Калуга, Россия
федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (лаборатория психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых, главный научный сотрудник)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Калуга, Россия
Проблема нравственных идеалов подрастающего поколения является сегодня остро актуальной как в свете современной образовательной политики Российской Федерации, так и на мировом уровне. Работа выполнена по результатам исследования на сервисе «Опросникум» Государственного университета просвещения. Цель – изучить нравственный идеал подростков (на примере г. Калуги и Калужской области). Респонденты: 1065 подростков из 21 образовательной организации г. Калуги, г. Обнинска, д. Коренёво, д. Романово, д. Мятлево. Комплекс диагностических методик вошли: тест Е. Н. Прошицкой, С. С. Гриншпун «Отношение к нравственным нормам поведения», опросник М. И. Рожкова, И. В. Ивановой «Мой идеал», методика И. В. Ивановой «Диагностика готовности подростков к саморазвитию», методика А. И. Шемшуриной «Диагностика нравственной мотивации». В ходе анализа выявлены тенденции формирования нравственного идеала у современных подростков. Обнаружены связи между нравственным идеалом подростка и его личностными характеристиками (сформированностью личностных сфер, нравственной мотивации и отношения к нравственным нормам поведения). Сравнительный анализ полученных данных с результатами подобного мониторинга 2019–2020 гг., и с результатами других сопоставимых исследований отечественных и зарубежных ученых позволил не только выявить ряд тенденций, характерных для формирования нравственного идеала современных подростков, но и оценить возможные причины их возникновения. В качестве рисков, возникающих на пути формирования нравственного идеала у подростков, обозначены: риски, связанные с выбором в качестве идеала образа, не воплощающего в себе нравственные ценности (в силу слабой осведомленности о характеристиках личности идеала, доверия интернет-контенту и другим источникам информации, неготовности проводить нравственную рефлексию и критическую оценку и пр.); риски, связанные с выбором образа, транслируемого с заведомо ложными характеристиками, привлекательными в глазах подрастающего поколения, что провоцирует осуществление подростком неадекватной оценки имеющихся у него личностных ресурсов для саморазвития. В таком случае возможна деформация восприятия окружающего мира и формирование ложного проецирования себя в будущем. Результаты исследования будут учтены при разработке модели педагогического сопровождения экзистенциального выбора подростка, которая будет основываться на методологии экзистенциального подхода к воспитанию.
подросток, нравственный идеал, ценности, экзистенциальная сфера, экзистенциальный выбор, воспитание
1. Антопольская Т. А., Панов В. И., Силаков А. С. Моделирование развития субъектности подростков поколения Z в условиях социально-обогащенной среды дополнительного образования. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 43–50. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-5
2. Аринин Е. И. Проект «Теология (богословие) и религиоведение в России: между медиа и диалогом экспертов». Религия, наука и теология: вызовы и проблемы современности, ред. Е. И. Аринин. Владимир: Аркаим, 2021. Т. 37. С. 207–237. https://elibrary.ru/gttfqn
3. Байбородова Л. В., Иванова И. В., Рожков М. И. Нравственный идеал современного ребенка: сопровождение выбора. Образование и саморазвитие. 2024. Т. 19. № 3. С. 84–97. https://doi.org/10.26907/esd.19.3.07
4. Баранова В. А., Дубовская Е. М., Савина О. О. Представления о характеристиках ответственности у подростков. Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19. № 2. С. 36–46. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0203
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. 3-е изд. М.-Воронеж: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2001. 349 с.
6. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград: КГУ, 2000. 572 с. https://elibrary.ru/kklkkt
7. Давидович В. Е. Теория идеала. Ростов н/Д: Ростовский ун-т, 1983. 184 с.
