Новокузнецк, Россия
Определены «болевые» точки регионального рынка, и доказана целесообразность реализуемых мер в образовательной практике Кемеровской области – Кузбасса как слабо диверсифицированном субъекте Российской Федерации, нуждающемся в трансформации человеческого капитала и преодолении существующих транзакционных издержек управленческого и технологического характера. Проиллюстрированы возможности реализации антропологического и конвергентного подходов в региональное пространство вузов, нацеленных на формирование метапредметных компетенций и сложных индустриальных навыков, концептуализирующих модель компетенций работников будущего посредством интеграции профессионализации и социальных интенций. Внутренним механизмом поддержки самоопределения выступает интериоризация. Детерминантами личностной, социальной и профессиональной идентификации являются стратегемы развития страны на период 6–8 лет, представляющие факторы ее социально-экономического роста и меры сглаживания мировоззренческих противоречий индивидуалистической и коллективистской России. Они полагаются векторами управленческой, финансовой, технологической, социально-экономической и культурной политики государства в оптике формальных / жестких и неформальных / мягких институтов. Научная и практическая новизна предлагаемой концепции представляет трансформацию мировоззрения на личностном и социальном уровне, создающем мотивационную основу для повышения качества человеческого капитала, выступающего главным условием формирования высокотехнологичных рабочих мест со сложными компетенциями, включая цифровые навыки.
стратегемы, социально-экономическое развитие, антропологический подход, конвергентный подход, человеческий капитал, факторы экономического роста
1. Пьянкова Л. А. Ментальная концепция профессиональной ориентации молодежи. Часть 1. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024. Т. 9. № 2. С. 220–229. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2024-9-2-220-229
2. Аршинов В. И., Буданов В. Г. Парадигма сложности и социогуманитарные проекции конвергентных технологий. Вопросы философии. 2016. № 1. С. 59–70. https://elibrary.ru/vsasit
3. Жиронкина О. В. Отечественный и зарубежный опыт анализа феномена педагогической конвергенции. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5. № 3. С. 201–211. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-3-201-211
4. Баксанский О. Е. Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип. Педагогика и просвещение. 2014. № 3. С. 17–29. https://doi.org/10.7256/2306-434X.2014.3.13521
5. Блинова Т. Л. Конвергентный подход в обучении. Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 42–48. https://doi.org/10.26170/po18-08-06
6. Ковальчук М. В., Нарайкин О. С., Яцишина Е. Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития. Вопросы философии. 2013. № 3. С. 3–11. https://elibrary.ru/pyklut
7. Деев М. В., Кравец А. Г., Финогееев А. Г. Разработка информационной образовательной среды на базе конвергентного подхода. Системы управления, связи и безопасности. 2017. № 3. С. 119–134. https://elibrary.ru/zxplmx
8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. М.: АСТ, 2004. 349 с. https://elibrary.ru/qoexll
9. Данилин И. В. Конвергентные (НБИК) технологии: проблемы развития и трансформационный потенциал. Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. № 3. C. 555–567. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2017-17-3-555-567
10. Schmidt J. C. NBIC – Interdisciplinary? A framework for a critical reflection on inter- and transdisciplinary of NBIC-scenario. Georgia Institute of Technology Working Paper, 2007, (26): 1–15.
11. Roko M. C., Bainbridge W. S. Converging technologies for improving human performance: Nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science. Dordrecht: Springer, 2003, 468. http://dx.doi.org/10.1007/978-94-017-0359-8
12. Бисько А. Т. Социокультурная интерпретация антропологического подхода к образованию. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 1. С. 90–102. https://elibrary.ru/lmcudv
13. Agazzi E. Moral dimension of science and technology. Moscow: Moscow philosophical foundation, 1998, 344.
14. Барулин В. С. Человек: многогранность и целостность его отношения к общественной жизни. Личность. Культура. Общество. 2004. Т. 6. № 1. С. 108–118. https://elibrary.ru/hsktkz
15. Вальверде К. Философская антропология. М.: Христианская Россия, 2000. 412 с.
16. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2004. 575 с.
17. Закссе Х. Антропология техники. Философия техники в ФРГ, ред. Н. Игнатовская, В. Леонтьев : Прогресс, 1989. C. 424–439.
18. Кормер В. Ф. Человек плюс машина. М.: Время, 2009. 195 с.
19. Розин В. М. Мышление и творчество. М.: Пер Сэ, 2012. 360 с. https://elibrary.ru/rayxkp
20. Морозова Е. А., Кочнева О. П. Миграционные настроения молодежи Кемеровской области – Кузбасса. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 3. С. 326–338. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-3-326-338
21. Ульмясбаева А. О., Забнева Э. И. Новый взгляд на образовательную миграционную подвижность молодежи в регионах. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2023. № 1. С. 95–107. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-1-95-107
22. Пьянкова Л. А. Занятость и формирование профессиональных компетенций «работников будущего». Вестник ТГУ. Экономика. 2021. № 54. С. 136–157. https://doi.org/10.17223/19988648/54/7
23. Dries N. The psychology of talent management: A review and research agenda. Human Resource Management Review, 2013, 23(4): 272–285. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2013.05.001
24. Gallardo-Gallardo E., Dries N., González-Cruz T. F. What is the meaning of "talent" in the world of work? Human Resource Management Review, 2013, 23(4): 290–300. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2013.05.002
25. Илюхин А. А., Илюхина С. В. Влияние социальной структуры территорий на формирование трудовых ресурсов. Дискуссия. Журнал научных публикаций. 2015. № 7. С. 33–44.