ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ЛОКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу национальных проектов как ключевого элемента комплекса программных методов в системе территориального управления современной России, а также обзору локальных инструментов представителей региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Объект – система территориального управления с учетом применяемых программных методов. Предмет – особенности применения программных методов и локальных инструментов в контексте системы территориального управления. Цель – определить характер происходящих в системе территориального управления трансформаций, в том числе роль локальных инструментов. Использованы методы исторического, системного и институционального анализа. Выявлено, что после предшествующих системных преобразований национальные проекты переживают процесс качественной трансформации, направленной на адаптацию к новым экономическим и политическим условиям, в том числе геополитическим, а также совершенствование механизмов их реализации. Локальные инструменты выполняют роль актуальных мер, которые применялись ограниченно либо не применялись на федеральном уровне. Региональные или муниципальные власти самостоятельно разрабатывают пути совершенствования управленческих процессов, которые, в случае успешности применения, могут быть переняты на общефедеральном уровне. Зачастую такие инициативы призваны решить целый комплекс задач: содействовать открытости власти, налаживать каналы коммуникации между государством и обществом, оптимизировать процессы межведомственного взаимодействия, совершенствовать инструменты работы государственных институтов с информацией и данными и т. д., при этом их ключевым недостатком является отсутствие унифицированного подхода к применению и, как следствие, разная степень эффективности.

Ключевые слова:
территориальное управление, программные методы, стратегическое планирование, цифровизация, социальные сети, регион, информационно-аналитические системы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Бедняков А. С., Миэринь Л. А. Национальные проекты России: проблемы и решения. Известия Санкт-Петер­бургского государственного экономического университета. 2019. № 4. C. 20-25. EDN: RHIDRA

2. Садыкова А. В., Миронова Н. Г. Цифровизация и документационное обеспечение управления в России. Форум молодёжной науки. 2020. Т. 1. № 6. С. 66-73. EDN: WVCWCE

3. Оборин М. С. Цифровизация как фактор трансформации управления региональными экономическими системами. Экономика. Налоги. Право. 2020. Т. 13. № 3. С. 91-101. EDN: NZVXND

4. Салабутин А. В. Вопросы цифровизации муниципального управления: тенденции и проблемы. Наука без границ. 2020. № 5. С. 139-144. EDN: TBFMIW

5. Шолин Ю. А., Кулик А. А., Шолина Е. А. Применение проектного подхода в управлении территориальным развитием. Московский экономический журнал. 2019. № 13. С. 594-605. https://doi.org/10.24411/2413-046X-2019-10322

6. Семин А. Н. Территориальное развитие региона в условиях проектного управления и кластерной экономики. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 3. С. 25-38. https://doi.org/10.24411/2071-6435-2019-10087

7. Перькова М. В., Родяшина К. Е. Стратегическое территориальное планирование в РФ: основные пути развития и инструменты управления. Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. 2016. № 9. С. 77-82. EDN: WLSVCZ

8. Медведева О. В., Парамонова М. Г. Цифровизация управления и системы электронного документооборота. Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. № 13. С. 75-80. EDN: VTCWEE

9. Зеленцова С. Ю., Галюта О. Н. Реализация национальных проектов в части цифровизации государственного управления в субъектах РФ. Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Т. 231. № 5. С. 238-255. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2021-231-5-238-255

10. Строев П. В., Пивоварова О. В. Проектный подход как необходимое условие реализации эффективного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 6. С. 2661-2672. https://doi.org/10.18334/ce.15.6.112241

11. Строев П. В., Кашин В. К., Пивоварова О. В., Решетников С. Б., Лапенкова Н. В. Информационное обеспечение геоинформационного моделирования пространственного развития центров роста экономики (на примере ТОСЭР Хабаровского края). Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Т. 5. № 3. С. 60-81. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2019-5-3-60-81

12. Скидан А. В., Чипига Ю. А., Исюк А. А. Цифровизация как фактор повышения результативности государственного управления: проблемы и направления развития. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1. С. 71-76. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-1-71-76

13. Рыбакова М. В., Иванова Н. А. Цифровизация управления как фактор эффективного взаимодействия государства и общества. Социология. 2021. № 5. С. 157-164. EDN: ULBXUQ

14. Губанов А. В., Зотов В. В. Социальные сети как новый инструмент государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Коммуникология. 2017. Т. 5. № 4. С. 83-92. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2017-5-4-83-92

15. Зубарев С. М., Иванов А. В. Социально-политические риски цифровизации и их влияние на государственное управление. Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27. № 4. С. 76-91. https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.4.7

16. Косоруков А. А. Цифровой инструментарий реагирования институтов публичной власти на деструктивные и девиантные информационные поводы. Конфликтология / nota bene. 2021. № 3. С. 48-63. https://doi.org/10.7256/2454-0617.2021.3.36879

17. Вершинина М. А. Цифровые каналы взаимодействия власти и общества: новые практики коммуникации и отбор технологий. Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 87. С. 61-71. https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-87-61-71

18. Тушакова Е. А. Роль социальных медиа во взаимодействии власти и общества (на примере Центра управления регионом Ямало-Ненецкого автономного округа). Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Т. 7. № 1. С. 17-27. EDN: ZKLETU

19. Щербакова М. П. Цифровизация социального управления. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 1. С. 207-209. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2020-1-207-209

20. Яковлев-Чернышев В. А. Цифровизация государственного управления в Российской Федерации: преимущества и риски. NB: Административное право и практика администрирования. 2021. № 2. С. 42-51. https://doi.org/10.7256/2306-9945.2021.2.36011

21. Берман С. С. Анализ цифровизации государственного управления: региональный контекст. Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 7. С. 104-111. https://doi.org/10.26726/1812-7096-2021-7-104-111

22. Лихтин А. А. Трансформация государственного управления в условиях цифровизации. Управленческое консультирование. 2021. № 4. С. 18-26. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-4-18-26

23. Корж А. Е., Сычанина С. Н. Современные системы взаимодействия органов власти с гражданскими институтами в условиях цифровизации экономики. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1-1. С. 170-172. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2021-1039

24. Зотов В. В., Василенко Л. А. Влияние цифровизации на трансформацию методологии публичного управления. Управленческое консультирование. 2021. № 5. С. 98-109. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-5-98-109

25. Плотников В. А., Маслюк А. В. Перспективы цифровизации процессов государственного управления. Управленческое консультирование. 2022. № 3. С. 87-94. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-3-87-94


Войти или Создать
* Забыли пароль?