с 01.01.2012 по настоящее время
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (кафедра психологии развития, Философско-социологический факультет, доцент)
с 01.01.2012 по настоящее время
Пермь, Россия
с 01.01.2022 по настоящее время
Пермь, Пермский край, Россия
ВАК 5.3.3 Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
ВАК 5.3.5 Социальная психология, политическая и экономическая психология
УДК 159.96 Особые психические состояния и явления
УДК 159.99 Прочие вопросы психологии
УДК 159.9.07 Психологические исследования
ГРНТИ 15.21 Общая психология
ОКСО 37.03.01 Психология
ОКСО 37.05.02 Психология служебной деятельности
ББК 60 Общественные науки в целом
ТБК 70 Общественные науки в целом
ТБК 78 Управление (менеджмент)
В условиях быстроменяющегося современного мира изучение профессионального выгорания приобретает особую значимость и необходимость, особенно в свете его воздействия на благосостояние людей. Цель – рассмотреть проблему профессионального выгорания сотрудников многофункциональных центров в контексте их личностных особенностей. Проведенное исследование направлено на выявление взаимосвязей между профессиональным выгоранием, эмоциональным интеллектом, аффективной эмпатией, профессиональной мотивацией и чертами личности, представленными в модели Большая пятерка. Научная новизна исследования заключается в выявлении ключевых личностных предикторов профессионального выгорания в условиях постоянного взаимодействия с населением, что позволяет углубить понимание механизмов формирования данного феномена и разработать эффективные программы профилактики. Исследование проведено на выборке из 367 сотрудников многофункциональных центров г. Перми и Пермского края. Результаты анализа показали, что высокие уровни нейротизма, интроверсии и низкая добросовестность значительно связаны с проявлениями выгорания, в то время как высокий уровень эмоционального интеллекта снижает вероятность его развития. Особое внимание уделено влиянию мотивационных факторов, где контролируемая мотивация увеличивает риск выгорания, а автономная мотивация выступает защитным фактором. Выводы работы могут быть использованы для разработки рекомендаций по повышению эмоциональной устойчивости и профессиональной эффективности сотрудников социономических профессий.
профессиональное выгорание, эмоциональный интеллект, аффективная эмпатия, личностные черты, профессиональная мотивация, сотрудники многофункциональных центров, стресс
1. Кочеткова А. Г., Батуева Н. Г. Профессиональное эмоциональное выгорание в психологии. Вестник науки. 2024. Т. 4. № 10. С. 692–700. https://elibrary.ru/gbvevx
2. Кочетков Н. В., Маринова Т. Ю., Орлов В. А., Расходчикова М. Н., Хаймовская Н. А. Актуальные зарубежные исследования профессионального выгорания у учителей. Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. № 2. С. 43–52. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120204
3. Соловьева И. А., Соловьева С. А., Велиева С. В. Эмоциональный интеллект как фактор преодоления негативных психических состояний у педагогов. Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/66PSMN224.pdf (дата обращения: 11.11.2024). https://elibrary.ru/qmiajp
4. Безымянный А. С., Мингазова Э. Н. Профессиональное выгорание медицинских работников и факторы, его определяющие. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024. Т. 32. № 2. С. 180–186. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-2-180-186
5. Аболонкин А. А. Синдром профессионального выгорания. Экономика и социум. 2020. № 4. С. 103–106. https://elibrary.ru/hcghkt
6. Осин Е. Н., Горбунова А. А., Гордеева Т. О., Иванова Т. Ю., Кошелева Н. В., Овчинникова Е. Ю. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности. Организационная психология. 2017. Т. 7. № 4. С. 21–49. https://elibrary.ru/ylfrgy
7. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С., Наследов А. Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 4. С. 17–27. https://elibrary.ru/rwmzcv
8. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям, отв. ред. Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. М.: ИП РАН, 2009. С. 264–278. https://elibrary.ru/slanqv
9. Окатова М. А. Апробация русскоязычной версии опросника когнитивной и аффективной эмпатии. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 4. С. 685–699. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-4-685-699
10. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Рассказова Е. А., Сычев О. А., Шевяхова В. Ю. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE. Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: II Междунар. науч.-практ. конф. (Кострома, 23–25 сентября 2010 г.) Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. С. 195–197. https://elibrary.ru/uvpzzn
11. Мишкевич А. М., Щебетенко С. А., Калугин А. Ю., Сото К. Д., Джон О. П. Апробация краткой и сверх краткой версий вопросника Big Five Inventory-2: BFI-2-S и BFI-2-XS. Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 1. С. 95–108. https://doi.org/10.31857/S020595920017744-4
12. Гуриева С. Д., Кузнецова И. В., Виноградова Я. Е., Гогицаева О. У. Психолого-педагогические особенности подготовки менеджеров в системе высшего образования. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2018. № 1. С. 84–89. https://doi.org/10.29025/1994-7720-2018-1-84-89
13. Чердымова Е. И., Чернышова Е. Л., Мачнев В. Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста. Самара: Самарский ун-т, 2019. 124 с. https://elibrary.ru/vumupt
14. Демьянова И. А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессионального выгорания сотрудников образовательной организации. Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (ко Дню психолога): IV Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 18 ноября 2022 г.) М.: ГУП, 2023. С. 144–147. https://elibrary.ru/bwaqey
15. Денисова Е. Г., Куприянов И. В., Гостева А. О. Личностные черты, эмоции и метакогнитивные навыки как предикторы субъективного благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях. Российский психологический журнал. 2023. Т. 20. № 4. С. 63–83. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.4
16. Федоткина И. В., Марченко Л. О., Вайгачева Л. В. Психологические особенности личности военных врачей при развитии синдрома профессионального выгорания. Медико-биологические и социально психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2019. № 4. С. 96–102. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2019-0-4-96-102
17. Худалова М. З. Связь эмоционального выгорания и индивидуально-типологических особенностей личности. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 413–416. https://elibrary.ru/uvdjxi
18. Воробьева М. А. Связь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов. Образование и наука. 2016. № 4. С. 80–94. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-80-94
19. Деревянченко В. С. Эмоциональный интеллект как фактор преодоления профессионального стресса и выгорания педагогов. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021. № 4. С. 57–66. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2021.4.57-66
20. Проничева М. М. Особенности социальной перцепции у педагогов с синдромом эмоционального выгорания. Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 232–244. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090317
21. Качаева М. А., Сердакова К. Г. Эмоциональное выгорание и эмоциональный интеллект врачей психиатров и судебных психиатров: диагностика и профилактика. Вестник Екатерининского института. 2015. № 1. С. 92–94. https://elibrary.ru/trinwz
22. Бочкарева Е. Н. Взаимосвязь профессионального выгорания и эмоционального интеллекта сотрудников контактного центра. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 3. С. 576–587. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2016-3-576-587
23. Матюшкина Е. Я. Факторы профессионального выгорания специалистов (на примере работников контактного центра). Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 4. С. 42–58. https://doi.org/10.17759/cpp.2017250404
24. Колачев Н. И. Роль личностных ресурсов в динамике профессионального выгорания и трудовой мотивации (на примере сотрудников городских публичных библиотек). Организационная психология. 2021. Т. 11. № 4. С. 165–189. https://elibrary.ru/weizky
25. Саблина Т. А., Бутенко Т. В. Профессиональное выгорание и трудовая мотивация медицинских сестер. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 3. С. 86–92. https://elibrary.ru/mvsrgz
26. Гофман О. О., Водопьянова Н. Е., Джумагулова А. Ф., Никифоров Г. С. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор. Организационная психология. 2023. Т. 13. № 1. С. 117–144. https://doi.org/10.17323/2312-5942-2023-13-1-117-144
27. Баксанский О. Е., Сафоничева О. Г. Синдром эмоционального выгорания. Взгляд психолога и невролога (обзор литературы). Вестник новых медицинских технологий. 2021. Т. 28. № 2. С. 45–57. https://doi.org/10.24412/1609-2163-2021-2-45-57