с 01.01.2021 по настоящее время
Новосибирск, Россия
Исследование посвящено проблеме формирования и развития функциональной грамотности на уроках иностранного языка в средней и старшей школе. Цель – предложить и обосновать программу повышения квалификации учителей иностранных языков в аспекте функциональной грамотности. Исследование основано на аксиологическом, личностно-деятельностном, междисциплинарном методологических подходах с использованием методов невключенного наблюдения, анализа нормативно-правовой и учебной документации, результатов актуальных зарубежных и российских исследований по теме, педагогического моделирования. Смоделирован единый трек школа – вуз и разработана программа повышения квалификации для учителей иностранных языков на базе Сибирского института управления – филиала РАНХиГС. Исследованы лакуны в области стандартизации образовательного процесса, подготовки кадров для системы образования, а также методического обеспечения предмета «Иностранный язык». В логике совершенствования качества образования определены ключевые особенности и векторы развития процесса формирования функциональной грамотности школьников, выявлены причины инертного взаимодействия учителей иностранных языков в вопросах формирования функциональной грамотности. Обосновано, что повышение квалификации необходимо и должно иметь междисциплинарный характер. Обобщен опыт работы коллег как при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам, так и по формированию функциональной грамотности учащихся. Сделан вывод, что связка функциональная грамотность – диагностика в период сдачи государственных экзаменов – компетенции учителя иностранного языка обладает исключительным значением в системе образования РФ и требует обеспечения должной преемственности.
читательская грамотность, функциональная грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции, иностранный язык, педагогические кадры
1. Jacobson E. (Mis)understanding adult literacy. International encyclopedia of education, eds. Tierney R. J., Rizvi F., Ercikan K. 4th ed. Elsevier, 2023, 456-462. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-818630-5.07003-2
2. Tóth I. G. Literacy and illiteracy, history of. International encyclopedia of the social & behavioral sciences, ed. Wright J. D. 2nd ed. Elsevier, 2015, 236-240. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.62090-1
3. 松下 佳代. PISAリテラシーを飼いならす-グローバルな機能的リテラシーとナショナルな教育内容-. 教育学研究. 2014, 81(2): 150-163. https://doi.org/10.11555/kyoiku.81.2_150
4. Ilmiani A. M., Miolo M. I., Hunainah H., Maghfurin A. Building literacy in reading foreign language books for Arabic education students. Arabiyat: Jurnal Pendidikan Bahasa Arab dan Kebahasaaraban, 2022, 9(1): 44-55. https://doi.org/10.15408/a.v9i1.20312
5. Ndimurukundo N. Alphabetisation conscientisante comme base d’une education permanente. International review of education, 1994, 40(3-5): 325-332. https://doi.org/10.1007/BF01257786
6. Кожанова К. Т. Компетентностный подход в образовании как основа формирования функциональной грамотности школьников. Вестник "Өрлеу" - kst. 2014. № 4. C. 139-143. https://elibrary.ru/xmztrr
7. Kshenovskaya U. L. Developing functional literacy in EFL classroom. Topical Issues of Philology and Methods of Foreign Language Teaching, 2023, 17(2): 198-204. https://www.elibrary.ru/otrdrr
8. Завершинская И. А., Морозов И. А. Функциональная грамотность как метапредметный результат (из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности). Наука. Творчество: XVI Междунар. науч. конф. СГОАН (Самара, 17 декабря 2020 г.). Самара: СГОАН, 2020. С. 36-43. https://www.elibrary.ru/csodbh
9. Формирование функциональной грамотности школьников: новые дидактические решения, ред. И. Ю. Тарханова. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2021. 307 с.
10. Коваль Т. В., Ковалева Г. С., Дюкова С. Е. «Большие идеи» и функциональная грамотность: опыт разработки модуля «глобальные компетенции» в программе по формированию функциональной грамотности. Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 4. С. 79-93. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-85-79-93
11. Пирязева Е. Н. Развитие функциональной грамотности средствами современного искусства. Перспективы науки и образования. 2021. № 1. С. 191-201. https://doi.org/10.32744/pse.2021.1.13
12. Khramova L. N., Lobanova O. B., Basalaeva N. V., Firer A. V., Kirgizova E. V. The model of formation of functional literacy of students in the conditions of digital transformation taking into account regional specificity. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2022, 15(10): 1394-1403. https://10.17516/1997-1370-0773
13. Лысяк Д. Д. Функциональная грамотность письменной речи как составляющая функциональной грамотности обучающихся основной школы. Педагогический дискурс: в современной научной парадигме и образовательной практике: III Всерос. конф. (Москва, 27 февраля - 1 марта 2023 г.) М.: Языки Народов Мира, 2023. C. 521-525. https://www.elibrary.ru/kgsgtg
14. Юртаева О. А. Функциональная грамотность учителя основа развития функциональной грамотности ученика. Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 316-318. https://www.elibrary.ru/bmbhvg
15. Syakur A., Sugirin S., Margana M. Interconnection of cultural literacy in learning English and its understanding as a foreign language in higher education. International Journal of English Language and Linguistics Research, 2023, 11(2): 1-8. https://doi.org/10.37745/ijellr.13/vol11n218
16. Сai L., Huang C., Tan H. Critical literacy approach to English as a foreign language: from theory to practice. Applied linguistics, 2023. https://doi.org/10.1093/applin/amad018
17. Пакина Т. А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия «функциональная грамотность» в России. Вестник педагогических наук. 2022. № 5. С. 201-206. https://www.elibrary.ru/pnglrs
18. Поддубная Я. Н. Функционально грамотный педагог как гарант формирования функциональной грамотности учащихся средней школы. Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 97. № 2. С. 156-162. https://www.elibrary.ru/fbgrki
19. Журавлева О. Н., Федоров О. Д., Александрова С. В. Образование в эпоху постправды: контуры дидактической концепции. Сибирский учитель. 2023. № 2. C. 10-17. https://www.elibrary.ru/vszuow
20. Баландина М. А. Лексико-грамматические интерактивные тренажеры как эффективный способ подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку. Научные высказывания. 2023. № 6. С. 36-38. https://www.elibrary.ru/wfyvrb
21. Вербицкая М. В., Махмурян К. С., Трешина И. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по иностранным языкам. Педагогические измерения. 2021. № 3. С. 37-72. https://www.elibrary.ru/eyaftn
22. Григорьева Е. Н., Абрамова А. Г., Гурьянова Т. Ю. Обучение условному диалогу-расспросу на английском языке в школе. Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2021. № 1. С. 112-119. https://doi.org/10.37972/chgpu.2021.110.1.014
23. Карапетян И. В. Эффективные приемы подготовки учащихся к выполнению заданий устной части ОГЭ по английскому языку. Управление развитием образования. 2022. № 2. С. 46-49. https://www.elibrary.ru/rjgglh
24. Курасовская Ю. Б. Трансформация формата заданий ЕГЭ в заданиях Всероссийской олимпиады школьников. Педагогические измерения. 2021. № 1. С. 71-79. https://www.elibrary.ru/nxmdgb
25. Смахтина Н. Г. Методические аспекты обучения монологической речи при подготовке к устной части ОГЭ по английскому языку. Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2021. № 14. https://www.elibrary.ru/yxgsqb