjxwf
6. Черникова Е. Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ. Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4. С. 150–153. https://elibrary.ru/sgmqqb
7. Виноградова А. П. Профессиональные затруднения учителей и пути их преодоления. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2016. № 182. С. 85–92. https://elibrary.ru/zmmsfr
8. Виноградова А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. https://elibrary.ru/udwvxz
9. Жуина Д. В., Лобанова Н. А. Особенности адаптации молодых педагогов к профессии (на примере Республики Мордовия). Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-2. С. 152–154. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.96.6.069
10. Андреева Л. Д. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в управленческой культуре. Успехи современного естествознания. 2011. № 1. С. 170–172. https://elibrary.ru/nawlyt
11. Шушпанова А. В., Третьякова В. С. Исследование профессиональных трудностей начинающего учителя. Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 1. С. 127–146. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-1-127-146
12. Маматкова А. С. Профессиональные затруднения молодых педагогов в процессе профессиональной адаптации. Вопросы науки и образования. 2020. № 19. С. 29–32. https://elibrary.ru/qyzafr
13. Горбунова Н. В. Профессиональная адаптация будущих учителей и молодых специалистов к педагогической деятельности. Гуманитарные науки (г. Ялта). 2019. № 3. С. 38–44. https://elibrary.ru/lhsxho
14. Мазниченко М. А., Платонова А. Н. Профессиональные затруднения учителя и возможности их преодоления средствами интеграции научных и вненаучных форм предъявления педагогической информации. Наука и школа. 2021. № 1. С. 157–168. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-1-157-168
15. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: СПбГУ, 1993. 54 с. https://elibrary.ru/qzbvqb
16. Баландова Е. А. Особенности процесса профессионального становления молодого педагога в современной школе. Столыпинский вестник. 2023. Т. 5. № 6. https://elibrary.ru/ubcaqv
17. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога, сост. С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Н. И. Кузнецова. Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2018. 98 с. https://elibrary.ru/mhmyyp
18. Загривная Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 23 с. https://elibrary.ru/nkbolp
19. Лазарева Е. Н. Система диагностики и коррекции профессиональной деятельности учителя: дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000. 216 c. https://elibrary.ru/nlswwx
20. Перенкова Е. В. Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы: дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 187 с. https://elibrary.ru/nmetid
21. Гуреев А. П. Рефлексия профессиональной деятельности педагога как психолого-педагогическая проблема: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 154 с. https://elibrary.ru/nlxexp
22. Кропотова О. Е., Кондратенко Е. В. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов: опыт регионального исследования. Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 4. С. 443–451. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-443-451
23. Игонина Т. Б. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях педагогической практики (на примере классического университета): дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2001. 262 с. https://elibrary.ru/nluwbr
24. Шалагина Е. В., Прямикова Е. В. Проблемы профессиональной адаптации и интеграции молодых педагогов: способы поддержки. Педагогическое образование в России. 2022. № 1. С. 111–119. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_01_13