Новокузнецк, Россия
На современном этапе развития перед обществом остро стоит вопрос переосмысления и переоценки духовно-нравственных ценностей. Работа просвещена патриотическому воспитанию, которое является государственным приоритетом, требующим для своей реализации определенных методов. Патриотизм – одна из составляющих духовно-нравственных ценностей, которые лежат в основе будущей профессиональной деятельности курсантов. Цель – провести теоретический анализ патриотического воспитания для его реализации при обучении курсантов в образовательных организациях ФСИН России. Исследование проводилось на основе теоретических методов, а именно обобщения и интерпретации, представленных в отечественной литературе. В результате проанализирована нормативно-правовая база, связанная с патриотизмом и патриотическим воспитанием в стране. Понятие патриотизм рассмотрено в процессе воспитания курсантов в образовательных организациях ФСИН России. Были рассмотрены основные цели и задачи в процессе патриотического воспитания курсантов, методы воспитания патриотизма у курсантов, а также понятие профессиональный патриотизм. В итоге сделан вывод, что патриотизм как элемент исследования духовно-нравственных ценностей играет важную роль в процессе воспитания личности. Существуют различные методы воспитания патриотизма у курсантов, которые были изучены с различных позиций. Практическая значимость данной работы заключается в анализе понятия патриотическое воспитание у курсантов и выделении основных принципов и методов, обеспечивающих эффективность процесса воспитания у курсантов в образовательных организациях ФСИН России.
духовно-нравственные ценности, патриотизм, курсанты, патриотическое воспитание, цели патриотического воспитания, задачи патриотического воспитания, методы воспитания
Введение
«Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»[1]. А.Н. Толстой
На современном этапе развития, перед обществом остро стоит вопрос в переосмыслении и переоценки духовно-нравственных ценностей. Данное обстоятельство связано с национальным возрождением, причиной которого является смена ценностных ориентиров. В настоящее время подрастающее поколение воспитывается в соответствии с потребностями общества. Социальным заказом государства является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого гражданина России. В основе данных личностных качеств лежат духовно-нравственные ценности. В такой ситуации ориентиром в стране может стать именно патриотизм, который поможет объединить и придать смысл жизни общества. Также стоит отметить, что вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения всегда актуальны, особенно на фоне изменения общественно-политической сферы жизни общества. Поэтому важное значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма.
Воспитание патриотизма как элемента духовно-нравственных ценностей приобретает особое значение в отношении лиц, обучающихся в образовательных организациях ФСИН России (далее – курсанты), это связано, прежде всего, с тем, что курсанты это будущие компетентные и ответственные специалисты, способные эффективно выполнять свои обязанности в системе исполнения наказаний, кроме того они профессионально призваны защищать Отечество. Также актуальность подтверждается тем фактором, что воспитание патриотизма у курсантов связано с потребностями государства, а также созданием педагогических условий, которые способствовали бы формированию гражданского долга с последующим служением Отечеству.
Материалы и методы.
При написании статьи был использован теоретический метод, а именно анализ и синтез научных исследований, нормативно-правовых документов и передового опыта.
Следует отметить, что вопросы воспитания патриотизма у курсантов достаточно широко изучались в литературе. Следует выделить труды таких ученных как Т.В. Беспаловой, А.В. Дудко, А.М. Душкина, С.Ю. Ивановой, В.В. Калмыковой, Д.А. Кармановой, А.В. Клименко, А.Р. Сибгатуллина, М.Н., С.Н. Филипченко, Н.Е. Хекерта, Ж.Г. Химич, М.Н. Хромова, И.В. Чепурина, А.Г. Черняк, К.С. Чупракова [3,5,6,7,9,10,11,15,18,19,21,22,23,24,25] и др., посвященные аспектам патриотического воспитания. При этом следует, констатировать, что вопрос воспитания патриотизма у курсантов в образовательных организациях ФСИН России - как элемента исследования духовно-нравственных ценностей в науке исследован недостаточно и фрагментарно.
