Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса
Кемерово, Россия
Кемерово, Кемеровская область, Россия
Достижение стратегических целей Российской Федерации по сохранению населения и обеспечению здоровья и благополучия людей подразумевает наличие эффективной системы здравоохранения, способной обеспечить доступность необходимых медицинских услуг и технологий, возможность системно обучать жителей правильному образу жизни и профилактике заболеваний. Для этого необходим переход к пациент-ориентированной медицине на основе стратегирования, которое обеспечит координацию федеральных, ведомственных и региональных программ, направленных на улучшение качества медицинской помощи и общего здоровья населения. Материалы: законодательные, нормативные, организационные документы и статистические данные федерального, регионального и ведомственного уровня. Проведен анализ статистических показателей здравоохранения в Сибирском федеральном округе и его субъектах в динамике, OTSW-анализ по методологии стратегирования, сравнительный анализ долгосрочных целей России и Кузбасса по развитию здравоохранения. Установлена целесообразность применения стратегического планирования и управления при переходе к пациент-ориентированной медицине, обнаружены взаимосвязи между стратегиями различного уровня, определены стратегические задачи региона по трансформации сферы здравоохранения и условия эффективности их реализации. Выявлены возможности реализации стратегии развития пациент-ориентированной медицины в Кузбассе на основе сильных сторон региона. Идентифицированы вероятные угрозы и риски, которые могут возникнуть в случае недостижения целей, сформулированы предложения по их снижению. Подтверждена важность соблюдения согласованности стратегий всех уровней и проявления инициативы в рамках соответствующего контура приоритетов; аргументировано наличие в Кузбассе потенциала для развития пациент-ориентированной медицины.
пациент-ориентированная медицина, стратегирование, методология стратегирования, стратегические цели, развитие медицины, OTSW-анализ
1. Шахабов И. В., Мельников Ю. Ю., Смышляев А. В. Ключевые аспекты пациент-ориентированной модели управления медицинской организацией. Научное обозрение. Медицинские науки. 2020. № 3. С. 34-38. https://doi.org/10.17513/srms.1112
2. Зубарева Н. Н. Пациентоориентированность и клиентский сервис в маркетинге здравоохранения как основа формирования лояльности потребителей медицинских услуг. Экономика устойчивого развития. 2021. № 3. С. 81-86. https://doi.org/10.37124/20799136_2021_3_47_81
3. Шерешева М. Ю., Костанян А. А. Клиентоориентированность персонала в государственных организациях здравоохранения России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2015. № 4. С. 74-114. https://www.elibrary.ru/vheayx
4. Харисов А. М., Селезнев П. С., Демина И. Д., Растеряев К. О., Бакирова Э. А. Концепция пациентоориентированного подхода как ключевой инструмент социально-экономического развития. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019. Т. 27. № 4. С. 379-383. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-379-383
5. Яковлев Г. И. Развитие клиентоориентированного менеджмента медицинских услуг в цифровой экономике. Инновационная деятельность. 2023. № 1. С. 137-146. https://www.elibrary.ru/bhbfhq
6. Чолоян С. Б., Екимов А. К., Байгазина Е. Н., Молодцов Н. С., Калинина Е. А., Поснов А. А. О возможности ЕГИСЗ решать задачи управления. Менеджер здравоохранения. 2022. № 1. С. 66-78. https://doi.org/10.21045/1811-0185-2022-1-66-78
7. Кобякова О. С., Кадыров Ф. Н., Яковлев А. В. Информационные аспекты совершенствования нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования. Национальное здравоохранение. 2022. Т. 3. № 2. С. 5-12. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2022.3.2.5-12
8. Морозова Ю. А. Цифровая трансформация российского здравоохранения как фактор развития отрасли. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 2. С. 36-47. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-2-36
9. Морозова Ю. А. Стратегические приоритеты реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения на региональном уровне. Экономическое возрождение России. 2022. № 3. С. 140-153. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2022-3-73-140-153
10. Харисов А. М., Сухотерин А. Ф., Селезнев П. С., Качкова О. Е., Чаленко Н. Н. Трансформация здравоохранения к пациентоориентированной модели. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2019. № 3-4. С. 96-104. https://doi.org/10.25742/NRIPH.2019.03.011
11. Двойников С. И., Архипова С. В. К проблеме повышения эффективности стратегического управления в здравоохранении. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2019. № 1. С. 50-55. https://doi.org/10.31556/2219-0678.2019.35.1.050-055
12. Морозова Ю. А. Стратегические приоритеты регионального развития здравоохранения в контексте мировых и отраслевых трендов. Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 1. С. 147-162. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-147-162
13. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды. Управленческое консультирование. 2015. № 7. С. 6-11. https://www.elibrary.ru/ubhjll
14. Сасаев Н. И. Основы отраслевого стратегирования: формирование концепции. Управленческое консультирование. 2022. № 9. С. 106-115. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-9-106-115
15. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. Т. 1. 132 с. https://www.elibrary.ru/vumjtw
16. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. Т. 2. 164 с. https://www.elibrary.ru/cdmbhk
17. Козырев А. А. Концептуальная схема исследований теории и методологии стратегии. Экономическое возрождение России. 2022. № 2. С. 110-122. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2022-2-72-110-122
18. Kozyrev A. A. Work and competition in the digital age. St. Petersburg: Strata, 2019, 130. https://www.elibrary.ru/tjrfml
19. Kvint V. L., Okrepilov V. V. Quality of life and values in national development strategies. Herald of the Russian Academy of Sciences, 2014, 84(3): 188-200. https://doi.org/10.1134/S1019331614030058
20. Герелишин Р. И. Применение методологии стратегирования на региональном уровне: возможности и преимущества. Управленческое консультирование. 2023. № 4. С. 93-107. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-4-93-107
21. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды. Управленческое консультирование. 2015. № 7. С. 6-11. https://www.elibrary.ru/ubhjll
22. Сасаев Н. И. Фундаментальная основа для формирования новой культуры стратегирования. Экономика промышленности. 2021. Т. 14. № 2. С. 153-163. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-2-153-163
23. Табашникова О. Л., Бадло С. В. Обращения пациентов как индикатор необходимости развития пациент-ориентированного подхода в здравоохранении (Кемеровская Область - Кузбасс). Практический маркетинг. 2022. № 8. С. 18-26. https://doi.org/10.24412/2071-3762-2022-8305-18-26
24. Бельчик Т. А. Стратегирование отрасли здравоохранения Кузбасса. Теория и практика стратегирования: сб. избранных науч. ст. и мат-лов. (Кемерово, 25-26 февраля 2021 г.) Кемерово: КемГУ, 2021. Т. 3. С. 61-66. https://www.elibrary.ru/izjjif
25. Мадиге Видана Ралалаге У. М. А. Стратегический менеджмент в сфере здравоохранения: поведенческие и когнитивные стратегические подходы и управление знаниями в сфере здравоохранения. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 1. С. 347-356. https://www.elibrary.ru/eljxbj