8. Ибраев М. Проблема формирования нравственных и культурных ценностей в системе ценностей современных подростков. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 6-3. С. 100–102. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2024-6-3-100-102
9. Иванова И. В. Самопознание и саморазвитие. М.: Директ-Медиа, 2023. 316 с. С. 308–314. https://elibrary.ru/whzujo
10. Иванова И. В., Шевченко К. А. Нравственные идеалы современных школьников. Воспитание школьников. 2025. № 7. С. 19–32. https://doi.org/10.47639/0130-0776_2025_7_19
11. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. 2-е изд. Киев: Час-Крок, 2006. 312 с.
12. Исупова О. Г. Гендерная специфика жизненных планов молодежи Дальнего Востока России. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С. 602–628. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1715
13. Колбасина Л. В. Роль семьи в воспитании ценностей у детей в условиях поликультурной среды. Педагогическая наука и практика. 2020. № 3. 134–137. https://elibrary.ru/vgahov
14. Корниенко Д. С., Фоминых А. Я., Веракса А. Н., Калимуллин А. М., Семенов Ю. И. Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростков при разных уровнях саморегуляции. Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 1. С. 130–145. https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.130-145
15. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании, пер. с польск. М.: Политиздат, 1990. 493 с.
16. Кудрявцева Е. Ю. Особенности ценностных ориентаций молодежи в современном меняющимся мире. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: Всерос. с Междунар. уч. науч.-практ. конф. (Республика Алтай, Горно-Алтайск, 15 февраля 2023 г.) Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2023. С. 25–28. https://elibrary.ru/gwrmwm
17. Ланге Н. А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании современной молодежи. Наука, образование и культура. 2019. № 9. С. 30–33. https://elibrary.ru/tlhiit
18. Летина Н. Н., Чернявская А. П. Социокультурные аспекты идеала личности в сознании российского подростка. Верхневолжский филологический вестник. 2024. № 4. С. 253–266. https://elibrary.ru/hmxlic
19. Маралов В. Г., Низовских Н. А., Щукина М. А. Психология саморазвития. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 320 с. https://elibrary.ru/gdyblc
20. Марциновская Т. Д., Марютина Т. М., Стефаненко Т. Г. Психология развития. М.: Академия, 2005. 528 с.
21. Мирошкина М. Р., Рожков М. И., Евладова Е. Б., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Лобынцева С. В. Самоорганизация детей и взрослых как ответ на вызов неопределенности. М.: ИИДСВ РАО, 2020. 144 с. https://elibrary.ru/sctwea
22. Николаева И. А. Идеалы студенческой молодежи в соотнесении с настоящим, возможным и анти-идеальным. Образование и наука. 2022. Т. 24. № 4. С. 168–199. https://doi.org/10.17853/1994-5639- 2022-4-168-199
23. Патрикеева Э. Г., Калинина Т. В. Воспитание морально-нравственных ценностей у современных подростков в условиях образовательного учреждения. Концепт. 2019. № 7. С. 10–23. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2019-11049
24. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя, сост. Н. А. Панченко. Волгоград: Учитель, 2006. 128 с.
25. Петряков П. А., Певзнер М. Н., Шустров А. С. Цифровое поколение в оценке современных студентов вуза: мифы и реальность. Перспективы науки и образования. 2024. № 6. С. 53–72. https://doi.org/10.32744/pse.2024.6.4
26. Репринцев А. В. Современные подходы и опыт исследования ценностно-смысловой сферы подростков и молодежи. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики, ред. М. И. Рожков. Ярославль: ЯГПУ, 2023. Т. 1. С. 177–217. https://elibrary.ru/tjftdq
27. Рожков М. И., Иванова И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании. Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1. С. 37–47. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-1-118-37-47
28. Романоф Н. А. Особенности представлений подростков об идеальной личности. Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 5. Гуманитарные науки. Технические науки. 2023. № 4. С. 70–75. https://elibrary.ru/rtdnvy
29. Рубанова Э. Э., Шалова С. Ю. Идеал человека в представлении современных подростков. Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4. С. 48–50. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-495-48-50
30. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. 415 с.
