Альметьевск, Республика Татарстан, Россия
Альметьевск, Россия
Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства
Казань, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Специфика деятельности менеджера связана с постоянной согласованностью и координацией усилий в решении производственных, экономических, технических, социальных задач организации для достижения общих целей. Эта согласованность и координация осуществляются посредством многообразных контактов членов организации в процессе общения. Статья посвящена проблеме формирования у будущих менеджеров коммуникативной компетенции для участия в эффективном деловом общении. Актуальность обусловлена наличием в образовании возрастающей роли межкультурной иноязычной коммуникации в деловой сфере. Готовность к деловому общению на иностранном языке становится важным показателем профессионализма специалиста. Теоретическая значимость статьи состоит в конкретизации понятий общение, эффективность делового общения, коммуникативная компетенция с учетом специфики профессиональной деятельности менеджера и делового общения. Акцентируется внимание на необходимости усиления в учебном процессе междисциплинарного подхода к формированию компетенций будущих менеджеров в рамках общепрофессиональных дисциплин: Менеджмент, Организационное поведение, Управление персоналом, Экономическая теория, Мировая экономика – и дисциплины Деловой иностранный язык. Сделан вывод, что коммуникативная компетенция делового иноязычного общения является как целью обучения, так и показателем качества полученного образования. Представлена технология формирования коммуникативной компетенции будущих менеджеров, включающая междисциплинарный комплекс интерактивных методов, техник, интернет-источников и средств обучения, что позволяет актуализировать подготовку будущих менеджеров с учетом реальных задач улучшения сферы управления.
коммуникативная компетенция, профессиональная деятельность, междисциплинарная интеграция, иностранный язык, технология
1. Стеняшина Н. Л. Развитие коммуникативной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2012. 216 с.
2. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. 11-е изд., испр. М.: Новое знание, 2009. 335 с.
3. Мкртычян Г. А., Шубнякова Н. Г. Принятие управленческих решений. М.: Юрайт, 2021. 140 с.
4. Шепель В. М. Управленческая антропология: Человековедческая компетентность менеджера. М.: Дом педагогики, 2000. 543 с.
5. Кузнецова М. А. Психология общения. М.: РГУП, 2019. 167 с.
6. Бороздина Г. В., Кормнова Н. А. Психология и этика делового общения. М.: Юрайт, 2017. 463 с.
7. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений. 2-е изд., перераб. М.: ИНФРА-М, 2013. 381 с.
8. Психология и этика делового общения / под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 408 с.
9. Корягина Н. А., Антонова Н. В., Овсянникова С. В. Психология общения. М.: Юрайт, 2021. 437 с.
10. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, 2004. 493 с.
11. Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. Деловые коммуникации. Теория и практика. М.: Юрайт, 2015. 448 с.
12. Деревянкин Е. В. Деловое общение. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 48 с.
13. Самыгин С. И., Руденко А. М. Деловое общение. 4-е изд., стер. М.: КноРус, 2013. 436 с.
14. Якупов П. В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры // Вестник университета. 2016. № 10. С. 261-266.
15. Пилинг Н. Искусство переговоров. Что лучшие переговорщики знают, делают и говорят. М.: Претекст, 2012. 173 с.
16. Емелин А. И. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров-финансистов средствами социально-психологического тренинга: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 1998. 24 с.
17. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. 168 с.
18. Афанасенкова Е. Л. Видеотренинг общения как эффективная форма развития коммуникативной компетентности студентов груп-пы профессий «человек - человек». 2-е изд., испр. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2019. 248 с.
19. Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации: сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 507 с.
20. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 2008. 352 с.
21. Фурманова В. П., Позднякова Н. Н. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции с учетом индивидуальных особенно-стей в сфере сервиса // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-8. С. 108-114.
22. Зеленова Д. П. Особенности процесса обучения деловому английскому языку студентов-магистрантов неязыкового вуза с приме-нением технологии «учебно-тренировочная фирма» // Иностранные языки в диалоге культур: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (с Междунар. участием). (Саранск, 30 ноября - 2 декабря 2017 г.) Саранск: МГУ им. Н. П. Огарева, 2018. С. 926-930.