Прежде чем рассмотреть понятие «патриотизм» как элемента исследования духовно-нравственных ценностей, стоит проанализировать саму суть данных ценностей в образовательном процессе высшего учебного заведения. Так автор Т.И. Аркова под духовно-нравственными ценностями вузовского образования понимала «иерархически структурированную совокупность значимых для личности, социума и государства ценностей, культивируемых субъектами образовательной деятельности высшей школы, направленных на формирование целостного мировоззрения студентов как членов общества, высоких морально-нравственных качеств, социально ответственного поведения, на осознание ими своего гражданского, патриотического долга и на профессионально компетентностный рост» [2]. Данное определение абсолютно полно раскрывает сущность духовно-нравственных ценностей, которые формируются в процессе обучения, в частности и у курсантов в образовательных организациях ФСИН России.
В Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» сказано, что к традиционным духовно-нравственным ценностям относят жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Из выше указанных традиционных ценностей, на наш взгляд стоит выделить, именно те ценности, которые должны быть сформированы у курсантов в процессе обучения в образовательных организациях ФСИН России, а именно патриотизм; гуманизм, справедливость, гражданская позиция, достоинство, коллективизм и др. Одной из ключевой духовно-нравственной составляющей, формирующейся у будущих специалистов в период обучения в образовательных организациях ФСИН России, является патриотизм, как личностного, так и профессионального качества для будущего сотрудника уголовно исполнительной системы. Кроме того процесс обучения курсантов имеет свои особенности, где приоритетом являются интеграции традиций и инноваций.
Таким образом, патриотизм является составной частью традиционных духовно-нравственных ценностей, который следует сформировать у будущих сотрудников уголовно исполнительной системы в период обучения, который лежит в основе развития профессионально-значимых качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Анализ понятия «патриотизм» следует начать, прежде всего, с истории возникновения феномена патриотизма в современном обществе. Патриотизм возникает вместе с государством, так как патриотизм – это способ проявления принадлежности к стране. Поэтому стоит считать, что феномен патриотизма в современном государстве это период возникновения современной России, т.е. на рубеже XX–XXI вв. Данный период характеризуется поиском новых педагогических методов воспитания патриотизма, которые включают в себя инновационные подходы.
Для понимания современного патриотизма, следует проанализировать нормативно-правовую базу, относящуюся к данному вопросу. Так мы выделили следующие источники:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023);
- Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 15.01.2024) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416 (ред. от 26.06.2023) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (вместе с «Положением об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам»);
- Распоряжение Правительства РФ от 20.12.2021 № 3718-р (ред. от 14.03.2023) «О плане мероприятий по реализации в 2022 - 2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Таким образом, при рассмотрении нормативно-правовой базы, нами были установлены основные тенденции развития современного образования, которое направлено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Также государственная политика в области патриотического воспитания направлена на развитие инновационных методов воспитания.
Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков дали определение патриотизма, а именно это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос [4]. Таким образом, под патриотизмом следует понимать активную гражданскую позицию, которая находит свое выражение к готовности служению государству, но и в формировании гражданской идентичности, что является основой для успешного развития страны. Также стоит отметить, что патриотизм проявляется в любови к своей родине, к ее истории, культуре, традициям и народу. Кроме того, патриотизм может проявляться в более узком смысле, а именно в служении во благо малой родины. Под малой Родиной стоит понимать место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные и близкие. Патриотизм в условиях малой Родины может проявляться в рамках региональной политики.
