Новосибирск, Россия
Рост интереса к инфраструктурным проектам основан на том, что их реализация приводит к развитию регионов, транспорта и экономики. Предмет – влияние крупномасштабных транспортных проектов на экономический рост. Цель – определить наличие связи между инвестициями в крупномасштабные транспортные проекты и последствиями их реализации. Методы: обобщение, классификация, сравнение, описание, методы математической статистики. Представлен обзор зарубежных и отечественных работ о крупномасштабных транспортных проектах. Существуют две полярные точки зрения на их эффективность. В основном крупномасштабные транспортные проекты подвергаются негативному освещению с точки зрения их коммерческой эффективности в традиционном представлении обоснования инвестиций, однако их необходимо анализировать и с точки зрения других аспектов, отвечающих региональным и национальным интересам. Для подтверждения гипотезы о зависимости между валовым региональным продуктом и основными фондами организаций транспорта в регионе проведен анализ взаимосвязи по регионам РФ. Отсутствие инфраструктуры является сдерживающим фактором для экономического роста регионов. Крупномасштабные инфраструктурные проекты необоснованно подвергаются критике, несмотря на то что они могут вносить вклад в экономическое развитие регионов за счет структурных изменений в экономике, прежде всего в развивающихся странах.
мегапроекты, крупномасштабные проекты, железнодорожные проекты, инфраструктурные проекты, оценка эффективности проектов, инфраструктурные инвестиции
1. Holmgren J., Merkel A. Much ado about nothing? - A meta-analysis of the relationship between infrastructure and economic growth. Research in Transportation Economics, 2017, 63: 13-26. https://doi.org/10.1016/j.retrec.2017.05.001
2. Jenks L. J. Railroads as an economic force in American development. The Journal of Economic History, 1944, 4(1): 1-20. https://doi.org/10.1017/S002205070008400x
3. Fogel R. W. A quantitative approach to the study of railroads in American economic growth: a report of some preliminary findings. The Journal of Economic History, 1962, 22(2): 163-197. https://doi.org/10.1017/S0022050700062719
4. Canning D., Fay M. The effects of transportation networks on economic growth. N.Y.: Columbia University: Department of Economics Discussion Paper, 1993, 47. https://doi.org/10.7916/D80K2H4N
5. Aschauer D. A. Is public expenditure productive? Journal of Monetary Economics, 1989, 23(2): 177-200. https://doi.org/10.1016/0304-3932(89)90047-0
6. Кирилюк И. Л. Модели производственных функций для российской экономики. Компьютерные исследования и моделирование. 2013. Т. 5. № 2. С. 293-312.
7. Von Thünen J. H. Der Isolierte Staat in Beziehung auf Landwirtschaft und Nationalökonomie. Berlin: Akademie-Verlag, 1990, 671.
8. Christaller W. Die zentralen Orte in Süddeutschland. Jena: Gustav Fischer, 1933, 331.
9. Lösch A. Die räumliche Ordnung der Wirtschaft. Jena: Gustav Fischer, 1940, 348.
10. Boothroyd P., Knight N., Eberle M., Kawaguchi J., Gagnon C. The need for retrospective impact assessment: the megaprojects example. Impact Assessment, 1995, 13(3): 253-271. https://doi.org/10.1080/07349165.1995.9726097
11. Oosterhaven J., Elhorst J. P. Indirect Economic Benefits of Transport Infrastructure Investments. Across the border: building upon a quarter century of transport research in the Benelux. Antwerp: De Boeck, 2003, 143-162.
12. Demurger S. Infrastructure development and economic growth: an explanation for regional disparities in China? Journal of Comparative Economics, 2001, 29(1): 95-117. https://doi.org/10.1006/jcec.2000.1693
13. Barro R. J. Government spending in a simple model of endogenous growth. Journal of Political Economy, 1990, 98(5-2): 103-125. https://doi.org/doihttps://doi.org/10.1086/261726
14. Сериков П. Ю. Об инвестициях в инфраструктурные отрасли и ускорении экономического роста. Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 72-81.
15. Behrens W., Hawranek P. M. Manual for the preparation of industrial feasibility studies. Vienna, 1991, 387.
16. Щербанин Ю. А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние. Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 3. С. 65-78.
17. Нудельман Р. И. Проблемы планирования воспроизводства основных фондов транспорта. Проблемы прогнозирования и оптимизации работы транспорта., ред. Л. В. Конторович, В. Н. Лившиц. М.: Наука. 1982. С. 129-168.
18. Белоусов М. П. Рентабельность сооружения железных дорог с точки зрения общегосударственной экономики. М.: Транспечать НКПС, 1927. 60 с.
