Уральский федеральный университет (кафедра теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, докторант)
Томский государственный университет (кафедра организационного поведения и управления персоналом, доцент)
Томск, Томская область, Россия
Томск, Томская область, Россия
УДК 332.14 Региональная, территориальная экономическая политика, планирование и прогнозирование
ГРНТИ 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
ГРНТИ 06.77 Экономика труда. Трудовые ресурсы
ОКСО 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
ОКСО 38.03.03 Управление персоналом
ББК 659 Экономика отдельных стран и регионов. Экономика Мирового океана
ББК 6524 Экономика труда
ТБК 774 Отраслевая экономика
BISAC SOC053000 Regional Studies
Обосновано рассмотрение рынка труда креативных индустрий в Томской области в качестве ключевого фактора развития креативных индустрий региона. Цель – предложить решения по совершенствованию подбора и отбора креативных специалистов в регионе на основе систематизации проблем в области рынка труда креативных индустрий. В процессе исследования проанализированы различные терминологические подходы к определению понятий креативные индустрии, человеческий капитал и рынок труда, и отражена их взаимосвязь. Обоснована значимость рынка труда для развития креативных индустрий. Оценены спрос и предложение на рынке труда креативных индустрий в регионе, а также качество образования и профессиональной подготовки кадров. Выявлены потенциальные проблемы, связанные с несоответствием требованиям рынка труда. Рекомендации по улучшению найма креативных специалистов с позиции креативных предприятий: проведение с кандидатами интервью, креативных тестов, кейсов, заданий; применение командных собеседований; реализация информационных кампаний о возможностях карьерного роста. Изучение тенденций изменения рынка труда креативных индустрий имеет актуальное значение в контексте роста креативного сектора экономики и его влияния на развитие региона.
креативные индустрии, человеческий капитал, рынок труда, креативная занятость, спрос на труд, предложение труда, найм
1. Тургель И. Д., Дербенева В. В., Баскакова И. В., Чукавина К. В. Теоретические подходы к определению креативных индустрий. Р-Экономика. 2022. Т. 8. № 4. С. 310–326. http://dx.doi.org/10.15826/recon.2022.8.4.024
2. Трубецкая А. Ю. Креативные индустрии: опыт применения практико-ориентированного подхода в российском современном образовании. Обсерватория культуры. 2019. Т. 16. № 3. С. 240–250. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-240-250
3. Wu H., Wu R. The impacts of emerging technologies and education to creative industry and the inspired economies. ICSET 2019: Proc. 3rd Intern. Conf., Taipei, 15–17 Aug 2019. NY: ACM, 2019, 96–100. https://doi.org/10.1145/3355966.3355987
4. Butkova O. V. The definition of "capital" as an economic and accounting category. INTERAGROMASH 2020: Proc. XIII Intern. Sci.-Prac. Conf., Rostov-on-Don, 26–28 Feb 2020. Rostov-on-Don: DSTU, 2020, vol. 175. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017513011
5. Mincer J. Investment in human capital and personal income distribution. Journal of Political Economy, 1958, 66(4): 281–302. https://doi.org/10.1086/258055
6. Григорьев К. Н. Трансформация понятия «человеческий капитал». Социология. 2020. № 3. С. 83–89. https://elibrary.ru/pfjras
7. Schultz T. W. Capital formation by education. Journal of Political Economy, 1960, 68(6): 571–583. https://doi.org/10.1086/258393
8. Becker G. S. Human capital and the economy. Proceedings of the American Philosophical Society, 1992, 136(1): 85–92.
9. Булина А. О., Мозговая К. А., Пахнин М. А. Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. № 2. С. 163–188. https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.201
10. Иванов М. И. Основные положения теории человеческого капитала и их развитие. Вестник Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова. 2019. Т. 36. № 4. С. 92–97.
11. Юнусова Г. Р. Человеческий капитал в развитии экономики региона: высококачественное высшее образование как инвестиции в человеческий капитал. Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 88. С. 190–203. https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-88-190-203
12. Krisiukėnienė D., Pilinkienė V. Theoretical presumptions of the creative industries innovation productivity performance. Creativity Studies, 2023, 16(1): 91–107. https://doi.org/10.3846/cs.2023.15958
13. Измашкина О. А. Оценка эффективности функционирования рынка труда Владимирской области на основе макропоказателей многофакторной оценки состояния регионального рынка труда. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. 2023. № 4. С. 7–14. https://elibrary.ru/uszfaw
14. Pareja-Eastaway M. Creative Industries. Journal of Evolutionary Studies on Business, 2016, 1(1): 38–50.
15. Bujor A., Avsilcai S. Modern technologies and business performance in creative industries: A framework of analysis. IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng, 2016, 145. https://doi.org/10.1088/1757-899X/145/6/062001
16. Труфанов Д. О., Ворошилов В. А., Борисюк Л. А., Малаховская А. М., Черепанова А. А., Сильвияйнен Д. С. Модель инфраструктуры подготовки кадров для креативных индустрий. Экономика труда. 2023. Т. 10. № 7. С. 1061–1078. http://doi.org/10.18334/et.10.7.118661
17. Гершман М. А., Демьянова А. В., Полякова Е. Ю. Креативный класс России: портрет в цифрах. Научный дайджест. Спецвыпуск. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 17 с.
18. Жунусова Л. С. Креативные профессии в эпоху цифровых технологий: как новые инструменты воздействуют на выбор профессий и мир творчества. Инновационная наука. 2023. № 5-2. С. 68–72. https://elibrary.ru/zwwwug
19. Dharmani P., Das S. Influence of technological changes on evolution trajectories: Evidence from creative industries. Academy of management proceedings, 2022, (1). http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4487097
20. Грохотова К. В., Винокурова М. В. Использование инструментов интернет-маркетинга в качестве механизма продвижения услуг. Global & Regional Research. 2021. Т. 3. № 2. С. 59–69. https://elibrary.ru/xbccel
21. Towse R. Digitization Internet and the economics of creative industries. The Internet and Philosophy of Science, 2022, 154–171. http://dx.doi.org/10.4324/9781003250470-10
22. Абанкина Т. В. Креативная экономика в России: новые тренды. Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 2. С. 221–228. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2022-54-2-13
23. Боос В. О., Гершман М. А., Гохберг Л. М., Куценко Е. С., Остащенко Т. В. Рейтинг креативных регионов России. Научный дайджест. Спецвыпуск № 3. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 34 с.
24. Ипполитов С. С. Малый бизнес в творческой индустрии: оценка вклада в экономику. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 2. С. 143–153. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-2106-143-153
25. Головчин М. А. Востребованность работника «нового типа» и его компетенций в российской экономике. Вестник Гуманитарного университета. 2019. № 4. С. 100–111.
26. Джабраилова Л. Х., Хадуева Я. А. Креативные индустрии – основа новой экономической реальности. Известия Чеченского государственного педагогического университета. Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 4. С. 184–192. https://elibrary.ru/yqbwnp
27. Ткаченко Ю. Г. Мониторинг регионального молодежного рынка труда. Управление в экономических и социальных системах. 2020. № 1. С. 17–25. https://elibrary.ru/owkvxf