Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова
Кызыл, Россия
Проведенное в условиях естественного тувинско-русского билингвизма исследование особенностей проявления дисграфии у учащихся начальной школы, проживающих и обучающихся в условиях бикультурной двуязычной социальной среды, позволяет увидеть влияние социальных факторов на формирование и нарушения письма как базовой части подвида такой высшей психической функции, как речь. Проводимые социально-психологические исследования затрагивают различные сферы жизнедеятельности индивидов, однако область высших психических функций, а особенно речи, в условиях естественного билингвизма изучена крайне мало, что придает актуальность и новизну этому нейропсихологическому изысканию. Цель – установить ведущий вид дисграфии у младших школьников и описать его особенности, используя количественный и качественный анализ полученных результатов. Для этого применялся подсчет количества допущенных дисграфических ошибок и проявлений в письменном тексте, написанном учащимися 3–4 стандартных классов типовой общеобразовательной школы, и последующий анализ наиболее распространенных типов ошибок, при классификации которых методологической основой к проблеме дисграфии был выбран нейропсихологический подход. В результате был установлен ведущий, в соответствии с нейропсихологическим подходом, вид дисграфии, описаны наиболее часто встречаемые типы дисграфических ошибок, получены данные об особенностях воздействия социальной среды на письмо как часть письменной речи. В итоге получены данные о том, что в условиях естественного тувинско-русского билингвизма в период становления и закрепления навыков письма у младших школьников ведущим типом дисграфии является акустико-кинестетическая (фонематическая) дисграфия. Она была вызвана особенностями тувинского произношения и правописания, которые доказали, что билингвальная тувинско-русская среда влияет на письменную речь учащихся начальной школы.
нейропсихология, письмо, нарушения письма, дисграфия, нейропсихологический подход, младшие школьники, Тыва
1. Котова С. А., Никанорова А. А. Графические навыки первоклассников как основа устойчивого развития в обучении. Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. С. 134–140. https://www.elibrary.ru/oitxkz
2. Шабалина Е. С. Особенности обучения письму младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Азбука образовательного пространства. 2017. № 1. С. 45–46. https://www.elibrary.ru/ytkygf
3. Мамыга К. А. Формирование самоконтроля письма у младших школьников. Академическая публицистика. 2024. № 1-2. С. 260–268. https://www.elibrary.ru/rpypmh
4. Scliar C. L. Как научиться ранней грамотности чтения и письма. Вестник Казахского национального педагогического университета имени Абая. Серия: Филологические науки. 2023. Т. 85. № 3. https://doi.org/10.51889/2959-5657.2023.85.3.012
5. Цгоева А. К., Конопацкая Л. Л. Нарушения письма и их коррекция у младших школьников с билингвизмом. Успехи современного естествознания. 2008. № 6. С. 122–123. https://www.elibrary.ru/jkevyl
6. Глаголева Е. А. Нарушения чтения и письма или низкий уровень проявления лингвистических способностей? Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2014. № 23. С. 39–43. https://www.elibrary.ru/qjkzvm
7. Ковыляева Т. Ю., Тенкачева Т. Р. Особенности нарушения звукопроизношения и письма у младших школьников с общим недоразвитием речи. Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза, ред. И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. Екатеринбург: УрГПУ, 2009. С. 144–145. https://www.elibrary.ru/visiyf
8. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 428 с.
9. Потебня А. А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. 192 с.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2023. 576 с.
11. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: ЛЕНАНД, 2019. 216 с.
12. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2006. 384 с.
13. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2021. 288 с.
14. Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики, ред. М. Г. Храковская. СПб.: Акционер и К, 2004. С. 78–85.
15. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств, ред. М. Г. Храковская. СПб.: СПб Университет, 2001. С. 195–211.
16. Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М.: Секачев, 2017. 132 с.
17. Каменева В. А. Взаимосвязь социального порядка и языка. Национальная принадлежность как одна из мишеней идеологических технологий. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 4. С. 118–124. https://www.elibrary.ru/kkpqwl
18. Воркачев С. Г. Российская лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития. Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2011. Т. 70. № 5. С. 64–74. https://www.elibrary.ru/oiyetf
19. Каменева В. А., Морозова И. С., Рабкина Н. В., Картавцева А. П. Этнические стереотипы в языковом сознании подростков шорской национальности. Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1. С. 111–117. https://doi.org/10.24158/spp.2022.1.13
20. Каменева В. А., Картавцева А. П., Коломиец С. В., Морозова И. С. Образ родины в языковом сознании шорцев Кузбасса школьного возраста (на примере ассоциативных полей «Родина» и «Горная Шория»). Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 83. С. 51–66. https://doi.org/10.17223/19986645/83/3
21. Лицкевич Е. Ю. Состояние социально-билингвальной среды в Республике Тыва. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 6-1. С. 207–214. https://doi.org/10.34670/AR.2023.56.82.023
22. Нарыкова В. С. Пропедевтика нарушений письма, предупреждение и коррекция дисграфии и дисорфографии у младших школьников в условиях логопедического пункта. Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. 2010. № 13. С. 87–92. https://www.elibrary.ru/rusisn
23. Лалаева Р. И. Устранение оптической дислексии и дисграфии. In: Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. С. 286–301.
24. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1995. 255 с.
25. Артемьева Н. Ю. Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников. Специальное образование: XI Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 22–23 апреля 2015 г.) СПб.: ЛГУ, 2015. С. 46–50.
26. Каменева В. А., Морозова И. С., Рабкина Н. В., Коломиец С. В. Психолингвистическое описание значений неологизмов. «Кибербуллинг» и «киберхулиган»: освоенность семантики. Политическая лингвистика. 2021. № 6. С. 146–155. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_06_16
27. Чыпсымаа О. О. Тувинско-русский билингвизм: прагматика запрета в семейном общении. Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: VI Междунар. науч.-практ. конф. (Кызыл, 30 июня – 3 июля 2020 г.) Кызыл: ТувГУ, 2020. С. 60–61. https://www.elibrary.ru/gpdcxl
28. Воркачев С. Г. Слово «Родина» в русской лингвокультуре. Образ родины: содержание, формирование, актуализация: конф. (Москва, 20 апреля 2018 г.) М.: МХПИ, 2018. С. 42–47.
29. Воркачев С. Г. Этнический менталитет в языке: «Русское счастье». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2012. № 14. С. 77–84. https://www.elibrary.ru/pqgall