Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются риски и угрозы сетевой коммуникации детей в условиях развития современного цифрового общества. Представлен анализ процесса киберсоциализации подростков, классификация контента в зависимости от его влияния на развитие детей и подростков (конструктивный, нейтральный, деструктивный). Описаны риски и угрозы информационно-психологического воздействия посредством сети Интернет с использованием различных технологий, распространенных в сетевом пространстве в целом и в социальных сетях в частности. Помимо информационно-психологического воздействия, через социальные сети возможно формирование мобилизационного потенциала детей и подростков. Описаны разновидности сообществ, распространенных в социальных сетях и способных оказать деструктивное влияние на детей и подростков, а также технологии вовлечения детей и подростков в данные сообщества. Рассмотрены последствия негативного воздействия сети Интернет на детей и подростков, такие как формирование клипового мышления, отсутствие критического мышления, изменение норм и ценностей, формирование патологических интернет-зависимостей, способствующих формированию новых уязвимостей детей и подростков.

Ключевые слова:
угрозы, риски, дети, подростки, киберсоциализация, информационно-психологическое воздействие, деструктивный контент, деструктивные сообщества
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Розина И. Н. Компьютерно-опосредованная коммуникация в практике образования и бизнеса. Теория коммуникации & прикладная коммуникация. Ростов н/Д: ИУБиП, 2004. Вып. 2. С. 217-226.

2. Галяшина Е. И., Никишин В. Д. Деструктивное речевое поведение в цифровой среде: факторы, детерминирующие негативное воздействие на мировоззрение пользователя. Lex Russica (Русский закон). 2021. Т. 74. № 6. С. 79-94. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2021.175.6.079-094

3. Титлова А. С. Типообразующие признаки текста микроблога и их влияние на процессы понимания. Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 2. С. 501-505. https://www.elibrary.ru/zaotkb

4. Taheri-Boshrooyeh S., Küpçü A., Özkasap Ö. Security and privacy of distributed online social networks. Distributed Computing Systems Workshop: Proc. IEEE 35th Intern. Conf., Columbus, 29 Jun - 2 July 2015. IEEE, 2015, 112-119. https://doi.org/10.1109/ICDCSW.2015.30

5. Slaughter-Defoe D. T., Wang Z. Information security of children’s data: from "ego" to "social comparison" - cultural transmission and child data protection policies and laws in a digital age. Harboring data: information security, law, and the corporation, ed. Matwyshyn A. M. Redwood City, 2009, 145-156. https://doi.org/10.11126/stanford/9780804760089.003.0009

6. Macaulay P. J. R., Betts L. R. Cyberbullying in school. The role of teachers. Cyberbullying and values education. Implications for family and school education, eds. Leung A. N. M., Chan K. K. S., Ng C. S. M., Lee J. C.-K. Routledge, 2023, 156-171. https://doi.org/10.4324/9781003314509-13

7. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с. https://www.elibrary.ru/raytkj

8. Чистяков А. В. Социализация личности в виртуальном пространстве. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2006. 182 с. https://www.elibrary.ru/qogfnz

9. Чванова М. С., Анурьева М. С., Киселева И. А. Влияние Интернета на социализацию молодежи. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 5. С. 23-36. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-23-36

10. Юдина Е. Н., Захарова С. А. Социальные сети Интернета в контексте теории автопоезиса Н. Лумана. Вестник университета. 2016. № 10. С. 254-260. https://www.elibrary.ru/xccqsx

11. Шуликов К. А. Деструктивный контент: понятие, административно-правовая характеристика, виды. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2023. № 2. С. 176-182. https://doi.org/10.52452/19931778_2023_2_176

12. Карабанова О. А., Молчанов С. В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков. Национальный психологический журнал. 2018. № 3. С. 37-46. https://doi.org/10.11621/npj.2018

13. Никишин В. Д. Вредоносная информация в интернет-медиа: «окно Овертона» и взаимосвязь деструктивных сетевых течений. Lex Russica (Русский закон), 2022. Т. 75. № 11. С. 131-148. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2022.192.11.131-148

14. Сундиев И. Ю., Смирнов А. А. «Токсичный» контент в сети интернет и его влияние на радикализацию молодежи. Научный портал МВД России. 2020. № 4. С. 35-44. https://www.elibrary.ru/vnamip

15. Солдатова Г. В., Гостимская О. С., Кропалева Е. Ю. Пойманные одной сетью. Дети в информационном обществе. 2010. № 3. С. 36-43.

16. Макашева М. Н. Сеть интернет и общая оценка ее влияния на личность несовершеннолетнего. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 3. С. 102-109. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2021-3-102-109

17. Караяни А. Г., Зинченко Ю. П. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика. М.: Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, 2007. 230 с. https://www.elibrary.ru/uahxof

18. Рощупкин В. Г. Информационно-психологическое противоборство и обеспечение информационной безопасности. Самара: Самарский университет, 2018. 92 с.

19. Воякина Е. Ю. Лингвистические и экстралингвистические маркеры фактоидов в современной интернет-коммуникации. Преподаватель XXI век. 2023. № 1-2. С. 357-370. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-1-357-370

20. Най Дж. «Мягкая» сила и американо-европейские отношения. Свободная мысль. 2004. № 10. С. 33-41.

21. Титлова А. С. Влияние гипертекстуальности интернет-текста на степень его воздействующего потенциала. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1-3. С. 66-68. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-1-3-66-68

22. Бабикова М. Р. Вербально-иконические механизмы воздействия технологии Soft power (анализ контента социальных сетей «ВКонтакте», «Instagram», «Telegram»). Политическая лингвистика. 2022. № 2. С. 60-66.

23. Виловатых А. В. Манипулирование социальным поведением в условиях цифровой среды. Дискурс-Пи. 2020. Т. 17. № 2. С. 149-164. https://doi.org/10.24411/1817-9568-2020-10210

24. Саркисян Г. Г., Булгаков С. С. Деструктивное информационное воздействие в сети интернет: постановка проблемы. Труды Академии управления МВД России. 2023. № 2. С. 138-144. https://doi.org/10.24412/2072-9391-2023-266-138-144

25. Ершова Ю. А. Социальные сети в процессе формирования ценностных ориентаций современной молодежи: культурологический анализ. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2020. Т. 6. № 4. С. 70-81. https://www.elibrary.ru/ikbbkl

26. Путинцева А. В. Развитие феномена «кибербуллинг»: анализ подходов к определению. Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2020. № 3. С. 51-57. https://www.elibrary.ru/iubowm

27. Галяшина Е. И., Никишин В. Д. Деструктивное речевое поведение в цифровой среде: факторы, детерминирующие негативное воздействие на мировоззрение пользователя. Lex Russica (Русский закон). 2021. Т. 74. № 6. С. 79-94. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2021.175.6.079-094


Войти или Создать
* Забыли пароль?