КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты формирующего эксперимента, направленного на коррекцию агрессии младших школьников с легкой степенью умственной отсталости посредством музыкальных занятий. Цель – провести оценку эффективности применения музыкальных занятий для коррекции агрессии младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Задачи: 1) оценить проявления агрессии младших школьников с легкой степенью умственной отсталости до и после применения психолого-­педагогической технологии, включающей комплексные музыкальные занятия; 2) сравнить полученные результаты, оценив динамику, и сделать вывод об эффективности применения музыкальных занятий для коррекции повышенного уровня агрессии младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Противоречивость и недостаточность данных об использовании музыкальных занятий в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями обусловливают актуальность и новизну нашего исследования. Используемые методы: формирующий эксперимент, проективный тест (методика «Несуществующее животное» М. З. Дукаревич), методика наблюдения «Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения» Ю. Я. Киселева, беседа с испытуемыми для уточнения интерпретации рисуночного материала. Методы статистической обработки: частотный анализ, t-критерий Вилкоксона, угловое преобразование Фишера. В результате выявлено, что применение музыкальных занятий, включающих в себя слушание музыки, элементарное музицирование, импровизационное дирижирование, позволило статистически значимо снизить проявления агрессии у детей с легкой степенью умственной отсталости. Перед проведением музыкальных занятий у детей наблюдались следующие признаки проявления агрессии: наличие деструктивного поведения, вербальная агрессия. После проведения серии музыкальных занятий у всех младших школьников с легкой степенью умственной отсталости частота силы выраженности проявления признаков агрессии снизилась. Разработка нотных партитур, в основе которых лежат отрывки оригинальных произведений направления классицизма или романтизма, для проведения комплексных музыкальных занятий может варьироваться исходя из желания и возможностей детей. Использование классической музыки направлений классицизма и романтизма как основы в ходе проведения формирующего этапа исследования явилось оптимальным вариантом для эффективной коррекционной работы, направленной на снижение повышенного уровня агрессии.

Ключевые слова:
агрессия, младший школьный возраст, эмоциональная сфера, умственная отсталость, классическая музыка, музыкальные занятия
Список литературы

1. Викжанович С. Н., Синевич О. Ю., Четверикова Т. Ю. Медико-педагогическая навигация и формирование реабилитационной культуры семей, воспитывающих детей с проблемами в здоровье. Мать и дитя в Кузбассе. 2019. № 4. С. 56–61. https://elibrary.ru/uxikmn

2. Vandesande S., Van Keer I., Dhondt A., Maes B. The social-emotional functioning of young children with a significant cognitive and motor developmental delay. International Journal of Developmental Disabilities, 2020, 68(4): 462–473. https://doi.org/10.1080/20473869.2020.1805574

3. Артюхова Т. Ю., Федорова Е. П. Возможности развития мышления детей старшего дошкольного возраста средствами психолого-педагогического сопровождения. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6. № 1. С. 16–25. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-1-16-25

4. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М.: Академия, 2007. 394 с.

5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 228 с.

6. Афонькина Ю. А. Современный дошкольник: новый контекст психического развития. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. C. 299–302. https://elibrary.ru/yuzhzb

7. Jacobs E., Poline S., Nader-Grosbois N. Social cognition in children with non-specific intellectual disabilities: An exploratory study. Frontiers in Psychology, 2020, 11: 1–19. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01884

8. Eisenberg N., Hofer C., Sulik M. J., Spinrad T. Self-regulation, effortful control, and their socioemotional correlates. Handbook of emotion regulation, ed. Gross J. J. NY-London: The Guilford Press, 2014, 157–172.

9. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. 6-е изд., стер. М.: Академия, 2011. 144 с. https://elibrary.ru/qychir

10. Попенко Н. В., Тарасова Т. И., Вишнякова Н. Н. Психологическая коррекционная агрессия поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости. Образовательный вестник Сознание. 2021. T. 23. № 12. С. 30–39. https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-30-39

11. Bernard Paulais M.-A., Mazetto C., Thiébaut E., Nassif M. C., De Souza M. T. C. C., Stefani A. P., Blanc R., Gattegno M. P., Aïad F., Sam N., Belal L., Fekih L., Kaye K., Contejean Y., Wendland J., Barthélémy C., Bonnet-Brilhault F., Adrien J.-L. Heterogeneities in cognitive and socio-emotional development in children with autism spectrum disorder and severe intellectual disability as a comorbidity. Frontiers in Psychiatry, 2019, 10: 1–14. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2019.00508

12. Приходько О. Г. Музыкальное воспитание детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Специальное образование. 2022. № 2. С. 184–194. https://elibrary.ru/xwnbnf

13. Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло. М.: АСТ, 2017. 352 с.

14. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. М.: Питер, 2000. 411 с.

15. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 510 с.

16. Шестакова Е. Г. Фрустрационные теории агрессии (к истории проблемы). Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С. 36–41. https://elibrary.ru/kwakrp

17. Медведева Е. А., Богданова Т. Г., Журавлева Ж. И., Павлова А. С., Комиссарова Л. Н. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 274 с. https://elibrary.ru/tlsiio

18. Медведева Е. А., Шашкина Г. Р., Комиссарова Л. Н., Журавлева Ж. И., Павлова А. С. Теоретические основы и методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 217 с. https://elibrary.ru/ztfftb

19. Павлова А. С. Музыкальная деятельность детей раннего возраста с проблемами в развитии. Межведомственный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: науч.-практ. конф. (Москва, 10 декабря 2019 г.) М.: Парадигма, 2019. С. 143–148. https://elibrary.ru/uxhelv

20. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М.: Владос, 2021. 264 с.

21. Якубенко О. В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников. Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: Всерос. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 23 марта 2016 г.) Н. Новгород: Мининский ун-т, 2016. С. 292–294. https://elibrary.ru/wakleh

22. Гогоберидзе А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: Детство-пресс, 2010. 656 с.

23. Yum Y. N., Poon K., Lau W. K., Ho F. C., Sin K. F., Chung K. M., Lee H. Y., Liang D. C. Music therapy improves engagement and initiation for autistic children with mild intellectual disabilities: A randomized controlled study. Autism research, 2024, 17(12): 2702–2722. https://doi.org/10.1002/aur.3254

24. Bieleninik Ł., Geretsegger M., Mössler K., Assmus J., Thompson G., Gattino G., Elefant C., Gottfried T., Igliozzi R., Muratori F., Suvini F., Kim J., Crawford M. J., Odell-Miller H., Oldfield A., Casey Ó., Finnemann J., Carpente J., Park A. L., Grossi E., Gold C. Effects of improvisational music therapy vs enhanced standard care on symptom severity among children with autism spectrum disorder: The time-a randomized clinical trial. Journal of the American Medical Association, 2017, 318(6): 525–535. https://doi.org/10.1001/jama.2017.9478

25. Dada A. O., Adeleke O. P., Aderibigbe S. A., Adefemi M. A., Apie M. A. Music therapy in enhancing learning attention of children with intellectual disability. Journal of Intellectual Disability – Diagnosis and Treatment, 2021, 9(4): 363–367. https://doi.org/10.6000/2292-2598.2021.09.04.2

26. Chicholkar J., Thakur D. R., Thampy B. S., Chicholkar N. A quantitative report on effectiveness of music therapy on behavioral changes among mentally challenged children. International Journal of Research in Paediatric Nursing, 2022, 4(1): 46–48. https://doi.org/10.33545/26641291.2022.v4.i1a.89

27. Zarafshandardaky T. Anxiety symptoms, childhood autism and improvisational music therapy: A clinical method. Expressive Therapies Capstone Theses, 2019, 179. URL: https://digitalcommons.lesley.edu/expressive_theses/179 (accessed 20 Sep 2024).

28. Bompard S., Liuzzi T., Staccioli S., D'Arienzo F., Khosravi S., Giuliani R., Castelli E. Home-based music therapy for children with developmental disorders during the COVID-19 pandemic. Journal of telemedicine and telecare, 2023, 29(3): 211–216. https://doi.org/10.1177/1357633X20981213

29. Посохова С. Т., Изотова М. Х. Музыкальное воздействие в практике коррекционной психологии: эмоциональный аспект. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2017. Т. 7. № 4. С. 395–408. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.407

30. Таниева Г. М. Роль музыки в коррекционной работе педагога. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 53–59. https://elibrary.ru/ygsiax

31. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2006. 160 с.

32. Блинова Ю. Л. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников средствами мультимодальных арт-технологий. Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 144–148. https://doi.org/10.26170/po16-01-25

33. Маркман Е. В. Использование метода арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений дошкольников. Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 3. С. 277–287. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-277-287


Войти или Создать
* Забыли пароль?