ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются составляющие профессиональной готовности педагогов дошкольной образовательной организации, обеспечивающие их здоровьесберегающую деятельность. Цель – теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации здоровьесберегающей деятельности. Предмет – составляющие данной модели. Методологической основой исследования выступает концепция о совокупном единстве в человеке психо­логического, физического и биологического; исследования, согласно которым модель здоровьесберегающей деятельности педагогов строится на основе системного, валеологического, компетентностного, аксиологического, культурологического и деятельностного подходов. На основе экспериментальных данных нами была разработана модель здоровьесберегающей деятельности педагогов, которая может быть использована руководителями и педагогами дошкольных образовательных организаций в качестве основы для формирования образовательной среды, позволяющей организовать обучение и воспитание детей с ориентацией на их здоровьесбережение. Создана система повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации в области здоровье­сбережения, способствующая реализации учебно-воспитательной деятельности с ориентацией на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и своего собственного здоровья. Критерии и показатели такой деятельности могут стать инструментом измерения эффективности педагогического управления процессом формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к здоровьесберегающей деятельности.

Ключевые слова:
здоровьесбережение обучающихся, здоровьесберегающая деятельность, дошкольная образовательная организация, педагог дошкольной образовательной организации
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Розин В. М. Личность и ее изучение. М.: УРСС, 2004. 229 с.

2. Микешина Л. А. Философия науки. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинта, 2005. 464 с.

3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. М.: Академия, 2010. 173 c.

4. Педагогика, ред. В. А. Сластенин. М.: Академия, 2002. 576 с.

5. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 c.

6. Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. М.: Концептуал, 2009. 328 с.

7. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. 206 с.

8. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект). Высшее образование сегодня. 2006. № 8. C. 20-26. https://www.elibrary.ru/seolah

9. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2013. 73 с.

10. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. М.: Омега-Л, 2013. 443 с.

11. Сластенин В. А. Аксиологические основания образования. М.: Магистр-Пресс, 2000. 485 c.

12. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. 365 с.

13. Сластенин В. А. Профессионально-педагогическая культура в системе университетского образования. Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование: Всерос. науч. конф. М.: МОСУ, 1996. С. 7-14.

14. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Смысл; Академия, 2005. 352 с.

16. Пастушенко Н. А. Педагогические условия реализации здоровьесберегающей модели общеобразовательной средней школы: на примере школ Севера: дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2001. 163 с. https://www.elibrary.ru/nlxber

17. Балуева В. А. Физиологическое обоснование модели здоровьесберегающей среды для детей 4-6 лет в условиях детского образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Волгоград, 2002. 25 с.

18. Лимин Б. В. Научные основы обеспечения санитарно-гигиенической безопасности населения региона с использованием новых информационных технологий (на примере Вологодской области): дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 2003. 369 с.

19. Седых Н. В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2006. 43 с.

20. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога: личностный и профессиональный аспекты: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2009. 48 с.

21. Давыдова М. В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 27 с. https://www.elibrary.ru/zovhfr

22. Казакова Е. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2014. 28 с. https://www.elibrary.ru/zpgrct

23. Карабаева С. И. Совершенствование здоровьесберегающей компетентности педагогов в процессе методической работы в дошкольной организации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2014. 26 с. https://www.elibrary.ru/zpfwhp

24. Фетисов А. С. Педагогическая концепция формирования профессиональных качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды: система повышения квалификации: дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2019. 454 с.

25. Ахметова Д. З., Тимирясова А. В., Челнокова Т. А., Морозова И. Г., Игнатьев А. Е., Сахнова И. А., Бикбаева М. Р., Гордеева С. Ю., Краснова Е. О. Инклюзивное образование как педагогическая инновация. Казань: Познание, 2021. 228 с. https://www.elibrary.ru/mjsonw


Войти или Создать
* Забыли пароль?