Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ, Россия
Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ, Россия
Москва, Россия
УДК 372.881.111.1 английскому
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
Современные условия адаптации выпускников к профессиональной деятельности ставят перед вузами требования по подготовке специалистов с гибким и критическим мышлением. Педагоги разных дисциплин находятся в постоянном поиске оптимальных и целесообразных методов формирования и развития универсальных компетенций, обязательных для овладения выпускниками вузов. Цель – уточнить суть критического мышления, проанализировать используемые методы обучения в курсе дисциплины «Иностранный язык» и выяснить их эффективность в процессе развития критического мышления путем оценивания учебной деятельности студентов неязыковых направлений. В работе изложен обзор зарубежных и отечественных исследований, освещающих значимость критического мышления в образовательном процессе, способы его развития и результаты проводимых исследований. Анализ литературы и практический опыт позволили сформулировать приемлемые показатели владения исследуемой универсальной компетенции (УК-1), в частности способность к критическому мышлению в процессе изучения иностранного языка. Сформулированные показатели: а) проявляет самостоятельность суждения и оценки в отношении полученной информации; б) высказывает свою точку зрения на основе своего опыта или верифицированных данных; в) принимает существование вариативности взглядов, что позволяет ему объективно относиться к иной точке зрения; г) способен логически связывать имеющуюся информацию с окружающей действительностью для успешного решения задач – использовались в настоящем исследовании для оценивания работ студентов с точки зрения проявления их способности критического осмысления получаемой и обрабатываемой информации. Проанализированные письменные работы студентов, проведенный письменный опрос, тематические беседы утвердили нашу уверенность в потенциале используемых методов обучения. Описанная рядом ученых эффективность написания эссе, реферирования, аналитическая работа с текстом и вопросами в развитии критического мышления также отмечена студентами, опрошенными в практической части исследования. В письменном опросе были получены объективные ответы, в которых студенты без предварительной установки о пользе применяемых нами методов указали ряд заданий, способствующих развитию данной способности, уточнили умения, которым они могут научиться, выполняя их. Данные письменного опроса студентов, результаты оценивания выполненных ими заданий свидетельствуют об их признании необходимости критического мышления, так как оно обеспечивает объективное, самостоятельное восприятие информации и помогает взвешено пользоваться ею для решения стоящих перед будущими специалистами задач. В результате исследование этого вопроса подтверждает необходимость использования многогранного потенциала дисциплины «Иностранный язык» для решения ряда педагогических задач, включая формирование и развитие универсальных компетенций.
универсальные компетенции, критическое мышление, иностранный язык, методы обучения, реферирование, эссе, текст, учебная среда, студенты неязыковых направлений
1. Царева Е. Е., Сабирзянова Г. Ш., Газизова А. И. Социокультурная компетентность студентов инженерного вуза в контексте технокоммуникации. Современные проблемы науки и образования. 2024. № 3. https://doi.org/10.17513/spno.33464
2. Миркина Ю. З., Сучок А. А. Роль критического мышления в подготовке педагогических кадров. Современные проблемы науки и образования. 2024. № 3. https://doi.org/10.17513/spno.33418
3. Барбашина Э. В., Гуляевская Н. В. Критическое мышление и его изучение как дисциплины в высших учебных заведениях. Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 3. С. 424 – 432. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-2
4. Тарасова Л. Ю. Развитие критического мышления студентов-экономистов при изучении иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1. С. 134–136. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-198-133-136
5. Барбашина Э. В. Критическое мышление и его необходимость для системы высшего образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12. № 1. С. 20–28. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-3
6. Hirai A., Oka H., Kato T., Maeda H. Development and validation of an English test measuring EFL learners’ critical thinking skills. Language Testing in Asia, 2022, 12(45). https://doi.org/10.1186/s40468-022-00193-2
7. Spector J. M., Ma S. Inquiry and critical thinking skills for the next generation: From artificial intelligence back to human intelligence. Smart Learning Environments, 2019, 6(8). https://doi.org/10.1186/s40561-019-0088-z
8. Sato T. Assessing critical thinking through L2 argumentative essays: An investigation of relevant and salient criteria from raters’ perspectives. Language Testing in Asia, 2022, 12(9). https://doi.org/10.1186/s40468-022-00159-4
9. Wale B. D., Bishaw K. S. Effects of using inquiry-based learning on EFL students’ critical thinking skills. Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education, 2020, 5(9). https://doi.org/10.1186/s40862-020-00090-2
10. Paul R., Elder L. A guide for educators to critical thinking competency standards: Standards, principles, performance indicators, and outcomes with a critical thinking master rubric. Dillon Beach, CA: Foundation for Critical Thinking, 2005, 65.
