ИММИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье предложено рассмотрение системы среднего (школьного) образования с точки зрения инокультурной иммиграции. Показано влияние международной иммиграции на образовательный процесс, труд учителя. Выделены факторы, затрудняющие интеграцию детей иммигрантов в принимающее общество

Ключевые слова:
система образования, учащиеся из семей иммигрантов, интеграция, формирование общегражданской идентичности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Система образования – традиционно один из главных факторов цивилизационного общества. Образовательный уровень общества определяет его технологический ресурс, экономический и стратегический потенциал, перспективы дальнейшего развития. Уровень образованности влияет на качество жизни граждан страны, роль и место государства в мире. Стоит напомнить, что образовательный и профессиональный ресурс создают условия для социальной защищенности человека, являются предпосылкой для гибкого перестраивания, переучивания в связи с технологическими изменениями и рыночными требованиями. В этом смысле образование признается в качестве общественного и индивидуального резерва, основы социальной стабильности и уверенности.

Вместе с тем нельзя не отметить, что процессы глобализации, в том числе интенсивной международной миграции, создали новую ситуацию как в обществах принимающих стран в целом, так и в такой особой и социально значимой сфере как образование. В наибольшей степени это проявилось в системе общего среднего, т.е. школьного, обучения. Приток детей из сопредельных государств, увеличение абсолютного числа и доли инокультурных учащихся породили межкультурные барьеры во взаимодействиях между местными школьниками и приезжими. Наиболее заметными и ощутимыми стали языковые и конфессиональные различия. Разные условия социализации детей иммигрантов и представителей принимающего общества сформировали разный культурный и религиозный капитал, разную систему и шкалу ценностных приоритетов. Желание приезжих сохранить ввезенную культуру, жить по своим законам порождает определенную отстраненность и отчужденность; ведет к солидаризации по этнорелигиозному, диаспоральному принципу. В результате разрыв между иммигрантами и местными учащимися, жителями в целом может нарастать и усиливаться. Такой вариант развития взаимодействий затрудняет не только процесс школьного обучения, но и интеграцию приезжих в целом, противоречит долгосрочным интересам принимающего общества. Дальнейшее увеличение доли неинкорпорированных иммигрантов способствует росту взаимного непонимания и социальной дезинтегрированности общества. Заметим, что данная проблема не носит исключительно частный, единичный характер или связанный только с отдельной, конкретной, в частности нашей страной. В значительной степени она коснулась мирового сообщества в целом, особенно иммиграционно привлекательных европейских стран.

Массовые иммиграционные процессы предъявили новые требования к системе образования. Приток инокультурных учащихся ведет к изменению образовательного пространства, в определенных случаях, его деструктивной деформации. Система школьного образования претерпевает ряд трансформаций, которые затронули всех основных участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и их родителей. Меняется структура группы «учащиеся», ее качественные характеристики – возрастает доля инокультурного сообщества, часто с недостаточным уровнем уже полученного образования, не знающего русского языка. Большинство иммигрантов, прибывающих сегодня из Средней и Центральной Азии, у себя на родине находились вне поля влияния российской, русской культуры и языка. Напротив, в их странах на протяжении уже нескольких десятилетий идет интенсивное и повсеместное возвращение к своим национальным традициям и языку. Закономерным результатом подобных процессов становится ментальное отдаление местного населения и иммигрантов. Как следствие, актуализировалась потребность в интеграции инокультурных учащихся как в общество, так и в образовательную систему принимающего социума. Основная нагрузка по налаживанию взаимодействий с детьми иммигрантов, их социализации и включению в принимающее общество ложится на институт среднего образования.

Возникла потребность в формировании новых организационных структур, методических материалов, помогающих обеспечить интеграцию детей иммигрантов. При наличии детей иммигрантов адаптируются, модифицируются и сами образовательные и воспитательные процессы. Четко проявилась необходимость в разработке педагогических технологий, повышающих эффективность образовательного процесса приезжих.

Низкий образовательный и социализирующий результат, отсутствие достаточной государственной поддержки в обучении инокультурных учащихся могут вести к неудовлетворенности работников системы образования результатами своей работы, к вымыванию из школьного образования сильных педагогов, снижению профессиональной отдачи и депрофессионализации учительства как группы в целом. Иными словами, в условиях иммиграционного притока учащихся из сопредельных стран наблюдается дисфункции школьного образования. Усилия педагогов смещаются в сферу социализации детей иммигрантов, обучения их русскому языку, культурным нормам нашей страны. Интенсификация аккультурационных, воспитательных задач может вести к снижению качества усвоения содержания школьного курса. Подобная, в общем-то уникальная, ситуация ведет к интенсификации труда учителя. Перед педагогическим сообществом ставятся новые задачи, усложняются уже существующие. Возникающая двойная нагрузка на педагогов может приводить к моральному и эмоциональному стрессу и травмированию представителей этой важнейшей социально-профессиональной группы.

Осложняющим фактором, неоднократно отмечаемым педагогами, является наличие у части родителей потребительского отношения к школе. Замечались ситуации, когда дети иноэтничных мигрантов настаивали на своих «этнических правах», были склонны к односторонней толерантности – «все проблемы решать должен учитель, с себя ответственность стараются снять». Педагоги отмечают, что отношения с родителями приезжих выстраивать сложнее, чем с детьми, особенно, если родители не хотят идти на контакт, а также заниматься образованием детей. В качестве положительного фактора учителя отмечают, что у приезжих, как правило, полные, непьющие семьи, сильные семейно-родственные традиции.

Отдельная проблема – «текучесть» учащихся, практика постоянной смены места жительства, отсутствие постоянной регистрации, регулярные возвращения на родину. По словам педагогов, розыск таких детей существенно усложняет работу. Все это ведет к частым перерывам в учебе и смене школ.

Превентивной мерой и конструктивным подходом к решению уже существующих и предупреждению потенциальных языковых и коммуникативных проблем является активное включение детей иммигрантов в систему детских дошкольных заведений.

Вместе с тем, система школьного образования является, возможно, самым главным и потенциально самым эффективным социальным институтом способным предотвратить межкультурные и межэтнические противоречия, объединить представителей разных культур, иммигрантов и принимающее общество на основе формирования общегражданской идентичности. И в этих условиях, как отмечают сами педагоги, необходимо усиление связующего общероссийского компонента, его преломление в программах и задачах школьного обучения. Выстраивание общероссийской идентичности, связывающей и консолидирующей всех граждан страны, должно стать государственно артикулированной социальной функцией института образования.

Список литературы

1. Солодова Г.С. Интеграция мигрантов-мусульман в российское общество // Социологические исследования. – 2011. – № 4. – С. 44-49.

2. Краснопольская И.И., Солодова Г.С. Социальное конструирование этничности // Социологические исследования. – 2013. – № 12. – С. 26-34.

3. Солодова Г.С. Этничность. Ислам. Интеграция мигрантов-мусульман / Г.С. Солодова, А.И. Кириллова, И.И. Краснопольская, М.С. Решетинская, Т.В. Щеклачева; отв. ред. Г.С. Солодова; ИФПР СО РАН. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. – 234 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?