По мнению авторов Е.А. Мацефук, П.В. Разбегаев духовно-нравственное воспитание должно содействовать формированию личности на основе российских традиционных ценностей: Отечество и его защита, Человек труда и труд на благо Отечества, традиции, ответственность и гражданственность. Присвоение личностью данных ценностей лежит в основе патриотизма [14]. Данное суждение раскрывает сущность патриотического воспитания. Так, под патриотическим воспитанием, стоит понимать целенаправленный процесс, который направлен на формирование и развитие гражданско-ответственной личности, в основе которого лежат национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
При изучении патриотического воспитания необходимо отметить, кто именно будет осуществлять данный процесс. Автор С.Л. Студенникова выделяла, что основным институтом, обеспечивающим организацию, функционирование и контроль всей системы патриотического воспитания, является государство [16]. На сегодняшний день именно вопросы воспитания патриотизма выходят на передний план современно общества, так как без него современная молодежь может выйти на деструктивный уровень. Следует учесть, что существует несколько субъектов формирования патриотических качеств, так автор В.С. Калинича выделяет: семья; образовательные организации; общественные организации и объединения (федерального, регионального и местного уровней); органы государственной власти федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления [8].
Стоит отметить, что формирование патриотических качеств возложено на сферу образования, так как патриотизм лежит в основе принципов государственной политики, которая реализуется в образовательном процессе. Патриотизм как термин включен в систему основополагающих социальных и педагогических понятий, так как ведет к укреплению чувства принадлежности к своей родине, развитию гордости за ее достижения и культурные традиции. Именно через институт образования происходит формирование патриотических взглядов у подрастающего поколения. Данный факт подтверждён в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации», так в статье 2 указано, что именно в процессе воспитания происходит формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества. Также в статье 3, указано, что один из принципов государственной политики имеет гуманистический характер образования, который формируется в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, свободного развития гражданственности и патриотизма. Кроме того, в статье 48 данного Федерального Закона «Об образовании РФ» указано, что обязанностью педагога является формирование в процессе осуществления педагогической деятельности у обучающихся чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества.
Для реализации патриотического воспитания государство создает различные учебные программы, которые состоят не только из образовательных программ, но и дополнены такими вопросами как национальная история, культура, традиции, ценности, что способствует формированию патриотического отношения к своей Родине.
Прежде чем рассмотреть основные цели, задачи, методы и подходы воспитания патриотизма у курсантов, необходимо изучить основные принципы, которыми необходимо следовать при реализации целей патриотического воспитания. Также стоит учесть тот факт, что в процессе воспитания выделяют как общие, так и частные принципы. В ходе анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены наиболее обобщенные принципы патриотического воспитания, которые предложила автор В.А. Мусина. Так В.А, Мусина выделила: принцип координации взаимодействий школы, семьи и общественности в реализации задач патриотического воспитания; принцип связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания; принцип учета индивидуальных, возрастных, национальных и конфессиональных различий в патриотическом воспитании; принцип межпоколенной преемственности духовного опыта; принцип исторической и социальной памяти, принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов; принцип социокультурной и национальной идентификации; принцип импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании; принцип субъектности [14]. Данные принципы воспитательного процесса указывают на специфику процесса воспитания патриотизма, кроме того они выдвигают определенные требования на разных уровнях к организации патриотического воспитания. Благодаря принципам воспитания, возможно, определить цели и задачи патриотического воспитания и выбрать необходимые методы и подходы.
Основные цели патриотического воспитания сопряжены со стратегией государственной политики Российской Федерации. По мнению авторов Л.В. Ковтуненко и А.Б. Ковтуненко цель патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, в формировании у них уважительного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому [12].
Целью патриотического воспитания является формирование и развитие гражданского долга, которое проявляется в осознанном выборе при защите своей страны, преданности и гордости Отечеству, в готовности вносить активный вклад в процветание и развитие государства и его граждан. После постановки цели патриотического воспитания, нами были установлены основные пути его решения в виде формирования задач.
В настоящее время выделяют целый ряд задач, направленных на реализацию поставленных целей патриотического воспитания. За основу мы возьмем идею В.С. Шилова, о том, что данные задачи, возможно, квалифицировать по временному признаку [26]. К таким задачам относят: стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические задачи формируются в соответствии с потребностями общественного развития, то есть те которые рассчитаны на длительный период времени. Так к стратегическим задачам по патриотическому воспитанию стоит отнести:
- Формирование гражданско-патриотического мировоззрения, которое будет осуществляться с помощью гражданско-патриотической компетенции.
