СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
С учетом анкетно-опросных методов, данных диспансеризации школьников и результатов официальной статистики проведен анализ состояния здоровья и питания детей старшего школьного возраста. Установлена связь характера питания с отклонениями в здоровье подростков. Выявлено, что качеством и ассортиментом школьных рационов не удовлетворены соответственно 14 и 80 % школьников и их родителей. Кроме того, значительная часть родителей имеет низкую осведомленность о специализированных продуктах и принципах рационального питания школьников. Фактическое питание подростков не соответствует установленным нормам потребления пищевых продуктов.

Ключевые слова:
Школьное питание, подростки, специализированная продукция.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

 

Введение

Распоряжением Правительства Российской Феде­рации от 25.10.2010 № 1873-р утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.». Одной из основных задач в области здоро­вого питания является развитие производства пище­вых продуктов, обогащенных минорными биологи­чески активными веществами (БАВ), макро- и мик­ронутриентами, в основном витаминами и минераль­ными веществами. В свете сказанного речь идет прежде всего о специализированных продуктах дет­ского питания, продуктах функционального назначе­ния, диетических продуктах, предназначенных для профилактики заболеваний, обусловленных непол­ноценным и несбалансированным питанием, а также о биологически активных добавках к пище (БАД), используемых в питании людей, в том числе в орга­низованных коллективах [1].

Это обусловлено тем, что структура фактического рациона питания россиян, сложившаяся в настоящее время, не соответствует физиологическим потребно­стям организма [2]. Дефицит белка в рационе пита­ния населения составляет 20 %, дефицит витаминов 20–30 %, недостаток йода испытывает 70 % населе­ния, а недостаток селена – 40–45 %.

Относительно вопросов организации школьного питания Минздрав России отмечает несбалансиро­ванность рационов пи­тания учащихся, для которых характерны недостаток белков с высокой биологиче­ской ценностью (животного белка) и полиненасы­щенных жирных кислот, дефи­цит витаминов и мине­ральных веществ, преобла­дание в рационе угле­водно-жирового компонента и животных жиров, из­быток простых углеводов (сахаров), недостаточное количество пищевых волокон. Особо следует отме­тить дефицит витамина С, недостаточную обеспе­ченность витаминами В1, В2, В3, А, Е, фолиевой ки­слотой и каротином.

По мнению академика РАСХН A.Б. Лисицина, отсутствие специализированных продуктов здоро­вого питания для детей приводит к искажению вкуса ребенка, так как он вынужден употреблять продук­цию, предназначенную для взрослых. Эта продукция не адаптирована к специфике детского организма, содержит искусственные ароматизаторы, красители, консерванты, фосфаты, другие опасные добавки, маркированные индексом Е. В ней повышено содер­жание соли, специй, жира, что оказывает отрица­тельное влияние на здоровье и формирование вкуса ребенка [3].

Наиболее остра проблема неадекватного питания и алиментарно-зависимых заболеваний у детей школьного возраста [4]. Это обусловлено специфи­ческими физиологическими потребностями расту­щего организма и высокими умственными и психо­физическими нагрузками, которые испытывает со­временный школьник. В этой связи сбалансирован­ное питание детей – основа их здоровья, обусловли­вающая оптимальное функционирование всех систем организма в будущем [5].

В настоящее время проблемы школьного питания являются предметом изучения специалистов Инсти­тута питания РАМН и ведущих диетологов различ­ных регионов России.

Вопросам школьного питания, технологическим принципам производства продуктов питания для де­тей различных возрастных групп посвящены работы Г.И. Касьянова, Л.Г. Климацкой, И.Я. Конь, Г.С. Ко­робкиной, П.Ф. Крашенинина, К.С. Ладодо, Н.Н. Липатова, В.М. Позняковского, Г.Ю. Сажинова,          В.Б. Спиричева, Н.В. Тимошенко, А.В. Устиновой, Е.М. Фатеевой, А.Г. Храмцова, A. Armuzzi,               D. Hofmann и других ученых.

Основными направлениями развития школьного питания являются:

формирование рационов питания с использова­нием специализированных продуктов с оптимизиро­ванной пищевой ценностью;

индустриализация школьного питания;

использование новых форм обслуживания в столовых образовательных учреждений.

