Кемерово, Россия
Быстрое развитие бережливого производства в российских университетах требует разработки методического подхода к оценке происходящих процессов, качества и зрелости академических систем бережливого производства. Цель исследования – разработка методического подхода, позволяющего оценивать прогресс университета во внедрении методологии бережливого производства. Предложен методический подход, который устанавливает соответствие между основными аспектами бережливого производства (принципы, инструменты, сфера применения) и качественными (определяемыми по принципу да / нет) и количественными показателями. Важными показателями являются число применяемых методов, число реализованных проектов, стандартов работы и другие. Данный подход отличается от существующих тем, что позволяет определять зрелость и общий уровень развития систем бережливого производства на основе количественных показателей, давать комплексную оценку прогресса университета в использовании бережливой методологии, сравнивать разные университеты между собой. Методический подход апробирован на материалах двух университетов – участников «Ассоциации бережливых вузов» (Майкопский государственный технологический университет, Кубанский государственный медицинский университет). Установлено, что по основным показателям развития бережливого производства оба университета достаточно близки (количество реализованных проектов, картированных потоков, визуализаций, а также уровень экономии времени и удовлетворенности стейкхолдеров). Это объясняется общей политикой внедрения бережливого производства и единой научно-методической основой. В Кубанском государственном медицинском университете наблюдается несколько больший охват обучением в области бережливого производства, стандартизацией, существуют отдельные ключевые показатели эффективности. В Майкопском государственном технологическом университете наблюдается более высокая активность в изучении потребностей стейкхолдеров и вовлечении студентов. Оба университета пока уделяют недостаточное внимание стоимостной оценке результатов бережливого производства, не предусматривают в явном виде управленческих показателей по устойчивости процессов. Разработанная методика может представлять интерес для менеджмента университетов, поскольку позволяет более полно обосновывать принимаемые решения на основе сравнительного анализа. Она может послужить основой для разработки рейтингов бережливых вузов.
методика оценки, управление университетом, карта потока создания ценности, принципы бережливого производства, инструменты бережливого производства, сравнительный анализ
1. Funck E. K., Karlsson T. S. Twenty-five years of studying new public management in public administration: accomplishments and limitations // Financial Accountability & Management. 2020. Vol. 36. No. 4. P. 347-375. DOI:https://doi.org/10.1111/faam.12214
2. Bolotov V. A., Motova G. N., Navodnov V. G. The monitoring of monitoring: what's wrong with the ministry's new approach to supervision of effectiveness of higher education institutions' performance? // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 3. С. 5-13. DOI:https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.015
3. Курбатова М. В., Донова И. В., Каган Е. С. Оценка изменений положения преподавателей российских вузов // Мир России. 2017. Т. 26. № 3. С. 90-116. DOI:https://doi.org/10.17323/1811-038X-2017-26-3-90-116
4. Taylor J., Baines C. Performance management in UK universities: implementing the Balanced Scorecard // Journal of Higher Education Policy and Management. 2012. Vol. 34. Iss. 2. P. 111-124. DOI:https://doi.org/10.1080/1360080X.2012.662737
5. Давыдова Н. С. Применение принципов и методов бережливого производства в вузах // Бережливое мышление. Вопросы смыслообразования и мотивации: сб. мат-лов IV Междунар. науч.-практ. лин-конф. (Ижевск, 14-16 марта, 2018 г.) Ижевск, 2018. С. 35-44.
6. Ваганова О. В., Кумаргей А. С. Повышение качества образовательных услуг на основе внедрения технологий бережливого производства в НИУ «БелГУ» // Научный результат. Экономические исследования. 2019. Т. 5. № 1. С. 3-10. DOI:https://doi.org/10.18413/2409-1634-2019-5-1-0-1
7. Гайворонская С. А. Практика внедрения бережливых технологий в систему управления вузом: проектный подход // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 104-115. DOI:https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.032
8. Balzer W. K., Francis D. E., Krehbiel T. C., Shea N. A review and perspective on lean in higher education // Quality Assurance in Education. 2016. Vol. 24. No. 4. P. 442-462. DOI:https://doi.org/10.1108/QAE-03-2015-0011