- Формирование основных правовых знаний, которые будут проявляться в процессе обучения молодежи.
- Формирование устойчивой жизненной позиции в области гражданско-патриотического мировоззрения, которому способствует весь учебно-воспитательный процесс.
- Формирование принципов нравственности и морали, то есть определенных наборов нравственных правил, где основой будет являться любовь к Родине и родным местам; уважение и знание истории своей Родины, традиций и обычаев своего народа.
В процессе формирования патриотического воспитания стратегические задачи преобразуются в тактические, для их конкретизации. Поэтому тактические задачи будут являться средством осуществления стратегических задач, т.е. это конкретные задачи, которые ставятся в процессе формирования патриотизма. М.Н. Алешина выделяла следующие тактические задачи: обогащение содержания предметов гуманитарного и социально-экономического циклов гражданской тематикой; привлечение обучающихся к участию в гражданско-патриотических мероприятиях; включение тем по гражданско-патриотическому воспитанию в курсовые и дипломные работы, рефераты, доклады, сообщения; привлечение обучающихся к участию в научно-практических конференциях и семинарах по обозначенной проблеме; самостоятельное изучение студентами научных статей, материалов Интернета, средств массовой информации; использование информационных ресурсов городских, областных, университетских библиотек с целью изучения сущности и особенностей гражданско-патриотического воспитания; посещение студентами форумов, выставок, посвященных тематике гражданственности и патриотизма [1]. Стратегические и тактические задачи, выдвигаются и решаются без участия курсантов, только преподавателями или группой педагогов. Таким образом, для решения тактических задач необходим комплексный подход, как со стороны образовательных, культурных так и государственных институтов.
Последним уровнем решения педагогических задач являются оперативные задачи, которые уже воплощаются при участии курсантов. Данные задачи это те задачи, которые встают перед педагогом при осуществлении практической деятельности и требуют незамедлительного решения. Особенностью данных задач является тот факт, что их невозможно заранее предугадать.
При правильном формировании всех уровней задач, педагог в процессе патриотического воспитания решает комплекс оперативных задач, тем самым переходит к решению тактических задач, после чего уже происходит реализация стратегической (основной) задачи.
Таким образом, правильно сформулированные цели и задачи в процессе патриотического воспитания, укажут в нужном направлении саму стратегию развития гражданско-патриотического мировоззрения. Кроме того, реализация установленных целей и задач осуществляется в процессе патриотического воспитания молодежи, которое на данном этапе социального развития общества остро встает перед государством.
Для полноценной реализации целей патриотического воспитания у курсантов в образовательном процессе, необходимо рассмотреть применяемые методы воспитания, т.е. комплекс подходов для решения педагогических задач, осуществляемых педагогом, в процессе воспитательного воздействия. Кроме того, для патриотического воспитания курсантов необходимо использование эффективных воспитательных методов, способствующих развитию положительных черт личности и формированию правильных ценностей. В современной педагогике существует множество классификаций методов воспитания, нам интересны именно те методы, которые наиболее актуальны в процессе патриотического воспитания.
При анализе методов воспитания, за основу мы взяли методы воспитания, разработанные ленинградским педагогом И.Г. Щукиной, так как на наш взгляд они наиболее применяемые на практике в процессе обучения в образовательных учреждениях ФСИН России. Данные методы направлены на развитие познавательного интереса, которые выражаются в стремлении человека узнать новое, неизвестное и непонятное, т.е. является одним важных условий формирования гармоничной личности. Г.И. Щукина [27] выделила три группы методов:
1. Методы формирования сознания, который основан на постепенном и методическом воздействии на воспитанника, целью которого является развитие его мышления, восприятия, ценностных ориентаций и мировоззрения, кроме того усвоение знаний о правилах и нормах поведения. К основным методам данной группы относят: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример и др.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения учащихся. Данный метод характеризуется формированием норм правильного поведения. К данным методом следует отнести упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
3. Методы стимулирования, которые характеризуются в положительной или отрицательной оценке деятельности или поведения. К данным методам относят: соревнование, поощрение, наказание.