23. Спорыхин А. Д., Костикова Л. П. О формировании профессионального мировоззрения будущих экономистов на занятиях по ино-странному языку // Совершенствование форм и методов обучения иностранным языкам: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Ря-зань, 1 апреля 2021 г.) Рязань: РГВВДКУ, 2021. С. 167-170.
24. Костикова Л. П. Академическое письмо в профессиональной языковой подготовке будущих специалистов // Проблемы преподава-ния профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 27 апреля 2021 г.) Рязань: Концепция, 2021. С. 30-33.
25. Сафонова В. В. Принципы коммуникативного образования в контексте диалога культур и цивилизаций // Диалог культур. Культу-ра диалога: человек и новые социогуманитарные ценности / отв. ред. Л. Г. Викулова, Е. Г. Тарева. М.: НЕОЛИТ, 2017. С. 97-123.
26. Баукина С. А. Обучение коммуникативной тактике делового общения студентов экономического профиля (немецкий язык, не-языковой вуз): дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 1999. 169 c.
27. Самохина Т. С. Эффективное деловое общение в контексте разных культур и обстоятельств. М.: Р. Валент, 2005. 215 с.
28. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2003. 655 с.
29. Воробьева С. А. Английский язык для эффективного менеджмента. Guidelines for Better Management Skills. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2021. 260 с.
30. Кузьменкова Ю. Б. От традиций культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян. 3-е изд., испр. и доп. М.: Сказочная дорога, 2017. 320 с.
31. Смирнова Н. В., Соколова А. В., Дуглас Ю. А. Английский язык для менеджеров (B1-B2). М.: Юрайт, 2020. 185 с.
32. Мещеряков А. С., Мельченкова Н. В. Формирование готовности будущих менеджеров к деловому общению на иностранном языке: социально-технологический подход // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2006. № 4. С. 43-48.
33. Вебер И. С. Метод языкового погружения на уроках английского языка в современной школе // Молодой ученый. 2019. № 6. С. 207-209.
34. Акимова О. Б., Мальцева Л. Е. Реализация междисциплинарных связей иностранного языка и специальных дисциплин при подго-товке специалистов ресторанного сервиса // Научные исследования в образовании. 2010. № 6. С. 17-20.
35. Афанасьева О. Ю. Реализация принципа междисциплинарности при педагогическом управлении коммуникативным образованием студентов вузов // Вестник развития науки и образования. 2007. № 1. С. 225-229.
36. Дмитриева Н. К. Реализация принципов междисциплинарного подхода в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 2. С. 168-172. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-168-172
37. Данько О. А. Развитие компетенций студентов на основе использования технологии знаково-контекстного обучения // Аксиоло-гия иноязычного образования: сб. науч. тр. участников V Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 22 июня 2016 г.) М.: АПК и ППРО, 2016. Вып. 3. С. 402-409.
38. Жукова И. А. Контекстное обучение как средство формирования профессиональной компетентности будущих юристов: дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 252 с.
39. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. 2-е изд., перераб. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 328 с.
40. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
41. Стеняшина Н. Л., Новикова Ж. С. Практика развития коммуникативной культуры студентов-менеджеров в рамках интегрирован-ного курса «Мост к пониманию» // Концепт. 2021. № 3. С. 17-30. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2021-11011
42. Толкачев А. Н. Применение формата «Workschop» как нового вида учебных занятий со студентами Института бизнеса и дизайна // Бизнес и дизайн Ревю. 2016. № 1. Режим доступа: https://obe.ru/journal/2016_1/tolkachev-a-n-primenenie-formata-workschop-kak-novogo-vida-uchebnyh-zanyatij-so-studentami-instituta-biznesa-i-dizajna-biznes-i-dizajn-revyu-2016-t-1-1-s-17/ (дата обраще-ния: 01.10.2021).