сотрудник
Санкт-Петербург, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
Статья посвящена изучению конгрессно-выставочной деятельности в высших образовательных организациях как эффективного средства продвижения научно-инновационных разработок. Цель работы – выявление основных проблем управления конгрессно-выставочной деятельностью в высших учебных заведениях. Исследование проводилось на материале моделей управления конгрессно-выставочной деятельностью технических вузов Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербургского горного университета и Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Сформулированы рекомендации, принципы управления конгрессно-выставочной деятельностью для технических вузов. Описана модель, охватывающая число технологических способов осуществления конгрессной деятельности организаций. Рассмотрены формы научной деятельности, изучены управленческие структуры международных служб и нормативные документы для осуществления управления. Выделены такие проблемы, связанные с управлением конгрессно-выставочной деятельностью, как недостаточная нормативная база для осуществления управления; отсутствие отдельной службы, ответственной за данный вид деятельности; низкий уровень языковой подготовки и навыков межкультурной коммуникации студентов, части профессорско-преподавательского состава и сотрудников; недостаточное мотивационно-стимулирующее обеспечение; отсутствие инициативы со стороны профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов; недостаточное информирование студентов и профессорско-преподавательского состава о возможностях участия в научных мероприятиях; недостаток знаний у части сотрудников основных аспектов управления конгрессной и научной деятельностью. Сформулирован вывод о взаимосвязи вышеперечисленных проблем и необходимости их комплексного решения.
университет, управление инновациями, инновационная деятельность, конгресс, выставка, механизм управления
1. Романова И. М., Левченко И. Н. Понятие и виды выставочно-конгрессной деятельности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3. С. 927-931.
2. Воронова О. В., Лящук А. С., Смирнова С. А., Белокурова М. Э. Конгрессно-выставочная деятельность как сфера внешнеэкономической деятельности // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 4. С. 103-108. DOI:https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-103-108
3. Аселедченко О. М. Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностей в условиях конкурентной борьбы и увеличении потребностей // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 358-361.
4. Грядов В. А. Состояние и перспективы развития выставочной деятельности в России // Архитектон: известия вузов. 2005. № 2. Режим доступа: http://archvuz.ru/2005_2/21/ (дата обращения: 15.01.2021).
5. Зыкова Н. В. Исследование подходов к оценке эффективности деятельности организаций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12. Режим доступа: https://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6529 (дата обращения: 15.01.2021).
6. Лавреникова М. А. Актуализация проблемы оценки эффективности организации конгрессно-выставочных мероприятий в г. Санкт-Петербурге // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016. № 29. С. 111-116.
7. Карнаухова В. К., Краковская Т. А. Сервисная деятельность. 2-е изд. М.: МарТ; Ростов н/Д.: МарТ, 2008. 254 с.
8. Рубинштейн Е. Д., Блинова О. Н. Выставочная деятельность за рубежом: анализ и перспективы развития // Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 45-48.
9. Евтеев М. А. Развитие выставочной деятельности на территории Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2012. № 4. С. 156-158.
10. Осовцев В. А., Улановская О. Н. Определение цены выставочной площади в зависимости от качества экспомероприятий // Практический маркетинг. 2017. № 10. С. 30-40.
11. Куркина Н. И. Формирование и развитие интегрированных организационных структур выставочного маркетинга: дис. … канд. экон. наук. Ростов н/Д., 2011. 176 с.
12. Кушнарева И. Ю., Гомилевская Г. А. Перспективы развития конгрессно-выставочной деятельности в Приморском крае и создания конгресс-бюро в г. Владивостоке // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16333 (дата обращения: 15.01.2021).
13. Александрова Н. В., Филоненко И. К. Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации. М.: ПРОЭКСПО, 2006. 382 с.
14. Архипова О. В. Конгрессно-выставочная деятельность. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 184 с.
15. Критсотакис Я. Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации. М.: Ось-89, 1997. 224 с.
16. Петелин В. Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. М.: ЮНИТИ-Дана, 2015. 447 с.
17. Улицкий М. П. Оценка эффективности деятельности предприятий. М.: Транспорт, 2014. 143 с.
18. Харин А. А. Инновационная деятельность как важнейшая составляющая региональной научно-технической политики. М.: Изд-во Всемирного технологического университета. 2014. 216 с.
19. Шибина М. А., Морозко Н. И. Оценка эффективности деятельности предприятия // Наука. 2015. Т. 7. № 2. Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/118EVN215.pdf (дата обращения: 17.01.2021). DOI:https://doi.org/10.15862/118EVN215
20. Карлина М. М. Значение конгрессной и выставочной деятельности в формировании инновационного имиджа региона // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2013. № 2. С. 188-193.
21. Зуева С. В. Оптимизация расходов на реализацию выставочно-конгрессной деятельности органов исполнительной власти региона // Финансовая экономика и современное государство / под ред. Л. Б. Парфеновой. Ярославль: ЯрГУ, 2016. С. 45-53.
22. Глебова Г. Ф. Классический университет и общеобразовательная школа в открытой региональной системе непрерывного образования: актуальные проблемы взаимодействия // Непрерывное образование: ХХI век. 2014. № 1. С. 119-134.
23. Окрепилов В. В. Интеграция академической и вузовской науки в инновационном процессе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2010. № 4. С. 20-23.
24. Певзнер М. Н., Ширин А. Г. Международная деятельность вуза как средство интернационализации вузовской науки // Успехи современного естествознания. 2007. № 12. С. 85-87.
25. Степанова А. Ю., Кичигин О. Э. Аспекты и проблемы управления конгрессно-выставочной деятельностью в СПбПУ // Цифровая экономика, умные инновации и технологии: сб. тр. Нац. (Всерос.) науч.-практ. конф. с зарубежным участием. (Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2021 г.) СПб., 2021. C. 577-580. DOI:https://doi.org/10.18720/IEP/2021.1/185
26. Степанова А. Ю., Кичигин О. Э. Эффективность конгрессно-выставочной деятельности университета в области инновационного развития региона // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2021. № 1. С. 132-137.