Москва, Россия
Стремительное развитие сферы электронной торговли с неизбежностью приводит к возникновению новых субъектов гражданского оборота, одним из которых является товарный агрегатор (маркетплейс). Цель – проанализировать правовой статус товарного агрегатора (маркетплейса) и объем его полномочий в части осуществления посреднических функций. На современном этапе развития отношений в электронной торговле маркетплейс – это уже не просто информационный посредник, его функционал гораздо шире – это экосистема с высокоразвитой логистикой, позволяющая обеспечивать взаимодействие продавца и покупателя, представлять информацию о деятельности пунктов доставки, о приобретаемом товаре, использующая механизмы урегулирования и разрешения споров. Раскрывается правовая природа отношений, возникающих при использовании экосистемы маркетплейса: между маркетплейсом и продавцом, между маркетплейсом и пунктом выдачи товаров, между маркетплейсом и покупателем, а также оценивается степень интеграции маркетплейса в классические отношения купли-продажи между покупателем и продавцом. В работе рассматриваются виды договоров, которые наиболее востребованы для этого вида торговли (комиссии, агентский договор и договор возмездного оказания услуг) и предлагаются подходы к определению пределов договорной ответственности в цепочке продавец – маркетплейс – потребитель в торговых отношениях на маркетплейсах. Сделан вывод о необходимости расширения оснований ответственности владельца агрегатора в случае нарушений обязательств по продаже товаров, поскольку маркетплейс берет на себя обязательство по проверке фигуры продавца и реализуемой продукции. Рассматриваются особенности договоров, заключаемых владельцами маркетплейсов с продавцами и потребителями товаров, реализуемых на этих торговых площадках. В результате предпринята попытка с доктринальных позиций изучить актуальные законодательные инициативы 2023–2024 гг. в отношении правового регулирования деятельности маркетплейсов и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства о деятельности в сфере электронной коммерции в России.
маркетплейс, товарный агрегатор, ответственность, торговля, электронная коммерция, продавец, потребитель, договор, онлайн-торговые площадки
1. Рожкова М. Об ответственности агрегаторов и их платформах онлайн-разбирательства споров. Хозяйство и право. 2018. № 9. С. 21–32. https://elibrary.ru/xypxal
2. Самойлова А. К. Юридико-фактические свойства договора, заключаемого с использованием площадок-агрегаторов информации. Цивилист. 2023. № 3. С. 38–42. https://elibrary.ru/wxalbi
3. Филиппова С. Ю. Использование информационных технологий при заключении торговых договоров и исполнении обязательств из них. Цифровое право. 2022. Т. 3. № 3. С. 58–78. https://doi.org/10.38044/2686-9136-2022-3-3-58-78
4. Томассен Л., Линколн К., Эконис Э. Ритейлизация. Как выжить в эпоху диктата розничных сетей, используя силу и власть ритейлеров на благо своего бизнеса. М.: Добрая книга, 2010. 352 с.
5. Чеговадзе Л. А. Агрегаторы как объекты гражданских прав и ответственность их владельцев по обязательствам. Цивилист. 2022. № 1. С. 12–19. https://elibrary.ru/rpbzwq
6. Белов В. А. Цифровое посредничество и потребительские отношения: правовая природа и ответственность. Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 8. С. 68–82. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.141.8.068-082
7. Долгов С. Г. Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси. Гражданское право. 2021. № 1. С. 3–7. https://doi.org/10.18572/2070-2140-2021-1-3-7
8. Миронова С. М., Кожемякин Д. В. Правовые подходы к ответственности владельцев агрегаторов такси перед потребителями. Цивилист. 2022. № 2. С. 11–18. https://elibrary.ru/hpwnti
9. Маркелова А. А. Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси: между договорным и деликтным правом. Цифровое право. 2021. Т. 2. № 4. С. 8–19. https://doi.org/10.38044/2686-9136-2021-2-4-8-19
10. Дерюгина Т. В. Правовая природа договора, опосредующего возникновение правоотношений с участием агрегатора. Гражданское право. 2018. № 6. С. 3–6. https://doi.org/10.18572/2070-2140-2018-6-3-6
11. Суворов Е. Д. Некоторые проблемы электронной торговли: к вопросу об ответственности владельцев агрегаторов перед потребителями. Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. № 9. С. 57–67. https://elibrary.ru/ztsyvm
12. Гутников О. В., Чагина Е. М. Защита интересов потребителей при регулировании электронной торговли. Право и бизнес. 2023. № 4. С. 8–15. https://elibrary.ru/psdrxa
13. Белов В. А. Информация об интересах и поведении потребителя как объект правоотношений в период цифровизации. Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 2. С. 59–71. https://doi.org/10.12737/jrp.2023.017
14. Богдан В. В. Недобросовестные условия в договорах с участием потребителей: модернизация законодательства и развитие судебной практики. Цивилист. 2023. № 3. С. 49–56. https://elibrary.ru/xmbipo
15. Никитин Н. В. Законодательство о защите прав потребителей. Арбитражный и гражданский процесс. 2024. № 1. С. 7–12. https://doi.org/10.18572/1812-383X-2024-1-7-12
16. Лопатина С. В. Применение альтернативных способов урегулирования споров маркетплейсами (информационными посредниками) в качестве альтернативы судопроизводству. Арбитражный и гражданский процесс. 2023. № 8. С. 19–22. https://doi.org/10.18572/1812-383X-2023-8-19-22
17. Ермакова Е. П. Что входит в понятие онлайн-арбитража в КНР? Российское правосудие. 2022. № 10. С. 58–66. https://doi.org/10.37399/issn2072-909X.2022.10.58-66
18. Цирин А. М., Цирина М. А. Онлайн-урегулирование споров в сфере электронной коммерции. Международное публичное и частное право. 2020. № 6. С. 14–17. https://doi.org/10.18572/1812-3910-2020-6-14-17
19. Курносов А. А. Онлайн-арбитраж в условиях расширения сферы применения технологий искусственного интеллекта. Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире, ред. Е. Е. Фролова, Е. П. Русакова. М.: РУДН, 2023. С. 200–207.
20. Rusakova E. P., Frolova E. E. Digital disputes in the new legal reality. RUDN Journal of Law, 2022, 26(3): 695–704. https://doi.org/10.22363/2313-2337-2022-26-3-695-704
21. Рожкова М. А. Перспективы правового регулирования онлайн-разбирательств потребительских споров. Закон. 2022. № 9. С. 145–158. https://doi.org/10.37239/0869-4400-2022-19-9-145-158
22. Цветков И. В., Филиппова С. Ю. Договорное регулирование товарного рынка: тенденции и перспективы в свете цифровизации экономики и использования современных технологий. Закон. 2019. № 5. С. 66–75. https://elibrary.ru/tyxnpo
23. Габов А. В. Онлайн-урегулирование споров участников цифровых платформ (экосистем). Вестник гражданского процесса. 2022. № 1. С. 208–235. https://doi.org/10.24031/2226-0781-2022-12-1-208-235
24. Рожкова М. Онлайн-арбитраж, онлайн-урегулирование споров и блокчейн-арбитраж: новые правовые явления или разновидности уже существующих? Хозяйство и право. 2018. № 5. С. 47–60. https://www.elibrary.ru/xnzolz