Москва, Россия
Минск, Беларусь
Москва, Россия
Минск, Беларусь
В настоящее время патриотическое воспитание молодого поколения начиная с дошкольного возраста является крайне актуальной и важной проблемой. В статье обоснован авторский подход к диагностике патриотического воспитания детей дошкольного возраста, раскрыто содержание и структура операционализируемого понятия, представлен оригинальный диагностический инструментарий. Проанализированы результаты констатирующего исследования по теме инновационной деятельности «Раскрытие воспитательного потенциала СТЕМ-образования», реализуемой под руководством Федерального института современного образования АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» на базе 64 образовательных учреждений 22 городов и 10 сел и поселков Российской Федерации. Уровневые шкалы стандартизированы для выборок детей возрастных периодов 5–6 и 6–7 лет. Количественно зафиксирован уровень выраженности патриотической направленности детей старшего дошкольного возраста в соответствии со структурой данного параметра. Определены границы интервалов значений кумулятивного индекса по трем уровням патриотической направленности личности ребенка 5–6 и 6–7 лет. В качественном аспекте была актуализирована значимость метода анализа продуктов детского творчества на тему «Моя Родина – Россия», результаты которого дополнили методический инструментарий процесса патриотического воспитания. В область применения результатов входят научно-педагогическая, методическая, а также воспитательная деятельность педагогов и воспитателей.
диагностика, дошкольный возраст, операционализация, уровневые шкалы, констатирующее исследование, воспитание патриота, Родина
1. Воронецкая Л. Н. Концепция формирования национального самосознания детей дошкольного возраста в условиях информационного общества. Вестник Минского городского института развития образования. 2021. № 1 С. 3-9.
2. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой практико-ориентированный проект. Волгоград: Учитель. 2019. 104 с.
3. Актуальные вопросы обучения и воспитания детей и подростков в России и за рубежом, отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. 304 с. https://elibrary.ru/jmysmq
4. Нуриева А. Р., Миннуллина Р. Ф., Гиззатова Р. Н. Педагогическое сопровождение патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 175-178. https://elibrary.ru/ljubgj
5. Кожуховская Л. С., Игнатович Е. С., Пунчик В. Н., Гайсенок В. А., Панов С. В., Саликов А. Э., Доброродний Д. Г., Казак О. Г., Емельяненко Ю. В., Минова М. Е., Новик С. Н. Патриотическое воспитание молодежи Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития. 2-е изд. Мн: РИВШ, 2022. 118 с. https://elibrary.ru/zupwne
6. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Гос. изд. полит. лит., 1947. 648 с.
7. Бехтерев В. М. Сознание и его границы. Избранные труды по психологии личности. СПб.: Алетейя, 1999. Т. 1. С. 201-222.
8. Выготский Л. С. Младенческий возраст. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 269-317.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 713 с. https://elibrary.ru/nksakp
10. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды, ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 103-127.
11. Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. Принцип развития в психологии, отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. С. 316-337.
12. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
13. Воронецкая Л. Н. Процедура статистического анализа и интерпретации результатов формирования национального самосознания детей дошкольного возраста. Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. 2020. № 1. С. 13-18. https://elibrary.ru/xogwfs
14. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-пресс, 2007. 208 с. https://elibrary.ru/qvyxyb
15. Панько Е. А. Детство как самоценность. Мн: МОИРО, 2009. 69 с.
16. Старжинская Н., Тукач В. Дошкольное образование с позиции самоценности детства: исторический аспект. Пралеска. 2023. № 1. С. 46-52. https://elibrary.ru/fajths
17. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности. 19-е изд. М.: Наука, 2022. 672 с.
18. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 200 с.
19. Шельшакова Н. Н. Особенности диагностики развития детей дошкольного возраста. Управление образованием: теория и практика. 2021. №. 4. С. 259-264. https://doi.org/10.25726/k3007-8332-8155-l
20. Яковлева С. С. Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в поликультурном регионе. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 269-272. https://elibrary.ru/pgzwlm
21. Шепилова Н. А., Пустовойтова О. В., Яковлева Л. А. Изучение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области патриотического воспитания дошкольников. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2023. Т. 15. № 1. С. 80-87. https://elibrary.ru/pikncg
22. Шульгина Е. В., Терещенко М. Н., Емельянова И. Е. Педагогические условия формирования основ ценностно-смысловой сферы личности ребенка на этапе дошкольного детства. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5. С. 253-256. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00951
23. Ситаров В. А., Пунчик В. Н., Аверин С. А., Серебренникова Ю. А., Муродходжаева Н. С., Муродходжаев Ш. Х. Готовность педагогов к инновационной деятельности: STEM-подход. М.: Известия ИППО, 2021. 143 с. https://elibrary.ru/tplcko
24. Муродходжаева Н. С., Пунчик В. Н., Аверин С. А., Обухова М. А. Особенности развития языковых способностей детей дошкольного возраста. Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 1. С. 51-56. https://elibrary.ru/ngnhrl
25. Галкина И. А., Шинкарева Н. А., Кананчук Л. А. Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 10-16. https://doi.org/10.57145/27128474_2022_11_03_02