Ставрополь, Россия
Ставрополь, Россия
с 01.01.2018 по настоящее время
Ставрополь, Ставропольский край, Россия
Разные способы взаимодействия человека с информацией, обусловленные процессом цифровизации общества, кардинально изменили методы формирования у обучающихся умений и навыков. Возникает задача наработки новых подходов к определению специфического содержания учебных занятий и способов реализации образовательного процесса с ориентацией на формирование начальных представлений о профессиональной компетентности. Недостаточное развитие надпрофессиональных навыков в условиях их значимости требует совершенствования работы по их формированию. Цель – описать процесс формирования надпрофессиональных компетенций с применением цифровых дидактических игр. Исследование выполнено на основе принципов системности, связи логического и исторического, теоретического и эмпирического, целостного изучения образовательных процессов в их развитии. Применены такие теоретические методы, как анализ и сопоставление полученных выводов и интерпретаций с результатами трудов исследователей по методике формирования soft skills. Уточнено научное знание о профессиональных и надпрофессиональных компетенциях, изложен концептуальный образ формирования надпрофессиональных компетенций на ступени общего образования – описана смысловая структура модели формирования soft skills посредством применения цифровых дидактических игр. Рассмотрена дидактическая игра как вариант эффективного способа развития soft skills, определен потенциал интеграции цифровых компонентов в дидактические игры. Указана возможность персонифицирования определенных частей дидактической игры через цифровые компоненты. Приведены ключевые особенности дидактических игр, требования к условиям их использования, а также конкретные soft skills, которые в современных реалиях оправданно можно считать обязательными для формирования надпрофессиональных навыков на ступени общего образования. Материалы статьи могут быть положены в основу разработки методических материалов по освоению учебного материала и ключевых компетенций на основе дидактических игр, обеспечивающих успешное освоение рабочей программы.
soft skills, надпрофессиональные компетенции, цифровые игры, цифровизация образования
1. Сорокопуд Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1. С. 194-196. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-194-196
2. Кругликова Г. А. Развитие soft skills навыков участников образовательной деятельности педагогического вуза в рамках конкурсов профессионального мастерства «Учитель будущего». Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № S2-2. С. 39-43. EDN: WOJCPV
3. Романенко В. С. Компьютерные дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. NovaInfo. 2016. № 45. С. 260-263. EDN: VWATFH
4. Большакова З. М., Тулькибаева Н. Н. Компетенции и компетентность. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2009. № 24. С. 13-19. EDN: KXJZCZ
5. Маркушевская Е. А., Никандрова А. В. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 26. С. 63-68. EDN: VTZQFX
6. Унарова Р. С. Развитие soft skills у школьников через модели интеллектуальных и деловых игр. Современная школа как результат развития педагогической системы в условиях реализации ФГОС: мат-лы науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Якутск, 26 марта 2021 г.) Якутск: СВФУ, 2021. С. 86-90. EDN: UWTLLJ
7. Фасоля А. А. Гуманизация образования как основная детерминанта развития личности. Образование и наука в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 505-510. EDN: YWJWEH
8. Петлина Е. М., Хатагова С. В. Информатизация образования как основной принцип формирования компетенций специалиста. Инновации в образовании. 2017. № 3. С. 124-133. EDN: XXRLYB
9. Фомина С. Н., Добрынин К. А., Григорьева И. Г. Систематизация дефиниции «soft skills» в отечественной и зарубежной научной литературе. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2021. Т. 20. № 1. С. 156-163. https://doi.org/10.17922/2071-5323-2021-20-1-156-163
10. Баранов А. В., Медякова Е. М., Кислицкая Н. А., Бабанов А. Б., Котлярова О. В., Кривошеева Т. Д., Литвинова С. А., Никоненко Н. Д., Тагаев А. В., Тирацуян В. Х. Soft skills в работе с цифровыми ресурсами. Цифровое и проектное управление. Ростов на/Д: ЮРИУ РАНХиГС, 2021. С. 209-239. EDN: BUZVFX
11. Хлебникова Е. П., Мирошникова О. А. Применение коммуникативных и исследовательских «soft-skills» при реализации современных образовательных технологий. Актуальные вопросы образования. 2021. № 2. С. 50-54. EDN: NLUUWN
12. Савельев М. Е. Использование универсальных учебных действий для формирования soft skills (мягких навыков) у обучающихся. Вопросы педагогики. 2022. № 6-2. С. 147-153. EDN: WFOGPU
13. Демиденко Л. В. Значение дидактических игр в развитии детей. Проблемы педагогики. 2020. № 1. С. 47-49. EDN: HNDHUJ
14. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с. EDN: JHVMPJ
15. А. С. Макаренко о воспитании, сост. Д. И. Латышина. М.: Школьная Пресса, 2003. 192 с.
16. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления, под ред. М. С. Шклярук, Н. С. Гаркуши. М.: РАНХиГС, 2020. 84 с.
17. Бакурова О. Н., Пузанова Е. Д. Формирование навыков «soft skills» у учащихся старших классов с различным уровнем метакогнитивных знаний и навыков. Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. EDN: BQWPKL
18. Катаева Л. Н., Терехова Н. Н. Формирование soft skills у обучающихся учреждений дополнительного образования посредством игровой деятельности. Образование и воспитание. 2020. № 3. С. 52-54. EDN: SNFSDS
19. Рылеева А. С., Хомутникова Е. А., Еманова С. В. Развитие soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов. Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 1. С. 77-98. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.04
20. Китайгородский М. Д. Soft skills как преемники универсальных учебных действий в цифровизации технологического образования. Информатика в школе. 2021. № 2. С. 28-31. https://doi.org/10.32517/2221-1993-2021-20-2-28-31
21. Бородина Т. Ф. Определение роли креативного мышления в структуре soft skills. Инновации. Наука. Образование. 2021. № 34. С. 179-183. EDN: URMYNX
22. Кващенко И. В., Сакуновская М. А., Ладычина А. В., Матвеенко А. Д., Балаева-Тихомирова О. М. Опыт применения квест-технологий в формировании навыков soft skills у учащихся выпускных классов. Вопросы педагогики. 2022. № 5-2. С. 121-126. EDN: NBIMHO
23. Никонова Т. П. Методическая разработка занятия на развитие soft skills компетенций. Профессиональная ориентация. 2022. № 1. С. 32-35. EDN: UXTMSY
24. Омарова К. А. Диагностическая оценка сформированности метапредметных компетенций (soft-skills) у учащейся молодежи на базе цифровой платформы. Современный ученый. 2021. № 6. С. 231-234. EDN: LJXXYD
25. Труханова А. Д. Методы оценивания «soft skills». Академическая публицистика. 2022. № 2-1. С. 229-232. EDN: YIDSYB
26. Leontyeva E. G., Bogdanova A. G., Khachin S. V. Building soft skills of students at a technical university. Edulearn 19 Proceedings: 11th Intern. Conf. on Education and New Learning Technologies, Palma, 1-3 Jul 2019. IATED Academy, 2019, 2685-2690. https://doi.org/10.21125/edulearn.2019.0731