9. Emiliani B. Lean university: a guide to renewal and prosperity. Wethersfield: CLBM, LLC, 2015. 162 p.
10. Emiliani B., Stec D. J. Leaders lost in transformation // Leadership & Organization Development Journal. 2005. Vol. 26. № 5. P. 370 -387. DOI:https://doi.org/10.1108/01437730510607862
11. Thomas A. J., Antony J., Francis M., Fisher R. A comparative study of Lean implementation in higher education institutions in the UK // International Journal of Quality and Reliability Management. 2015. Vol. 32. Iss. 9. P. 982-996. DOI:https://doi.org/10.1108/IJQRM-09-2014-0134
12. Суетина Т. А., Сафина Д. М. Методика оценки экономической эффективности инвестиций во внедрение мероприятий бережливого производства // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 10. С. 3085-3094. DOI:https://doi.org/10.18334/rp.19.10.39490
13. Овчинников А. А., Фаллер К. П., Овчинников С. А., Еманаков И. В. Оценка эффективности внедрения бережливого производства // Методы менеджмента качества. 2016. № 9. С. 12-15.
14. Абдрахманов В. В. Оценка эффективности внедряемых мероприятий при развертывании на предприятии концепции «Бережливое производство» // Инновации в менеджменте. 2015. № 3. С. 8-15.
15. Зайцев А. А. Оценка влияния концепции бережливого производства на финансово-экономические показатели инновационного предприятия // Вопросы инновационной экономики. 2017. Т. 7. № 3. С. 257-280. DOI:https://doi.org/10.18334/vinec.7.3.38196
16. Птускин А. С., Анцев В. Ю., Витчук Н. А. Методика расчета показателей эффективности проекта внедрения инструментов бережливого производства // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 5-1. С. 253-266.
17. Еманаков И. В., Овчинников С. А., Грудзинский П. В. Выявление и анализ потерь при внедрении бережливого производства на промышленных предприятиях // Качество и жизнь. 2017. № 3. С. 56-60.
18. Николаева А. Б. Оценка эффективности внедрения бережливого производства на промышленных предприятиях // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 4. С. 69-72.
19. Одинцова А. Р. Методика внедрения бережливого производства на предприятии нефтегазового машиностроения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: «Экономика и право». 2015. № 3-4. С. 39-45.
20. Абросимова А. А. Развитие методов бережливого производства на промышленных предприятиях: автореф. дис. … канд. экон. наук. Н. Новгород, 2013. 22 с.
21. Белыш К. В. Методический инструментарий внедрения и функционирования бережливого производства на промышленном предприятии: дис. … канд. экон. наук. Ижевск, 2019. 156 с.
22. Давыдова Н. С., Клочков Ю. П. Бережливое производство на предприятиях машиностроения: теория и практика внедрения. М.: Издательский дом Академии естествознания, 2012. 111 с.
23. Арженцов В. Ф., Гайворонская Т. В., Веселова Д. В., Верменникова Л. В., Чабанец Е. А. Оценка эффективности метода «обучения действием» на «фабрике процессов» с целью применения философии, принципов и инструментов бережливого производства в медицинских организациях // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. DOI:https://doi.org/10.17513/spno.28596
24. Шрайнер О. О., Ультан С. И. Социально-экономическая эффективность как инструмент оценки внедрения бережливого производства в сфере здравоохранения РФ // Экономика и предпринимательство. 2019. № 2. С. 259-266.
25. Шешукова С. Д., Железнов Л. М., Ашихмин С. П. Повышение качества образования через реализацию проекта «Бережливый вуз». Опыт применения симуляционных технологий в обучении применения инструментов бережливого производства в медицинской практике // Оренбургский медицинский вестник. 2018. Т. VI. № 4. С. 74-79.
26. Козырьков Р. В. Внутренние условия и концепции совершенствования управления региональной организацией высшего образования // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. № 3. DOI:https://doi.org/10.17150/2411-6262.2017.8(3).15
27. Устюжанцева А. Н. Бережливое производство как инструмент повышения экономической безопасности организации (на примере ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет») // Экономические и социальные факторы развития народного хозяйства: сб. мат-лов II Всерос. науч.-практ. конф. аспирантов и магистрантов (Ханты-Мансийск, 31 января - 1 февраля 2017 г.) Ханты-Мансийск, 2017. С. 90-99.
28. Лихошерстова Г. Н. Алгоритм формирования современной системы «Бережливое производство в вузе» // Научный результат. Экономические исследования. 2019. Т. 5. № 1. С. 33-42. DOI:https://doi.org/10.18413/2409-1634-2019-5-1-0-4