При построении рациона питания для детей необ­ходимо учитывать некоторые рекомендации рацио­нального питания. Так, соотношение количества ос­новных пищевых веществ белков, жиров и углево­дов должно составлять по массе 1:1:4. Удельный вес животного белка должен быть не менее 60 % от общего количества белка, жиров растительного про­исхождения не менее 30 % от общего количества жиров. Рацион должен содержать достаточное коли­чество пищевых волокон не менее 15–20 г/сут. Оп­тимальное соотношение солей кальция и фосфора не ниже 1,2:1.

Для нормального развития организма детей большое значение имеет правильный режим пита­ния. Понятие «режим питания» включает регуляр­ность питания, т.е. прием пищи в одно и то же время суток, его кратность (количество приемов пищи в течение суток), распределение суточного рациона по энергетической ценности, химическому составу, продуктовому набору и объему пищи в отдельные приемы, интервалы между приемами пищи, время, затрачиваемое на прием пищи. Организационный порядок питания поддерживает и регулирует рит­мичность деятельности органов пищеварения, обес­печивает поступление пищи в организм в наиболее благоприятные для него периоды.

Для школьников-подростков негативным факто­ром, влияющим на полноценность питания, является также изменение времени приемов пищи в связи с переходом обучения из первой во вторую смену и наоборот [6].

Подростковый возраст относится к критическому периоду в жизни, что обусловлено изменением гор­монального статуса. Согласно классификации ВОЗ это период жизни от десяти до восемнадцати лет, ко­гда завершается созревание организма. В этом воз­расте происходит интенсивный рост всего орга­низма, сопоставимый с темпами развития человека на первом году жизни. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), сердечно-сосудистая, дыхательная, иммунная, нерв­ная, завершается развитие пищеварительной сис­темы, увеличивается мышечная масса, происходит радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием. На фоне физиче­ского взросления повышается воздействие на психо­эмоциональную сферу. Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное со­циальной адаптацией организма. В этот период по­требности школьников в пищевых ингредиентах и соблюдении пищевого режима максимальны. Вместе с тем именно у детей среднего и старшего школьного возраста ведущую роль в развитии функциональных и органических заболеваний пищеварительного тракта играют нарушения режима и характера пита­ния: нерегулярность приема пищи, сухоядение, спешка во время еды, злоупотребление острой, грубой пищей, недостаточное ее разжевывание [7]. От­меченные факторы на фоне недостаточного уровня качества продуктов, составляющих ассортимент школьных столовых, во многом обусловливают вы­сокий уровень заболеваемости школьников в России.

В современных условиях все еще остается акту­альной задача расширения ассортимента специали­зированной кулинарной продукции с гарантированно высокими показателями качества и безопасности, созданной на основе недорогого и доступного сырья, с учетом физиологических потребностей школьни­ков в пищевых веществах и энергии. Актуальной яв­ляется и реорганизация системы школьного питания на основе современных технологий, что предпола­гает использование оборудования для приготовления блюд в щадящих технологических режимах.

Вместе с этим научно-практический интерес представляет направление исследований по адапта­ции рецептур и технологий кулинарной продукции к поточно-механизированному производству, преду­смотренному модернизацией системы школьного питания.

Разработка новых рецептур и промышленно-ори­ентированных технологий специализированной ку­линарной продукции для питания детей школьного возраста требует поиска новых подходов и сырьевых источников, гарантирующих расширение ее ассор­тимента и повышение потребительских характеристик.   

С учетом этого актуален анализ качества питания детей школьного возраста, поскольку его результаты являются основой планирования производства и реа­лизации специализированных пищевых продуктов.

Цель работы – проанализировать состояние пита­ния детей школьного возраста на примере г. Благо­вещенска.

Для выполнения цели были поставлены следую­щие задачи.

1. Проанализировать общую заболеваемость школьников по основным классам заболеваний.

2. Провести мониторинг качества питания детей школьного возраста в условиях школьных столовых.

3. Оценить фактическое потребление пищевых продуктов питания школьниками в сравнении с ра­циональными нормами потребления.