19. Хачатуров Т. С. Экономика транспорта. М.: АН СССР, 1959. 587 с.
20. Ивантер В. В., Михайлов В. В., Пехтерев Ф. С., Узяков М. Н., Замковой А. А., Широв А. А., Шестаков П. А., Попова Е. В., Лещев М. В. Использование метода межотраслевого баланса для научного обоснования стратегического развития железнодорожной системы России. М.: УП Принт, 2015. 208 с.
21. Развитие методологии прогнозирования экономики России на базе межотраслевого и межрегионального комплекса: мат-лы cеминара (Москва, 9 декабря 2014 г.), под ред. А. А. Замковой, П. А. Шестакова, О. В. Павловой. М: ИЭРТ, 2014. 115 с.
22. Экономические аспекты разработки транспортной стратегии России. Мат-лы к обсуждению в ЦСРТ России (Москва, 10-11 ноября 2003 г.), ред. В. И. Суслов. Новосибирск: ИЭОПП, 2003. 60 с. EDN: QQDINX
23. Winston C. Efficient transportation infrastructure policy. Journal of Economic Perspectives, 1991, 5(1): 113-127. https://doi.org/10.1257/JEP.5.1.113
24. Schultze C. L. The Federal Budget and the Nation's Economic Health. Setting National Priorities: Policy for the Nineties, ed. Aaron J. H.. Washington, DC: Brookings Institution Press, 1990, 19-63.
25. Taleb N. N. Antifragile: Things That Gain from Disorder. Random House, 2012, 544.
26. Vickerman R. W. The Channel Tunnel and regional development: a critique of an infra-structure-led growth project. Project Appraisal, 1987, 2(1): 31-40. https://doi.org/10.1080/02688867.1987.9726592
27. Anguera R. The Channel Tunnel - An Ex-post Economic Evaluation. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2006, 40(4): 291-315. https://doi.org/10.1016/J.TRA.2005.08.009
28. Eisner R. Infrastructure and Regional Economic Performance: Comment. New England Economic Review, Sep / Oct 1991, 47-58.
29. Munnell A. H., Cook L. M. How does public infrastructure affect regional economic performance? New England Economic Review, 1990, 34: 11-33.
30. Vickerman R. W., Chen C. Can transport infrastructure change regions’ economic fortunes? Some evidence from Europe and China. Regional Studies, 2016, 51(1): 144-160. https://doi.org/10.1080/00343404.2016.1262017
31. Flyvbjerg B., Buzelius N., Rothengatter W. Megaprojects and risk: an anatomy of ambition. Cambridge: Cambridge University Press, 2003, 215. https://doi.org/10.1017/CBO9781107050891
32. Кибалов Е. Б., Бузулуцков В. Ф., Глущенко К. П., Пятаев М. В., Сизов А. Н., Шибикин Д. Д. Оценка общественной эффективности крупномасштабных железнодорожных проектов в ситуации неопределенности: неосистемный подход. Новосибирск: СГУПС, 2020. 154 с.
33. Koschatzky K. A river is a river-cross-border networking between Baden and Alsace. European Planning Studies, 2000, 8(4): 429-449. https://doi.org/10.1080/713666422
34. Flyvbjerg B., Skamris M. K., Buhl S. Underestimating costs in public works projects: error or lie? Journal of the American Planning Association, 2002, 68(3): 279-295. https://doi.org/10.1080/01944360208976269
35. Flyvbjerg B. What you should know about megaprojects and why: an overview. Project Management Journal, 2014, 45(2): 6-19. https://doi.org/10.1002/pmj.21409
36. Titman S., Wei K. C. J., Xie F. Capital investments and stock returns. Journal of Financial and Quantitative Analysis, 2004, 39(4), 677-700. https://doi.org/10.1017/S0022109000003173
37. Evans P., Karras G. Is Government Capital Productive? Evidence from a Panel of Seven Countries. Journal of Macroeconomics, 1994, 16(2), 271-279. https://doi.org/10.1016/0164-0704(94)90071-X
38. Holtz-Eakin D., Schwartz A. E. Infrastructure in a structural model of economic growth. Regional Science and Urban Economics, 1995, 25(2): 131-151. https://doi.org/10.1016/0166-0462(94)02080-Z
39. Rokicki B., Stępniak M. Major transport infrastructure investment and regional economic development - An accessibility-based approach. Journal of Transport Geography, 2018, 72: 36-49. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2018.08.010
40. Якунин В. И. Роль инфраструктурных проектов в современной государственной политике. Политическая наука. 2017. № S. C. 15-40.