Прокопьевск, Россия
Новокузнецк, Россия
Кемерово, Россия
Новокузнецк, Россия
Анализируются основные характеристики терминов здоровье, культура здоровья, технологии формирования навыков сохранения здоровья. Рассмотрены различные точки зрения, интерпретирующие понятия здоровья и культуры здоровья; определены факторы, способствующие и препятствующие здоровью. Культура здоровья рассматривается как наиболее важный компонент для функционирования психики человека, характеризующий уровень развития, воспитания и оздоровления личности. Обоснована необходимость сохранения и укрепления здоровья посредством систематических занятий спортивными видами деятельности. На базе анализа современных исследований обоснован вывод о том, что преобразование социальной среды должно начинаться с воспитания культуры личного здоровья, чтобы противостоять негативным факторам современного мира. На основе изучения практико-ориентированных подходов к проблеме сохранения здоровья во взрослом периоде жизненного пути личности разработана технология формирования навыков сохранения здоровья для женщин в возрасте 40–60 лет. Подробно описаны параметры технологии; приведены данные, позволяющие обосновать ее эффективность. Описаны условия и инструменты для практического применения; представлены результаты, полученные с помощью предлагаемой технологии. Обоснована возможность распространения приобретенного опыта посредством применения предложенной технологии в спортивных клубах и фитнес-группах.
здоровье, компоненты здоровья, факторы здоровья, сохранение здоровья, занятия спортом
1. Бобровская М. Д., Химич М. Н. Физическая культура как компонент здорового образа жизни. Студенческий научный форум - 2017: мат-лы IX Междунар. студенческой электронной науч. конф. (Саратов, 15 февраля - 30 марта 2017 г.) Саратов: НИЦ Академия Естествознания, 2017. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017036321 (дата обращения 24.03.2022).
2. Цакоев А. А. Проблема формирования у студентов понятий «физическая культура», «спортивный стиль жизни», «здоровый образ жизни». Реализация организационно-педагогической модели развития студенческого спорта. Владикавказ: СОГУ, 2014. С. 9-73.
3. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2019. 256 с.
4. Физиологические основы здоровья, отв. ред. Р. И. Айзман. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2015. 351 с.
5. Казначеев В. П. Проблемы культуры, здоровья нации, футурологии XXI века. Новосибирск: ЗСО МСА, 2011. 377 с.
6. Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. М.: Сирин, 2002. 156 с.
7. Изуткин Д. А. Человек в системе взаимосвязи образа жизни и здоровья. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2004. № 2. С. 90-92.
8. Щедрина А. Г. Понятие и структура индивидуального здоровья человека: методология системного подхода. Медицина и образование в Сибири. 2009. № 5. URL: https://mos.ngmu.ru/article/pdf.php?id=380 (дата обращения 24.03.2022).
9. Лищук В. А. Фундаментальность медицинской науки и валеологии. Валеология. 2010. № 1. С. 15-25.
10. Акбашев Т. Ф., Классов Б. А. Культура здоровья как необходимое условие и системный результат образования. Через образование - к культуре мира, взаимопониманию и устойчивому развитию: мат-лы Междунар. симпозиума. (Новосибирск, 21-24 марта 2000 г.) Новосибирск: Сибирская ярмарка, 2000. С. 37-39.
11. Киселева Л. С. Факторы, формирующие здоровье населения: сущность и типология. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-1. С. 17-20.
12. Быховская И. М. Здоровье и здоровьеориентированные практики в культурологическом измерении. Основы культурологии. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 439-457.
13. Волошина Л. Н., Демидович О. В. Здоровьеориентированная образовательная система как феномен современной теории и практики социального воспитания. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 1-1. С. 126-129.
14. Трещева О. Л., Карпеев А. Г., Криживецкая О. В., Терещенко А. А. Характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода. Омский научный вестник. 2014. № 1. С. 154-157.
15. Маджуга А. Г., Синицина И. А. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, опыт, перспективы развития. М.: Логос, 2014. 508 с.
16. Алхасов Д. С. Формирование ортобиотической культуры здоровья учащихся. Учитель. 2005. № 2. С. 83-85.
17. Ахвердова О. А., Магин В. А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С. 5-7.
18. Горбушина С. Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ижевск, 2005. 42 с.
19. Бичева И. Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст. Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16491 (дата обращения 24.03.2022).
20. Григорьева Н. В. Профессиональная подготовка специалистов высокотехнологичного производства: опыт внедрения технологии дуального обучения. Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3. С. 191-195.
21. Медовикова Е. А. Значение психологии безопасности в рамках профессиональной деятельности на угольных предприятиях Кузбасса. Наука. Образование. Культура. Актуальные проблемы и практика решения (федеральный и региональный аспекты): cб. ст. по мат-лам X Всерос. науч.-практ. конф., (Прокопьевск, 6 декабря 2017 г.) Прокопьевск: Филиал КузГТУ в г. Прокопьевске, 2017. С. 148-154.
22. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика, под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. 347 с.
23. Кожанов В. В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно ориентированного физического воспитания. Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 12-14.
24. Малярчук Н. Н. Валеология. Тюмень: ТюмГУ, 2008. 270 с.
25. Спикина О. П., Лебедева М. П. К проблеме формирования культуры здоровья у студентов ВУЗа. Студенческий научный форум - 2017: мат-лы IX Междунар. студенческой электронной науч. конф. (Саратов, 15 февраля - 30 марта 2017 г.) Саратов: НИЦ Академия естествознания, 2017. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039920 (дата обращения 24.03.2022).
26. Ефремова Т. Г., Волкова Е. А. Оценка состояния здоровья по Г. Л. Апанасенко как метод экспресс-диагностики в процессе физического воспитания. Воспитание и обучение: теория, методика и практика: мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 мая 2015 г.) Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 326-328.
27. Савченко С. В., Салеев Э. Р. Сравнительная характеристика динамики физической подготовленности студентов специальных медицинских групп в рамках реализации оздоровительной программ «Путь к здоровью». Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1.
28. Голубева Г. Н., Голубев А. И. Внешние и внутренние факторы риска здоровья студентов. Фундаментальные исследования. 2013. № 8-4. С. 909-912.