 

Объекты и методы исследований

Мониторинг качества питания детей в условиях школьных столовых и оценку фактического потреб­ления пищевых продуктов проводили среди уча­щихся старшего школьного возраста (9–11 классы) образовательных учреждений г. Благовещенска и их родителей в период с сентября 2011 по май 2012 г. Использовали социологические исследования с при­менением анкетно-опросных методов. В анкетирова­нии приняли участие 272 подростка с родителями из шести школ города.

Для опроса была разработана специальная анкета, которая включала информацию о возрасте и поле ре­бенка, состоянии его здоровья. Кроме того, анкета содержала вопросы об ассортименте и качестве про­дукции, реализуемой в школьной столовой, потреби­тельских предпочтениях школьника и о фактическом потреблении продуктов питания. Также в анкету входили вопросы для родителей: знают ли они об особенностях питания школьников, о специализиро­ванной продукции для них и считают ли они необхо­димым расширять ассортимент продукции, реализуемой в школьной столовой. При анализе общей заболеваемости школьников по основным классам за­болеваний были учтены данные диспансеризации и результаты официальной статистики за период с 2008 по 2010 год включительно.

Обработка результатов социологических иссле­дований проводилась с использованием программы SPSS Base 10.0 – статистический пакет для обра­ботки социологической информации.

 

Результаты и их обсуждение

Анализ общей заболеваемости детей и подрост­ков, проживающих в г. Благовещенске, показал, что общая заболеваемость школьников в 2010 г. возросла на 6,5 % по сравнению с 2008 г. [8]. В структуре заболеваемости первые места занимают болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения и бо­лезни костно-мышечной системы. Структура заболе­ваний обусловлена интенсивностью учебного про­цесса в общеобразовательных школах, значитель­ными психоэмоциональными нагрузками, сниже­нием двигательной активности, а также характером питания, приводящим к нарушениям развития рас­тущего организма.

По данным анкетного опроса 56 % родителей от­несли своих детей к категории «практически здоро­вых», 37 % родителей указали, что у их детей име­ются отклонения в здоровье, а 7 % школьников имеют хронические заболевания. При ответе на вопрос «Имеет ли Ваш ребенок заболевания, связанные с нарушением обмена веществ и неправильным пи­танием?» «да» ответили 33 % респондентов.

На рис. 1 и 2 отражены результаты опроса рес­пондентов по выявлению оценки качества выпускае­мой школьной продукции и предпочтений школьни­ков в отношении кулинарной продукции, потребляе­мой ими в условиях школьной столовой.

 

 

Рис. 1. Результаты опроса респондентов о качестве реализуемой школьной продукции, %

 

Из рис. 1 следует, что 86 % опрошенных удовле­творены качеством блюд и кулинарных изделий школьной столовой и только 14 % оценивают каче­ство предлагаемых блюд неудовлетворительно. Ас­сортиментом реализуемой школьной продукции    (см. рис. 2) не удовлетворены 80 % респондентов.

 

 

Рис. 2. Результаты опроса респондентов об ассорти­менте реализуемой школьной продукции, %

 

Таким образом, из результатов опроса видно, что 94 % родителей и школьников считают необходи­мым расширять ассортимент и улучшать качество продукции, реализуемой в школьных столовых.

Далее респондентам предлагалось ответить на вопросы о специализированной продукции для школьников и об особенностях питания детей школьного возраста. Выявлено, что 40 % родителей не знакомы с информацией о специализированных продуктах питания и их назначении, а 29 % опро­шенных ничего не знают о принципах рациональ­ного питания школьников. Полученные данные по­зволяют сделать вывод о низкой осведомленности населения в области создания специализированных продуктов питания для детей школьного возраста.

На вопрос о необходимости включения в меню школьной столовой специализированных продуктов, разработанных с учетом потребностей школьников, 78 % респондентов ответили согласием.

В связи с этим очень важна организация опти­мального питания школьников с учетом особенно­стей их развития. Необходимо более активное уча­стие родителей, школьных врачей и педагогов в формировании здорового образа жизни, разъяснении принципов рационального питания.

Вторая составляющая мониторинга включала ме­тодологию оценки фактического питания школьни­ков с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.08.2010 № 593Н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечаю­щим современным требованиям здорового питания».