11. Киреева Н. В., Чудинова Е. В. Развитие критического мышления как способ преодоления формирования упрощенного мышления в эпоху цифровизации образования. Высшее образование сегодня. 2021. № 9-10. С. 29–33. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.09-10.P.29
12. Ghaemi F., Mirsaeed S. J. G. The impact of inquiry-based learning approach on critical thinking skill of EFL students. EFL Journal, 2017, 2(2): 89–102. http://dx.doi.org/10.21462/eflj.v2i2.38
13. Коновалова О. В., Дорохов Р. С. Методические аспекты развития критического мышления студентов факультета иностранных языков направления подготовки «Педагогическое образование». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 1. С. 68–78. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-68-78
14. Плотникова Н. Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения. Казань: Казанский университет, 2015. 84 с.
15. Корешникова Ю. Н., Авдеева Е. А. Заинтересовать нельзя заставить. Роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов. Вопросы образования. 2022. № 3. С. 36–66. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-36-66
16. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2002. 503 с.
17. Солодихина М. В., Солодихина А. А. Развитие критического мышления магистрантов с помощью STEM-кейсов. Образование и наука. 2019. Т. 21. № 3. С. 125–153. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-125-153
18. Карпов Г. В., Лисанюк Е. Н. Практическая философия обучения аргументации и критическому мышлению. Профессиональное образование в современном мире. 2020. T. 10. № 3. С. 3959–3970. https://doi.org/10.15372/PEMW20200307
19. Борзова Т. В., Калугина Н. А., Сандакова Е. Н., Каменева-Любавская Е. Н. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения пониманию методологических текстов. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 1. С. 1–7. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-1-1-7
20. Глухов Л. Ю., Варфоломеева З. С. Проектное обучение как средство развития критического мышления бакалавров в образовательном процессе высшей школы. Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. https://doi.org/10.17513/spno.31891
21. Романова Е. Н. Развитие навыков критического мышления студентов в преподавании иностранного языка. Гуманитарный научный вестник. 2024. № 4. С. 45–49. https://doi.org/10.5281/zenodo.11064719
22. Жогова И. Г., Кузина Е. В. Развитие критического мышления в контексте профессионально-ориентированного обучения студентов высшей школы. Язык и культура. 2017. № 38. С. 227–239. https://doi.org/10.17223/19996195/38/15
23. Порошин В. В. Использование аутентичных текстов для развития критического мышления студентов неязыковых направлений подготовки. Державинский форум. 2022. Т. 6. № 1. С. 53–60. https://elibrary.ru/qxqfwi
24. Шукурова И. В., Чеснокова Н. Е. Развитие критического мышления студентов неязыковых направлений подготовки на основе учебных иноязычных текстов. Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 2. С. 124–134. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-2-124-134
25. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Эссе как жанр, прием обучения и инструмент педагогического измерения. Язык и культура. 2020. № 49. С. 255–275. https://doi.org/10.17223/19996195/49/17
26. Orhan A. Fake news detection on social media: The predictive role of university students’ critical thinking dispositions and new media literacy. Smart Learning Environments, 2023, 10(29). https://doi.org/10.1186/s40561-023-00248-8
27. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высш. шк., 1987. 208 с.