МЕТАФОРЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЛАКАТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЛАКАТОВ В РАЗДЕЛЕ «ПЛАКАТ Z» НА САЙТЕ МИНОБОРОНЫ РОССИИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Плакаты представляют собой сложные гибридные тексты, сочетающие вербальные и визуальные компоненты и призванные оказывать комплексное воздействие на зрителя. Цель – проанализировать метафорическое интерактивное значение символик и смыслового построения метафор для реализации позитивной пропаганды в разделе «Плакат Z» Минобороны России. Материал исследования – 119 плакатов раздела «Плакат Z», выпущенных Министерством обороны Российской Федерации. Проанализированы метафоры с точки зрения интерактивного значения, выявлено смысловое построение метафор, разработано частотное распределение смыслового построения. Результаты показали, что на уровне интерактивного значения российские военные агитационные плакаты обладают мультимодальным механизмом построения дискурса, агитационные плакаты конструируют двойное напряжение военно-гражданских отношений через различную конфигурацию дистанций фрейминга (60 % личного расстояния / 30 % социального расстояния / 10 % очень близкого и общественного расстояния). С одной стороны, они используют перспективу крупного плана для создания иммерсивной военной сцены, призывая население вступить в армию, а с другой – формируют барьер знания через отстраненную презентацию оружия, что усиливает позицию поддержки зрителей. В вертикальной перспективе доминирует горизонтальный ракурс (82 %), который выстраивает равные военно-­гражданские отношения, дополненный видом снизу (13 %) и видом сверху (5 %) для создания двойственных образов героизации солдат и авторизации государства; в горизонтальной перспективе используются взаимодополняющие стратегии вида сбоку (55 %) и вида спереди (44 %), где первый объективно представляет детали военных операций, а второй устанавливает эмоциональную связь через зрительный контакт, формируя таким образом комбинированный коммуникативный режим передача информации – эмоциональная мобилизация. Исследование показывает, что российские военные используют множество тактик для коммуникации.

Ключевые слова:
плакат, мультимодальный дискурс, метафора, интерактивное значение, эмоциональное расстояние, властные отношения
Список литературы

1. Алекшинская Е. В. Многомерность музыкального дискурса и возможности его лингвистического исследования. Успехи гуманитарных наук. 2023. № 2. С. 130–136. https://elibrary.ru/oslvle

2. Букина А. В. Мультимодальное взаимодействие в агитационном дискурсе. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 7. С. 9–19. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_7_849_9

3. Игошина Т. С. Метафора как средство художественной выразительности плакатного искусства. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 17. С. 134–140. https://elibrary.ru/kvnjxd

4. Кулешова О. В. Карикатура и плакат как жанр искусства в период Второй мировой войны. Вестник культурологии. 2020. № 4. С. 150–169. https://doi.org/10.31249/hoc/2020.04.11

5. Филатова А. Г. Лингвокреативность и ее функционально-текстовый потенциал (на материале немецкого политического плаката). Университетский научный журнал. 2022. № 68. С. 196–202. https://doi.org/10.25807/22225064_2022_68_196

6. Chandler D. Semiotics: The basics. London: Routledge, 2004, 296. https://doi.org/10.4324/9780203014936

7. Chemodurova Z. M. Visual foregrounding in contemporary fiction. Issues of cognitive linguistics, 2021, (2): 5–15. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2021-2-5-15

8. Fauconnier G., Turner M. Conceptual integration networks. Cognitive Science, 1998, 22(2): 133–187. https://doi.org/10.1207/s15516709cog2202_1

9. Forceville C. J. Non-verbal and multimodal metaphor in a cognitivist framework: Agendas for research. Multimodal metaphor, eds. Forceville C. J., Urios-Aparisi E. Berlin: Mouton de Gruyter, 2009, 19–42.

10. Hall E. T. The hidden dimension. London: Bodley Head, 1969, 216.

11. Kress G., Van Leeuwen T. Reading images: The grammar of visual design. 3rd ed. London: Routledge, 2020, 310.

12. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago-London: University of Chicago Press, 1980, 241.

13. Li M., Gibbons J., Pham Q. N. Re-exploring writer-reader interaction: Analyzing metadiscourse in EAP student’ infographics. Journal of English for Academic Purposes, 2023, 66. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2023.101303

14. Lirola M. M. Multimodal analysis of a sample of political posters in Ireland during and after the Celtic Tiger. Revista Signos, 2016, 49(91): 245–267. http://dx.doi.org/10.4067/S0718-09342016000200005

15. Messaris P. Visual literacy: Image, mind and reality. Boulder: Westview Press, 1994, 224.

16. Pavlina S. Yu. Multimodal texts in visual political communication. Russian Linguistic Bulletin, 2020, (22): 9–11. https://doi.org/10.18454/RULB.2020.22.2.32

17. Richardson J. E., Monica C. Continuity and change in anti-immigrant discourse in Italy: An analysis of the visual propaganda of the Lega Nord. Journal of Language and Politics, 2013, 12(2): 180–202. https://doi.org/10.1075/jlp.12.2.02ric

18. Sun Y., Zhang M., Chen L. "Join the army. Become the power of China: Multimodal metaphors in military recruitment advertising – "The power of China". Review of Cognitive Linguistics, 2021, 19(1): 142–171. https://doi.org/10.1075/rcl.00079.sun

19. 冯德正. 多模态语法的构建:视觉语法理论发展的路径与方向. 中国外语, 2017, 14(3): 29–36.

20. 冯德正. 多模态隐喻与图像功能:视觉语法再审视. 当代修辞学, 2014, (5): 24–31.


Войти или Создать
* Забыли пароль?