Настоящие рекомендации по рациональным нор­мам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, необ­ходимым для активного и здорового образа жизни, разработаны в целях укрепления здоровья детского и взрослого населения, профилактики неинфекцион­ных заболеваний, состояний, обусловленных недос­татком микронутриентов, и улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Рацио­нальные нормы соответствуют «Нормам физиологи­ческих потребностей в энергии и пищевых вещест­вах для различных групп населения Российской Фе­дерации» (МР 2.3.1.2432-08) и представляют собой усредненную величину (расчеты произведены на душу населения) необходимого поступления пище­вых и биологически активных веществ, обеспечи­вающих оптимальную реализацию физиолого-био­химических процессов в организме человека.

В целях отслеживания связи общей заболеваемо­сти со сложившейся структурой питания детей школьного возраста был проведен анализ фактиче­ского потребления продуктов питания школьниками старшей возрастной группы (15–17 лет) с примене­нием анкетно-опросного метода.

Нами были предложены следующие градации:      1 – превышение физиологической нормы потребления (ФНП) продуктов; 2 – потребление в пределах ФНП; 3 – потребление ниже ФНП; 4 – исключение данных продуктов из рациона питания.

По результатам опроса был рассчитан уровень удовлетворения физиологических потребностей в основных продуктах питания (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Уровень удовлетворения физиологических потребностей

в основных продуктах питания

 

Группа

продуктов

Уровень удовлетворения физиологиче­ских потребностей школьников стар­шей возрастной группы в основных продуктах питания, %

превы­шение ФНП

в пре­делах нормы

ниже

ФНП

не упот­реб­ляют

Хлебобулоч­ные, мучные и макарон­ные изделия

30,8

40,3

19,4

9,5

Картофель

8,5

71,9

19,6

Овощи

и бахчевые

12,0

58,4

29,6

Фрукты

и ягоды

9,5

52,8

37,7

Мясо и мя­сопродукты

6,6

73,5

18,1

1,8

Молоко и молочные продукты

12,1

63,6

18,7

5,6

Яйца

4,6

85,7

9,3

0,4

Рыба и ры­бопродукты

5,8

51,1

42,3

0,8

Масло расти­тельное

83,7

16,3

Сахар и кон­дитерские изделия

23,8

68,4

7,4

0,4

 

Анализ данных табл. 1 показал, что у школьников старшей возрастной группы выявлено несоответст­вие нормам потребления по рыбе и рыбопродуктам, фруктам и ягодам, овощам. При этом несоответствие выражено в виде недостаточности потребления ука­занных видов продуктов.

Исходя из выявленной фактической недостаточ­ности рационов питания можно сделать вывод, что для школьников старших классов характерен дефи­цит витаминов А, В1, В2, РР, С, а также минераль­ных элементов: йода, фосфора, магния и калия.

Следует отметить, что недостаток в питании мик­ронутриентов, таких как витамины и минеральные элементы, приводит к снижению сопротивляемости организма, к развитию различных заболеваний, к за­держке физического и умственного развития ребенка.

Для старшеклассников характерно превышение нормы потребления таких групп продуктов, как муч­ные, кондитерские и хлебобулочные изделия. По всей видимости, это связано с тем, что подростки выбирают рацион питания в школьной столовой самостоятельно и не следуют принципам здорового питания. Вынужденное или потенцированное «голо­дание» в подростковом (юношеском) возрасте, еда всухомятку, в том числе такое распространенное яв­ление среди старших школьников, как употребление продуктов быстрого питания (фаст-фуд), сухариков или чипсов, не создают условия для оптимального функционирования пищеварительного тракта. Несо­мненно важно и нарушенное качество принимаемой пищи – снижение в рационе содержания раститель­ной клетчатки, естественных пре- и пробиотиков.

В нарушении питания старшеклассников, вероятно, имеют значение и другие факторы, например, привычки питания в семье, уровень жизни, доступность цен на предприятиях общественного питания и др.

Анализ полученных данных, а также результаты исследования видового ассортимента потребляемых школьниками продуктов позволяют сделать вывод, что в настоящее время сформировался отход от тра­диционных принципов питания российских школь­ников.

