с 01.01.2013 по 01.01.2024
Волгоградский государственный медицинский университет
Волгоград, Россия
Волгоград, Россия
Телемедицина – это новое, неотъемлемое направление медицины, современное средство для предоставления доступного, высококачественного ухода и общения с пациентами. Поэтому манера общения телеврача при онлайн-консультации так же важна, как и личное общение врача – пациента у постели больного. Телеврач – это квалифицированный специалист, умеющий оказывать помощь пациентам удаленно, пользуясь современными компьютерными и телекоммуникационными технологиями. Телемедицина особенно полезна для людей, проживающих в удаленных или сельских районах, где доступ к медицинским услугам ограничен. Цель – обозначить роль коммуникативной составляющей эффективного взаимодействия в процессе оказания медицинских услуг удаленно посредством телекоммуникационных технологий. Материал – онлайн-услуги врача телемедицины, среди которых: сервис телемедицинских консультаций в государственных медицинских организациях Гостелемед, сервис телемедицинских консультаций в многопрофильной медицинской клинике «Чудо доктор» и зарубежная мобильная медицинская платформа Capsa Healthcare. Для решения задач были применены такие методы исследования, как анализ и обобщение данных, их классификация, а также терминологический анализ словарных дефиниций. Авторами рассмотрены основные принципы эффективной коммуникации в системе телемедицины и обозначены положения и средства вербального и невербального общения в процессе онлайн-консультаций, являющиеся условием эффективной коммуникации телеврача и пациента. Сделан вывод, что в целом телемедицина является эффективным инструментом, который может значительно повысить стандарты и доступность медицинского обслуживания, особенно в условиях пандемий или кризисных ситуаций, а эффективная коммуникация будет способствовать позитивным отношениям между пациентом и специалистами, оказывающими медицинские услуги, поможет улучшить качество обслуживания пациентов.
телемедицина, телездравоохранение, телеврач, сетевой врач, дистанционная консультация, удаленный уход, коммуникативные навыки, эффективная коммуникация
1. Абраамян С. А. Распределенная система передачи данных на базе мобильных устройств в сфере телемедицины: дис. … канд. тех. наук. СПб., 2018. 267 с. https://www.elibrary.ru/orgevf
2. Агагюлова C. И., Галичкина Е. Н., Горошко Е. И., Ильясова С. В., Каллистратидис Е. В., Карабань Н. А., Карасик В. И., Качанова А. А., Колокольцева Т. Н., Кочетова Л. А., Красавский Н. А., Кудрявцева А. А., Лутовинова О. В., Митягина В. А., Ряжков М. С., Черкасова И. С., Шарифуллин Б. Я., Шестак Л. А.,Штукарева Е. Б. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М.: ФЛИНТА, 2012. 328 с. https://www.elibrary.ru/sdrnkn
3. Аксенова Е. И., Введенский А. И. Профессиональные компетенции врача в телемедицине. Вестник Авиценны. 2021. Т. 23. № 4. С. 500–509. https://doi.org/10.25005/2074-0581-2021-23-4-500-509
4. Алексеева А. А. Речевые тактики в медицинских онлайн-консультациях (на материале сайта health.mail.ru). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 9. С. 112–120. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2017-16-9-112-120
5. Ахнина К. В. Коммуникативно-речевые особенности сетевого медицинского дискурса. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 3. С. 7–12. https://elibrary.ru/uklfkd
6. Бобрик А. А. Цифровая культура взаимодействия «врач – пациент»: применение законодательства о телемедицине. Философское образование. 2018. № 1. С. 109–114. https://elibrary.ru/ynwdjb
7. Гурылева М. Э., Нежметдинова Ф. Т. Телемедицина: преимущества и риски. Медицинская этика. 2022. Т. 10. № 1. С. 4–9. https://doi.org/10.24075/medet.2022.039
8. Жура В. В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском общении. Волгоград: ВолГМУ, 2008. 373 с. https://elibrary.ru/qlrdur
9. Зингерман Б. В., Шкловский-Корди Н. Е., Воробьев А. И. О телемедицине «пациент – врач». Врач и информационные технологии. 2017. № 1. С. 61–79. https://elibrary.ru/xxjbtj
10. Колесниченко М. Б. Социальные аспекты внедрения телемедицины. Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2017. Т. 1. С. 146–151. https://elibrary.ru/zugaxz
11. Лавров М. С., Орлова О. А. Роль инновационных технологий в медицине будущего. Проблемы экономики и информатизации образования: XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 20–21 апреля 2017 г.) Тула: Частная образовательная организация высшего образования – ассоциация «ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)», 2017. С. 82–88. https://www.elibrary.ru/zbdokl
12. Лагутин М. Д., Чигрина В. П., Самофалов Д. А., Тюфилин Д. С., Кильник А. И., Кобякова О. С., Деев И. А. Анализ применения телемедицинских технологий в Российской Федерации в 2019–2022 гг. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023. Т. 31. № 2. С. 264–269. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-2-264-269
13. Леонтович О. А. Позитивная личность: коммуникативные особенности и поведенческие характеристики. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 178–184. https://elibrary.ru/yxxlhn
14. Лешина О. Д., Детинко Ю. И. Медицинский интернет-форум как особая среда реализации рекомендующей стратегии врача. Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1. С. 271–274. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-271-274
15. Новикова И. И., Червяков М. В. Зарубежный опыт регулирования услуг телемедицины. Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 9. С. 156–159. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2023-9-156-159
16. Сиротина А. С., Кобякова О. С., Деев И. А., Бойков В. А., Барановская С. В., Шибалков И. П., Дмитриев С. В. Удаленный мониторинг состояния здоровья. Аналитический обзор. Социальные аспекты здоровья населения. 2022. Т. 68. № 2. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2021-68-2-1
17. Творогова Н. Д. Коммуникативная составляющая профессиональной деятельности медицинского работника. Часть 2. Медицинская психология в России. 2021. Т. 13. № 4. https://doi.org/10.24412/2219-8245-2021-4-2
18. Тортунова И. А. Роль речевого этикета в коммуникации «врач – пациент». Лазерная медицина. 2019. Т. 23. № S3. С. 63. https://www.elibrary.ru/uuaect
19. Федотова А. В. Комплаенс: эффективная коммуникация «врач – пациент». Эффективная фармакотерапия. 2009. № 18. С. 16–17. https://www.elibrary.ru/tdrwxz
20. Шадеркин И. А., Шадеркина В. А. Удаленный мониторинг здоровья: мотивация пациентов. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020. Т. 6. № 3. С. 36–43. https://doi.org/10.29188/2542-2413-2020-6-3-37-43
21. Grushevskaya E. S., Karabulatova I. S., Fanyan N. Yu., Zelenskaya V. V., Golubtsov S.A. Linguistic and cultural characteristics of virtual discourse in the modern electronic and digital society. Interciencia, 2018, 43(8): 193–207. https://www.elibrary.ru/ivkziy
22. Zhura V. V., Rudova J. V. А Workshop on clinical communication: Worldwide best practices. Moscow: Pero, 2022, 132. https://www.elibrary.ru/ginutk