Москва, Россия
Москва, Россия
Статья посвящена значимости интеллектуальных транспортных систем в реализации национальных интересов РФ. Актуальность обусловлена преимуществами развития транспортных технологий для всех сфер жизнедеятельности. Текущие условия санкционной политики привели к появлению новых барьеров для технологической модернизации, что обуславливает необходимость поиска путей их нивелирования. Цель – выявить вызовы и угрозы развитию интеллектуальных транспортных систем, актуальных современным реалиям, сформировать основные направления их преодоления. Методы: статистический, логический, системный и общенаучный анализ. Раскрыта и систематизирована ключевая роль интеллектуальных транспортных систем в разрезе различных аспектов реализации национальных интересов в областях социальной экономики, экологии, безопасности. Выявлены и проанализированы внешние и внутренние факторы, препятствующие высокотехнологичному развитию транспортного комплекса. С учетом текущих условий функционирования рассмотрены основные направления нивелирования существующих ограничений, предложены меры ускоренного развития передовых транспортных технологий. Выводы подкреплены результатами анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы цифровизации транспортного комплекса, материалов органов исполнительной власти, трудов отечественных авторов. Результаты могут быть использованы для разработки или возможной корректировки ключевых путей развития интеллектуальных транспортных систем в условиях санкционной политики, реализуемой в отношении РФ.
интеллектуальные транспортные средства, беспилотные транспортные средства, национальные интересы, цифровизация, транспортный комплекс, транспортная стратегия
1. Гребенкина С. А., Гребенкина И. А., Благодир А. Л. Интеллектуальные транспортные системы как фактор социально-экономического развития. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 2. С. 317-329. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2020.2.23
2. Иванова Н. А. Цифровизация транспортного комплекса как важнейшее условие формирования современной транспортной инфраструктуры. Транспортное дело России. 2020. № 1. С. 71-75. EDN: AQAJCS
3. Рудакова Е. Н., Паньшин А. И., Власов А. В. Цифровизация как одна из тенденций развития транспорта и логистики в современных условиях. Путеводитель предпринимателя. 2021. Т. 14. № 1. С. 51-61. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2021-14-1-51-61
4. Gipps P. G. A behavioural car-following model for computer simulation. Transportation Research Part B: Methodological, 1981, 15(2): 105-111. https://doi.org/10.1016/0191-2615(81)90037-0
5. Liang Z., Wakahara Y. City traffic prediction based on real-time traffic information for intelligent transportation systems. 13th International Conference on ITS Telecommunications (ITST): Coll. Sci. Papers, Tampere, 5-7 Nov 2013. IEEE, 2013, 378-383. https://doi.org/10.1109/ITST.2013.6685576
6. Algers S., Eliasson J., Mattsson L.-G. Is it time to use activity-based urban transport models? A discussion of planning needs and modelling possibilities. The Annals of Regional Science, 2005, 39(4): 767-789. https://doi.org/10.1007/s00168-005-0016-8
7. Yonghong Y. A traffic-flow parameters evaluation approach based on urban road video. International Journal of Intelligent Engineering and Systems, 2009, 2(1): 33-39. https://doi.org/10.22266/ijies2009.0331.04
8. Ezell S. Intelligent Transportation Systems. The Information Technology & Innovation Foundation, 2010, 58.
9. Борейко А. Е., Иванов М. А. Применение высокоавтоматизированных транспортных средств при осуществлении грузовых перевозок. Мир дорог. 2021. № 142. С. 92-93. EDN: QSMRCD
10. Воробьев А. И., Гаврилюк М. В., Плетнев М. Г. Использование интеллектуальных транспортных систем как инструмента аудита безопасности дорожного движения. Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2021. № 2. С. 81-87. EDN: VTNCSB
11. Жанказиев С. В., Воробьев А. И., Гаврилюк М. В. Принципы формирования государственной системы сертификации элементов ИТС в Российской Федерации. Транспорт Российской Федерации. 2021. № 1-2. С. 3-6. EDN: TMFCOL
12. Меренков А. О. Основные этапы процесса реализации интеллектуальных транспортных систем. Вестник Университета. 2015. № 9. С. 92-97. EDN: XHNSHB
13. Жанказиев С. В. Возможности использования беспилотных автомобильных систем в решении задач транспортной логистики. Наука и бизнес: пути развития. 2020. № 12. С. 26-33. EDN: CVZXTY
14. Ларин А. Н., Ларина И. В. Цифровизация автотранспортной и железнодорожной отраслей как ключевой элемент цифровизации экономики. Известия Транссиба. 2021. № 4. С. 109-129. EDN: VWRXTL
15. Дащенко Ю. Ю. Цифровая экономика как экономика будущего. Тенденции развития науки и образования. 2018. № 35-1. С. 18-19. https://doi.org/10.18411/lj-28-02-2018-04
16. Kravchenko P., Zhankaziev S., Oleshchenko E. Multi-faceted approach to solving issue of ensuring «zero mortality» on Russian roads. Transportation Research Procedia: Proc. 14th Internat. Conf. on Organization and Traffic Safety Management in Large Cities, St. Petersburg, 21-24 Oct 2020. Elsevier B. V., 2020, 310-320. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2020.10.037
17. Плотников А. М., Жанказиев С. В., Гурин Д. О. О текущих результатах деятельности по достижению целевого уровня безопасности дорожного движения в регионах России. Транспорт Российской Федерации. 2019. № 5. С. 45-49. EDN: OTTRYJ
18. Янченко Е. В. Риски безработицы в условиях цифровизации экономики. Экономика труда. 2020. Т. 7. № 8. С. 677-692. https://doi.org/10.18334/et.7.8.110729
19. Гребенкина С. А., Гребенкина И. А. Потенциальные риски внедрения цифровых технологий на транспорте в социальной и экономической сферах РФ. Вестник НГИЭИ. 2021. № 6. С. 68-79. https://doi.org/10.24412/2227-9407-2021-6-68-79
20. Мокрова Н. В. Концептуальный подход к проблематике умных городов. Промышленное и гражданское строительство. 2020. № 7. С. 32-40. https://doi.org/10.33622/0869-7019.2020.07.32-40
21. Соколов И. А., Мишарин А. С., Куприяновский В. П., Покусаев О. Н., Куприяновская Ю. В. Роботы, автономные робототехнические системы, искусственный интеллект и вопросы трансформации рынка транспортно-логистических услуг в условиях цифровизации экономики. International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6. № 4. С. 92-108. EDN: LBBOEX
22. Кочои С. М. Уголовно-правовые риски использования беспилотных транспортных средств. Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 7. С. 125-135. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.128.7.125-135
23. Покровская О. Д. Логистические транспортные системы России в условиях новых санкций. Бюллетень результатов научных исследований. 2022. № 1. С. 80-94. EDN: YINMKX
24. Борейко А. Е., Бураго С. В., Мамулат С. Л. Актуальные «цифровые» задачи развития международных транспортных коридоров. Мир дорог. 2020. № 131. С. 43-50. EDN: MZJIWM
25. Писарева О. М., Алексеев В. А., Медников Д. Н., Стариковский А. В. Характеристика зон уязвимости и источников угроз информационной безопасности эксплуатации беспилотных автомобилей в интеллектуальной транспортной системе. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2021. Т. 14. № 4. С. 20-36. https://doi.org/10.18721/JE.14402