ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ «ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ – МЕЖДУРЕЧЕНСК»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Актуальность темы обусловлена необходимостью создания «Туристско-рекреационного кластера перспективного развития – Междуреченск», с грамотно сформированной организационно-функциональной структурой и разделением операционных функций и задач управления, в границах Междуреченского городского округа. Проект реализует возможность диверсификации экономики Кузбасса и преодоления зависимости региона от промышленной сферы и проблемы моногородов. Объекты и методы исследования. Дестинации и аттракции потенциального «ТРК‑Междуреченск», рассматриваемые как точки притяжения туристов: город Междуреченск, комплекс горы Югус и Сыркаши, район Поднебесные Зубья, комплекс горы Черный Салан, комплекс мегалитов гор Изыгаш и Куйлюм и поселка Ортон, комплекс поселка Студеный плес. Применялись методы комплексного, системного и сравнительного анализа, методы картографического и экологического анализа, OTSW-анализ. Исследование основано на принципе объективности, позволяющем определить ключевые проблемы и их решения. Результаты и их обсуждение. Разработанная кластерная Стратегия развития туризма в Междуреченском городском округе проработана в соответствии с методологией стратегирования, базирующейся на принципах и идеях научной школы В. Л. Квинта. В статье проведен OTSW-анализ, выделены возможности и оценены угрозы, а также сильные и слабые стороны. Определен комплекс мероприятий, основанных на анализе муниципальных, региональных и федеральных программ и стратегий развития туризма. Сформированный кластер на территории округа предполагает ряд экономических выгод. В результате повысится конкурентное преимущество территории в сфере туризма и будет сформирован позитивный имидж Междуреченского городского округа. Выводы. Создание и реализация Стратегии будет способствовать формированию в округе прогрессивной обеспечивающей и обслуживающей инфраструктуры, диверсифицированной экономики, опирающейся на богатые природные ресурсы и высокий кадровый потенциал территории, который является важным элементом стратегического развития туризма и рекреаций. Статья обращена всем заинтересованным в развитии своих профессиональных компетенций в сфере туризма и индустрии гостеприимства, брендинга и территориального маркетинга.

Ключевые слова:
стратегирование, стратегия, брендинг, маркетинг, кластерный подход
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Аверина Л. М., Макарова И. В., Кудрявцев А. Л. Предпосылки создания и развития территориальных производственных кластеров. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 45 с.

2. Александрова А. Ю., Владимиров Ю. Л. Особенности создания туристских кластеров в России (на примере Вологодской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 47-58.

3. Гришин С. Ю. Управление региональными туристскими кластерами. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. 209 с.

4. Джанджугазова Е. А. Кластерное развитие: задачи и промежуточные итоги // Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. Т. 4. № 4. С. 1-14.

5. Дорофеев А. А., Богданова Л. П., Хохлова Е. Р. Экотуризм в России: главные дестинации и туристские прибытия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. № 4. С. 38-46. https://doi.org/10.22412/1995-0411-2017-11-4-38-46

6. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

7. Лаврикова Ю. Г., Малыш Е. В. Зеленая экономика в кластерном развитии // Региональная экономика: теория и практика. 2014. Т. 363. № 36. С. 48-59.

8. Мишулина С. И., Молчанова В. А. Цели «зеленых» кластеров в туризме // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2021. Т. 23. № 3. С. 51-62. https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2021.3.5

9. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.

10. Портер М. Е. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина Паблишер, 2016. 947 с.

11. Пятовский А. А. История создания горнолыжного курорта «Шерегеш» в Кемеровской области (1990-2003 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 150-158. https://doi.org/10.17223/15617793/432/20

12. Пятовский А. А. История становления и развития туристской отрасли Кемеровской области (1943-2010-е гг.): автореф. дис. канд. истор. наук: 07.00.02. Томск, 2019. 21 с.

13. Стратегирование отрасли туризма и выставочно-­ярмарочной деятельности в Кузбассе / под науч. ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8

14. Четверная спираль: опыт Европейского Союза и практики развития российских регионов. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2019. 163 с.

15. Cluster programs in Europe and beyond. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. 164 p. https://doi.org/10.2826/357551

16. Kemerovo Region's experience of implementing and promoting cluster initiatives in tourism industry / S. A. Vasyutin [et al.] // Advances in Economics, Business and Management Research. 2018. Vol. 61. P. 270-276. https://doi.org/10.2991/icemw-18.2018.49

17. Novelli M., Schmitz B., Spencer T. Networks, clusters and innovation in tourism: A UK experience // Tourism Management. 2006. Vol. 27. № 6. P. 1141-1152. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2005.11.011

18. Tourism as a “post-staples” diversification for Russian remote resource-dependent regions: a new path for Kuzbass / L. G. Kiryanova [et al.] // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2019. Т. 330. № 10. С. 230-239. https://doi.org/10.18799/24131830/2019/10/2319

19. Yalçınkaya T., Güzel T. A general overview of tourism clusters // Journal of Tourism Theory and Research. 2019. Vol. 5. № 1. Р. 27-39. https://doi.org/10.24288/jttr.465912

20. Aleksandrovaa AYu, Vladimirovb YuL. Features of establishment of tourism clusters in Russia (experience of Vologda Region). Service and Tourism: Current Challenges. 2016;10(1):47-58. (In Russ.)

Войти или Создать
* Забыли пароль?