Указанные воспитательные методы в полном объеме раскрывают способы воспитания патриотизма, которые выражаются в комплексном подходе изучения истории, общении с ветеранами, активного участия в национальных мероприятиях, развития культуры и примера высоких качеств личности, тем самым формируя глубокую и осознанную любовь и преданности к своей Родине.
Для комплексного использования методов в процессе воспитания патриотизма необходимо учесть, что существует классификация патриотизма. Данный факт стоит учитывать при выборе методов, так как есть разные объекты воспитания. Так Автор Н. П. Устинова представила классификацию разновидности патриотизма, а именно по признаку объекта. Данная классификация наиболее актуальна, так как объектом исследования выступают курсанты. Н.П. Устинова выделила пространственно-территориальный патриотизм и патриотизм сферы Отечества. В сфере Отечества она выделяла военный, спортивный, культурный, военно-профессиональный и профессионально-ориентированный [17].
В образовательном процессе к современным курсантам в образовательных организациях ФСИН России выдвигают новые требования для системы подготовки кадров. Одним из таких требований выступает профессионально-ориентированный патриотизм, который нашел отражение в учебной и воспитательной работе. Таким образом, процесс формирования профессионального патриотизма происходит в процессе обучения курсантов и играет существенную роль в профессиональной деятельности.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что результаты теоретического исследования раскрывают термин патриотизма, основные цели и задачи в процессе патриотического воспитания курсантов. В настоящее время будущая профессия курсантов – сотрудники уголовно-исполнительной системы, выступает связующим звеном между личностью и обществом. В процессе обучения в образовательных организациях ФСИН России у курсантов, как будущих офицеров, формируются духовно-нравственные ценности. К такой категории ценностей стоит отнести патриотизм, как одного из основных элементов профессиональных ценностей, необходимых при несении службы в уголовно-исполнительной системе. Патриотизм как категория духовно-нравственных ценностей, связана с любовью и преданностью к Родине. Кроме того, укрепляет духовные и моральные качества личности курсанта. Применяемые методы воспитания, в процессе формирования ценностей патриотизма связаны с воспитанием уважения, интереса к истории своего народа, чувство гордости за свою Родину, развития гражданской идентичности, которое способствует укреплению общественной связи. Кроме того, патриотизм играет важную роль в формировании личности как будущего защитника родины. Стоит отметить, что благодаря патриотическому воспитанию, осуществляемого в образовательных организациях ФСИН России, у курсантов происходит становление профессиональной идентичности как будущих офицеров.
[1]https://ru.citaty.net/tsitaty/449038-aleksei-nikolaevich-tolstoi-patriotizm-eto-ne-znachit-tolko-odna-liubov-k-sv/
1. Беспалова Т. В. Патриотизм в современном российском политическом процессе: дис. … канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2004. 152 с. https://www.elibrary.ru/nmtqsv
2. Дудко А. В. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебных заведений: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2002. 198 с. https://www.elibrary.ru/mdaofi
3. Душкин А. М. Феномен патриотизма как онтологическая универсалия общества. Манускрипт. 2020. Т. 13. № 7. С. 79–83. https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.7.14
4. Ермолов М. В. Совершенствование профессионально-этического воспитания курсантов военных вузов: дис. … канд. пед. наук. М., 2020. 235 с. https://www.elibrary.ru/njqjcl
5. Калмыков В. В. Основные направления формирования идеологии служения Отечеству в современной России. Социально-гуманитарные знания. 2009. № 8.
