Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Статья посвящена изучению проблемы проявления когнитивных функций у иностранных студентов. Цель – выявить и описать особенности проявления когнитивных функций у иностранных студентов в зависимости от свойств нервной системы. Предмет исследования – количественные характеристики когнитивных функций (объем кратковременной памяти, объем и концентрация внимания, продуктивность комбинаторного мышления). Изучаемые показатели рассматривались с позиции теоретического анализа, определялись различия в интерпретации когнитивных функций разными исследователями. Обоснована необходимость комплексного подхода к изучению когнитивных функций с учетом нейродинамических особенностей. К числу нейродинамических показателей отнесены скорость простой зрительно-моторной реакции, функциональная подвижность нервных процессов, уравновешенность нервной системы по реакции на движущийся объект и сила нервной системы по показателю работоспособности головного мозга. Особенностями проявления когнитивных функций иностранных студентов стали низкая скорость протекания процессов смены торможения возбуждением, в отличие от русских студентов, а также низкий объем зрительной памяти на числа и на слова. Определено, что русские студенты обладают большей силой нервной системы по сравнению с иностранными студентами, свидетельствующей о высокой степени активации центральной нервной системы при выполнении заданий. Выявлены особенности когнитивных функций иностранных студентов с различным уровнем силы нервных процессов: студенты со слабой нервной системой отличаются низким уровнем простой и сложной зрительно-моторной реакции, функциональной подвижности нервных процессов, большим количеством ошибок при выполнении тестирования; с высоким уровнем силы нервной системы – более высокими значениями показателей комбинаторных способностей мышления и хорошей концентрацией внимания. Показатели механической и смысловой памяти достоверно не отличаются.
когнитивные функции, сквозные когнитивные процессы, работоспособность, свойства нервной системы, нейродинамические характеристики
1. Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. 2-е изд., испр. и доп М.: Юрайт, 2020. Т. 1. 405 с. https://www.elibrary.ru/nbmekf
2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь. М.: Юрайт, 2020. 432 с. https://www.elibrary.ru/oojgvx
3. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 670 с.
4. Леонтьев А. Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. М.-Л.: Учпедгиз, 1931. 278 с.
5. Рубинштейн А. Н. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 397 с. https://www.elibrary.ru/rcccmj
6. Андерсон Дж. Р. Когнитивная психология. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. 496 с. https://www.elibrary.ru/sonudb
7. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. 589 с. https://www.elibrary.ru/qxntbh
8. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: Per se; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. 224 с. https://www.elibrary.ru/rxnawj
9. Корниенко А. Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности. Научный диалог. 2013. № 4. С. 49-62. https://www.elibrary.ru/qazxuf
10. Яковлев Б. П., Прибега А. В. Роль когнитивной психологии в системе научных знаний о человеке. Гуманизация образования. 2017. № 5. С. 15-21. https://www.elibrary.ru/zwpxwr
11. Немировская Н. Г. Подход В. Н. Дружинина к проблеме интеллекта: концепция «когнитивного ресурса» и модель «интеллектуального диапазона». Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 3. С. 206-211. https://www.elibrary.ru/strhjj
12. Решетова Т. В., Жигалова Т. Н., Газиева А. А. Снижение тревожности без ухудшения когнитивных функций. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2013. № 11. С. 21-25. https://www.elibrary.ru/sbeoql
13. Падун М. А. Когнитивный стиль и депрессия. Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 4. С. 81-90. https://www.elibrary.ru/lafenb
14. Макарова Н. Г. Выявление степени концентрации внимания у студентов разных специальностей: теория и практика. Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 3. C. 88-92. https://www.elibrary.ru/rdmqvf
15. Нурова М. А., Мамедова Л. В. Классификация видов памяти, их характеристика. Вестник науки и образования. 2020. № 21-1. С. 55-58. https://elibrary.ru/pzttiq
16. Павленко Э. К. Память, логика, внимание. М.: Мир книги, 2011. 64 с.
17. Зимин О. А. К вопросу о развитии памяти. Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 18. С. 39-45. https://elibrary.ru/uhaken
18. Варич Л. А. Особенности психофизиологической адаптации студентов к условиям обучения с разным уровнем двигательной активности: дис. ... канд. биол. наук. Кемерово, 2004. 145 с. https://elibrary.ru/nnfalr
19. Ильин Е. П. Методические указания к практикуму по психофизиологии. Л.: ЛГПИ, 1981. 87 с. https://www.elibrary.ru/vigxqz
20. Рахимбаева А. К. Психологическая сущность мышления и его специфика. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 2-1. С. 44-47. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-10529
21. Казин Э. М., Федоров А. И., Свиридова И. А., Шинкаренко А. С., Аверьянова Н. В., Любченко С. А., Максимова Т. Ю. Возрастные и типологические особенности адаптации школьников в условиях действия учебных и социально-оздоровительных факторов. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-1. С. 119-124. https://www.elibrary.ru/tnpzkh