сотрудник
Вологда, Россия
сотрудник
Вологда, Россия
Глобальной тенденцией мирового развития цифровой экономики является широкое применение информационных технологий, внедрение которых обуславливает значительные изменения потребностей в персонале и требований к специалистам. Одним из основных инструментов подготовки кадров выступает система образования, а именно федеральные государственные образовательные стандарты, в которых обозначены основные требования к будущим специалистам. На сегодняшний день федеральные государственные образовательные стандарты не соответствуют вызовам и тенденциям цифровой экономики. В связи с этим целью исследования является изучение вопроса подготовки кадров для ИТ-отрасли в условиях перехода к цифровой экономике. На основе анализа имеющейся научной литературы в статье рассмотрены теоретические аспекты сущности цифровой экономики, а также отрасли информационных технологий. В соответствии с ее спецификой выделен ряд категорий специалистов, необходимых для формирования и развития цифровой экономики. На основе статистических данных проанализированы мировые тенденции информатизации и обеспеченности российской и мировой экономики ИТ-специалистами. В выводах обозначены основные направления дальнейшего исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы научными сотрудниками, аспирантами и студентами, занимающимися проблемами развития цифровой экономики.
цифровая экономика, информационные технологии, ИТ-специалисты, ФГОС, четвертая промышленная революция, система образования
1. Колодняя Г. В. Цифровая экономика: особенности развития в России // Экономист. 2018. № 4. С. 63-69.
2. Ушакова Ю. О. Теоретические аспекты сущности четвертой промышленной революции и Интернета вещей // Социальное пространство. 2019. № 2. DOI:https://doi.org/10.15838/sa.2019.2.19.3
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
4. Макаров В. Л., Христолюбова Н. Е., Яковенко Е. Г. Справочник экономического инструментария. М.: Экономика, 2003. 515 с.
5. Дятлов С. А. Информационно-сетевая экономика: методология, классификация, мониторинг // Информационно-сетевая экономика в XXI веке: мат-лы Первой Евразийской студенческой науч. интернет-конф. (Москва-Санкт-Петербург, 14-28 мая 2001 г.) / под ред. С. А. Дятлова, А. В. Толсгопятенко. М.: ТЕИС, 2001. С. 87-105.
6. Макаренкова Е. В. Сетевая экономика. М.: Изд. центр Евразийского открытого института, 2011. 120 с.
7. Асанов Р. К. Формирование концепции «цифровой экономики» в современной науке // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 15. С. 143-148.
8. Красильникова Е. В. Системные признаки интернет-экономики // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2011. Т. 11. № 1. С. 32-37.
9. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. № 2. С. 143-172.
10. Коврижных А. А. Цифровая экономика // Старт в науке: мат-лы IV Междунар. конкурса науч.-исследовательских и творческих работ учащихся. Режим доступа: https://school-science.ru/4/14/1451 (дата обращения: 01.02.2020).
11. Горькова И. П., Фирсова А. Г., Кутузов Д. В. Роль информационных технологий в трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья // Генезис экономических и социальных проблем субъектов рыночного хозяйства в России. 2015. № 9. С. 12-17.
12. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 352 с.
13. Монахов В. М. Разработка прогностической модели развития теории обучения для IT-образования // Современные информационные технологии и IT-образование. 2017. Т. 13. № 2. С. 111-121. DOI:https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.2.238
14. Агапов И. Кадры цифровой экономики // Стандарт. 2019. № 7-8. С. 12-15.
15. Слугина Н. Л., Гриняк В. М. Повышение уровня подготовки кадров в области современных информационных технологий на базе центра компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7246 (дата обращения: 01.02.2020).
16. Лунева Т. В., Климова А. А. Особенности развития IT-отрасли в условиях цифровой экономики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4-2. С. 183-185. DOI:https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-10780
17. Машкин Д. О. Проблемы подготовки кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего профессионального образования // Концепт. 2016. № Т2. С. 166-170.
18. Ушакова Ю. О. Специфика довузовской подготовки кадров для инновационной экономики // Научные записки молодых исследователей. 2018. № 6. С. 47-52.
19. Первухина Е. Л., Шалимова Е. М. Проблемы унификации и универсализации учебных планов при подготовке отечественных ИТ-специалистов // Гуманитарный вестник. 2017. № 11. DOI:https://doi.org/10.18698/2306-8477-2017-11-489