6. Карманова Д. А. Патриотизм как общественное отношение: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Иваново, 2007. 159 с. https://www.elibrary.ru/nozjdz
7. Клименко П. В. Интеграция традиций и инноваций как ресурс патриотического воспитания курсантов военного вуза: дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2019. 215 с. https://www.elibrary.ru/zynyeo
8. Сальникова О. В. Формирование патриотических ценностных ориентаций студенческой молодежи в институциональной среде высшего образования: дис. … канд. социол. наук. Пенза, 2023. 233 с. https://www.elibrary.ru/yxbkex
9. Филипченко С. Н. Формирование компонентов патриотической культуры курсантов в процессе обучения. Проблемы и перспективы развития непрерывного профессионального образования в эпоху социальных реформ: III Междунар. заоч. науч.-метод. конф. Саратов: Научная книга, 2006. С. 238–243.
10. Саенко Л. А., Химич Ж. Г., Наволокин И. И. Ценности патриотизма в профессиональном становлении личности. Общество и личность: теория и практика гуманизации в современных реалиях: Всерос. науч.-практ. конф. (Ставрополь, 13 мая 2022 г.) Ставрополь: СКСИ, 2022. С. 98–102. https://elibrary.ru/zcjrtq
11. Химич Ж. Г. Формирование профессионального патриотизма у студентов в образовательном процессе организаций СПО: дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2022. 203 с. https://www.elibrary.ru/qmavnl
12. Хекерт Н. Е. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи на отечественных спортивных традициях. Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 310–313. https://elibrary.ru/rcjvav
13. Хромова М. Н. Традиции как основа патриотического воспитания в России. Актуальные вопросы образования и науки: Междунар. науч.-практ. конф. (Тамбов, 30 декабря 2013 г.) Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2014. С.148–150. https://www.elibrary.ru/stlimb
14. Чепурина И. В. Концепция патриотического воспитания курсантов высшего военного учебного заведения. Программа опытно-экспериментальной работы: критерии оценки ее качества, ред. Л. Ф. Савинова. Ставрополь: Сервисшкола, 2005. С. 52–58.
15. Черняк А. Г. Патриотическое воспитание как философско-педагогическая категория в современных социокультурных реалиях поликультурного общества. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 4. С. 372–380. https://www.elibrary.ru/pjqail
16. Чупраков К. С. Развитие духовно-нравственных ценностей военнослужащего российской армии посредством военной музыки. Социология. 2022. № 3. C. 329–333. https://www.elibrary.ru/azqojx
17. Аркова Т. И. Духовно-нравственные ценности вузовского образования современного российского общества (социально-философский анализ): дис. … канд. филос. наук. М., 2017. 190 с. https://www.elibrary.ru/fvjkkz
18. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4-е изд. М.: Просвещение, 2014. 23 с.
19. Мацефук Е. А., Разбегаев П. В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания патриотизма. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4. С. 199–200. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00729
20. Студенникова С. Л. Патриотическое воспитание молодежи – залог успешного развития общества и государства. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 278–283. https://elibrary.ru/ldghbl
21. Калинич В. С. Современный патриотизм и особенности формирования патриотических ориентиров российской молодёжи. Результаты экспертного интервью. Социология. 2023. № 1. С. 118–127. https://www.elibrary.ru/ckakvi
22. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников. Белгород: БелГУ, 2013. 156 с.
23. Ковтуненко Л. В., Ковтуненко А. Б. Патриотическое воспитание курсантов в образовательной среде ведомственного вуза. Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2013. № 1. С. 202–207. https://www.elibrary.ru/welhob
24. Шилова В. С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи. Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. 2015. Т. 1. № 1. С. 75–78. https://elibrary.ru/tzgwlv
25. Алешина М. Н. Формирование гражданско-патриотического мировоззрения студенческой молодежи. Гражданско-патриотическое воспитание в образовательной организации: проблемы, опыт, перспективы: Междунар. науч.-практ. конф. (Брянск, 16–18 мая 2018 г.) Брянск: БГУ, 2018. С. 145–148. https://www.elibrary.ru/yqgumx
26. Щукина Г. И., Казакина М. Г., Ахаян Т. К. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. 383 с.
27. Устинова Н. П. Формирование профессионально ориентированного патриотизма студентов оборонных специальностей. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21. № 64. С. 36–42. https://elibrary.ru/kgrabl