31. Сахарчук Е. С., Киселева И. А., Баграмян Э. Р., Сахарчук А. Л. Аксиология образования: идеалы и объединяющие ценности в социальном воспитании современной студенческой молодежи. Образование и наука. 2023. Т. 25. № 3. С. 67–96. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023- 3-67-96
32. Смирнов Р. Г. Операционализация феномена «поколение онлайн». Цифровая среда. 2019. Т. 2. № 4. С. 31–38. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-4-31-38
33. Столбова Е. А., Цилицкий В. С. Исследование ценностно-мировоззренческих ориентаций личности современных подростков в воспитывающей среде. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2024. Т. 13. № 4. С. 155–158. https://elibrary.ru/kuqebf
34. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М.: Междунар. пед. акад., 1994. 192 с.
35. Шафикова Р. Р. Современная школа как основной институт формирования духовно-нравственного воспитания личности. Проблемы науки. 2021. № 8. С. 47–49. https://elibrary.ru/otirqa
36. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
37. Cheng H. A Critical review of Chinese theoretical research on moral education since 2000. ECNU Review of Education, 2019, 2(4): 561–580. https://doi.org/10.1177/2096531119886490
38. Li J., Xia Y. Crisis and strategy: National identity education for teenagers in the digital age. US-China Education Review, 2025, 15(5): 352–360. https://doi.org/10.17265/2161-623X/2025.05.005
39. Liu P., Feng T. The effect of future time perspective on procrastination: The role of parahippocampal gyrus and ventromedial prefrontal cortex. Brain Imaging and Behavior, 2019, 13(3): 615–622. https://doi.org/10.1007/s11682-018-9874-4
40. McKenzie J., Benson C., Brazier V., Castellanos M., Castillo S. G., Pilavian N., Yang B. P., Yang P., Zamora K. C., Penrach S. Amateur adult, house husband, or very late teenager? Lay theories of emerging adulthood among rural-and urban-reared Thai youth. Emerging Adulthood, 2025, 13(3): 536–553. https://doi.org/10.1177/21676968241302727
41. McLoughlin S., Kristjánsson K. Virtues as protective factors for adolescent mental health. Journal of Research on Adolescence, 2025, 35(1). http://doi.org/10.1111/jora.13004
42. Nubila S. Social media and moral decadence among the youth in Ghana: A case of effia-kwesimintsim district. University of Cape Coast, 2025, 158. URL: http://hdl.handle.net/123456789/12158 (accessed 21 Oct 2025).
43. Qashmer A. F. Moral identity in adolescence. Journal of Education and Practice, 2020, 11(9): 79–82. http://doi.org/10.7176/JEP/11-9-09
44. Wang Y., Yue X. The relationship between moral ideals and education. Asian Journal of Social Science Studies, 2000, 5(2). https://doi.org/10.20849/ajsss.v5i2.763
45. Zaleski Z., Sobol-Kwapinska M., Przepiorka A., Meisner M. Development and validation of the dark future scale. Time & Society, 2019, 28(1): 107–123. https://doi.org/10.1177/0961463X16678257
46. Zhang S. Analysis on the formation mechanism of young people’s moral ideal. Philosophy of Being Human as the Core of Interdisciplinary Research (ICCESSH 2021): Proc. 6th Intern. Conf. on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities, online on the Microsoft Teams platform, 22–23 Apr 2021. Atlantis Press, 2021, 61–65. https://doi.org/10.2991/assehr.k.210902.010
47. Zhao H., Shi Q. Accessing the impact mechanism of sense of virtual community on user engagement. Frontiers in Psychology, 2022, (13). https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.907606
48. Zilka G. C. Teenagers connected to digital environments – what happens when they get to school? Commonalities, similarities and differences from their perspective. Education and information technologies, 2019, 25(1): 1743–1758. https://doi.org/10.1007/s10639-019-10052-y