Современные дети и подростки окружены огром­ным количеством пищевой продукции, которая от­личается несбалансированностью по химическому составу: сниженным содержанием животных белков, более высоким содержанием жира, рафинированных углеводов. Традиционные для России фрукты и овощи заменяются продуктами, количество витами­нов в которых снижено вследствие длительного хра­нения и условий транспортировки.

При оптимизации пищевого статуса детей школь­ного возраста следует учитывать и изменения в их образе жизни. Снижение объема двигательной ак­тивности современных детей и подростков обуслов­ливает снижение потребности в общей калорийности рациона.

Несмотря на имеющийся ассортимент пищевой продукции для школьного питания, существенно не хватает специализированных пищевых продуктов, позволяющих решить проблему полноценного по­ступления в организм всех необходимых питатель­ных веществ, витаминов, минеральных веществ. Особый недостаток отмечается в продуктах, обла­дающих иммуномодулирующими, антиоксидант­ными, антитоксическими, радиопротекторными и адаптогенными свойствами.

Существующие на пищевом рынке специализи­рованные продукты либо имеют высокую стоимость и потому недоступны в школьном питании, либо ха­рактеризуются низкой привлекательностью для детей.

При этом важно уделять внимание формирова­нию у детей и взрослых сознательного подхода к вы­бору продуктов питания не только в семье, но и в образовательных учреждениях, поскольку рацио­нальное питание является основой нормального фи­зического и нервно-психического развития школьни­ков и способствует эффективному обучению.

Проведенные исследования показали, что для со­вершенствования организации школьного питания необходимо:

– повысить осведомленность населения в области создания специализированных продуктов питания для детей школьного возраста;

– активизировать участие родителей, школьных врачей и педагогов в формировании здорового об­раза жизни, разъяснении принципов рационального питания;

– разработать сбалансированные рационы, позво­ляющие ликвидировать имеющийся дисбаланс в пи­щевом статусе за счет создания специализированных продуктов, которые были бы востребованы школь­никами;

– для питания школьников с различными хрони­ческими заболеваниями разработать научно обосно­ванные рецептуры продуктов, которые в настоящее время отсутствуют в ассортименте продукции школьных столовых;

– пересмотреть физиологические возрастные нормы питания школьников с учетом изменившегося образа жизни, повышения уровня психоэмоциональ­ной нагрузки, снижения двигательной активности и физической нагрузки;

– использовать современное оборудование для приготовления блюд в щадящих технологических режимах;

– актуализировать нормативно-техническую до­кументацию по разработке продуктов питания для школьников разных возрастных групп.

 

 

 

Список литературы

1. Мазо, В.К. Обогащенные и функциональные пищевые продукты: сходство и различия / В.К. Мазо, В.М. Коден-цова, О.А. Вржесинская и др. // Вопросы питания. - 2012. - № 1. - С. 63-67.

2. Позняковский, В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов. - 5-е изд., испр. и доп. / В.М. Позняковский. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 455 с.

3. Гордынец, С.А. Развитие индустрии детского, школьного и здорового питания / С.А. Гордынец // Пищевая про-мышленность: наука и технологии. - 2008. - № 1. - С. 16-20.

4. Масанский, С. Система управления школьным питанием / С. Масанский // Питание и общество. - 2005. - № 1. - С. 6-7.

5. Шамкова, Н.Т. Научные принципы создания технологий и формирования качества специализированной кулинар¬ной продукции для детей школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра техн. наук / Шамкова Наталья Тимофеевна. - Краснодар, 2011. - 50 с.

6. Клиндухов, В.П. Оптимизация школьного питания: проблемы и решения / В.П. Клиндухов, Е.А. Бутина // Извес¬тия вузов. Пищевая технология. - 2008. - № 2-3. - С. 15-20.

7. Решетников, О.В. Режим питания как фактор риска диспептической симптоматики у подростков: 2-летнее проспек-тивное исследование / О.В. Решетников, С.А. Курилович, М.Ю. Денисов // Вопросы питания. - 2010. - № 2. - С. 39-42.

8. Амурская область в цифрах: краткий статистический сборник. - Благовещенск, 2011. - 370 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?